Дело № 2а-4522/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи: Петрушенко Ю.В.
при секретаре: Даниловой А.А.
9 октября 2019 года, в городе Волжском, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С,О,Р. к судебным приставам исполнителям Волжского городского отдела судебных приставов №1 УФССП России по Волгоградской области Ж.Н.В., Д.О.И., начальнику отдела – старшему судебному приставу Волжского городского отдела судебных приставов №1 УФССП России по Волгоградской области Б.А.П., УФССП России по Волгоградской области о признании действий, постановлений незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Инициировав судебное разбирательство в порядке главы 22 КАС РФ, С,О,Р. в обоснование заявленных требований указал, что "."..г. постановлением судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела судебных приставов №1 УФССП России по Волгоградской области Ж.Н.В. в отношении него возбуждено исполнительное производств №...-ИП, предметом исполнения которого является взыскание алиментных платежей в пользу ---
Согласно п.2 постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель Ж.Н.В. постановила взыскиваемую сумму перечислять на депозитный счет Волжского ГОСП №1 и обязала должника С,О,Р. в случае оплаты задолженности непосредственно взыскателю предоставить копию платежного документа судебному приставу-исполнителю. Банковские реквизиты взыскателя --- должнику С,О,Р. судебный пристав не предоставил и не поставил в известность об их наличии в материалах исполнительного производства.
Постановлением от "."..г. о возложении на должника обязанности по предоставлению сведений об исполнении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель Ж.Н.В. постановила ежемесячно в период с 01 по 05 число месяца, следующего за отчетным (а в январе месяце – в период с 10 по 15 января), пребывать в Волжский ГОСП №1 и предоставлять следующие документы: справку (иной документ) о месте работы, в том числе трудовую книжку; справку о размере заработной платы, полученной за каждый месяц; документы, подтверждающие уплату алиментных платежей в размере, определенном в исполнительном документе; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, содержащий сведения о регистрации по месту жительства и по месту пребывания; сведения о принадлежащем на праве собственности имуществе.
Так же, "."..г. судебный пристав-исполнитель Ж.Н.В. выдала С,О,Р. направление в государственное учреждение «Центр занятости населения» для содействия в трудоустройстве.
С указанными постановлениями о возбуждении исполнительного производства от "."..г. в части, о возложении на должника обязанности по предоставлению сведений об исполнении исполнительного документа от "."..г., а так же с направлением в государственное учреждение «Центр занятости населения», полученным "."..г. административный истец не согласен, считает, что судебный пристав-исполнитель Ж.Н.В. совершила незаконное действие (бездействие) обязав С,О,Р. пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства взыскиваемую сумму перечислять на депозитный счет Волжского ГОСП №1, не указав в постановлении банковские реквизиты взыскателя ---, которые взыскатель предоставила вместе с судебным приказом и заявлением о возбуждении исполнительного производства, лишив С,О,Р. возможности напрямую перечислять --- ежемесячные алиментные платежи.
Кроме того, административный истец считает незаконным действие судебного пристава- исполнителя Ж.Н.В. в выдаче ему направления от "."..г. в государственное учреждение «Центр занятости населения» и об обязании его исполнить, поскольку оно затрагивает честь и достоинство административного истца, как обеспеченного гражданина, осуществляющего свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, так как С,О,Р. неоднократно сообщал, что осуществляет свою трудовую деятельность в качестве ИП и предоставил налоговые декларации за первый и второй квартал 2019 года.
Административный истец считает незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Ж.Н.В. о возложении на должника обязанности по предоставлению сведений об исполнении исполнительного документа от "."..г., поскольку С,О,Р. предоставил документы, что является индивидуальным предпринимателем (свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП) и соответственно незаконно требование о ежемесячном предоставлении трудовой книжки. Также незаконно и по тому основанию, что должник обязан предоставить сведения приставу один раз и в дальнейшем уведомлять о смене работодателя, об увольнении с места работы только при наступлении данного обстоятельства, а не ежемесячно предоставлять документальные доказательства осуществления трудовой деятельности у одного и того же работодателя. Отчет (ежеквартальную налоговою декларацию) о размере дохода С,О,Р., от
осуществляемой им деятельности в качестве ИП, он предоставляет
ежеквартально в ИФНС, согласно требования НК РФ. Таким образом, требование ежемесячного предоставления справки о размерах заработной платы также незаконны, так как заверенную ИФНС копию налоговой декларации, в подтверждение своих ежеквартальных доходов, С,О,Р. может предоставить после осуществления ИФНС проверки налоговой декларации.
Кроме того, ежемесячная явка должника для подтверждения нахождения по месту жительства или регистрации, в установленные судебным приставом-исполнителем дни, законом не предусмотрена. Сведения о наличии принадлежащего имущества С,О,Р. предоставил судебному приставу-исполнителю. Законом не установлена обязанность должника ежемесячного уведомления судебного пристава-исполнителя о наличии или отсутствии имущества у должника.
Просит суд признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. в обязании С,О,Р. пунктом 2 постановления от "."..г. о возбуждении исполнительного производства взыскиваемую сумму перечислять на депозитный счет Волжского ГОСП №1, не указав в постановлении банковские реквизиты взыскателя ---;
признать незаконным п.2 постановления от "."..г. о возбуждении исполнительного производства в части обязанности С,О,Р. перечислять взыскиваемую сумму только на депозитный счет Волжского ГОСП №1, без указания банковских реквизитов взыскателя и возможности перечислять непосредственно взыскателю;
признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. в направлении С,О,Р. в государственное учреждение «Центр занятости населения» и об обязании его исполнить;
признать незаконным направление без номера и даты в государственное учреждение «Центр занятости населения» полученное "."..г. С,О,Р. от судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В.;
признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. в обязании С,О,Р. ежемесячно являться к судебному приставу для предоставления документов и сведений, при отсутствии изменяющих их обстоятельств: справку (иной документ) о месте работы, в том числе трудовую книжку; справку о размере заработной платы, полученной за каждый месяц; документы подтверждающие уплату алиментных платежей в размере, определенном в исполнительном документе; паспорт или иной документ удостоверяющий личность, содержащий сведения с регистрации по месту жительства и по месту пребывания; сведения о принадлежащем на праве собственности имуществе;
признать полностью незаконным постановление от "."..г. судебного пристава-исполнителя Ж.Н.В. о возложении на должника обязанности по предоставлению сведений об исполнении исполнительного документа в требованиях к С,О,Р. об обязании ежемесячно в период с 01 по 05 числа месяца, следующего за отчетным (а в январе месяце - в период с 10 по 15 января), пребывать в Волжский ГОСП №1 и предоставлять следующие документы: справку (иной документ) о месте работы, в том числе трудовую книжку; справку о размере заработной платы, полученной за каждый месяц; документы подтверждающие уплату алиментных платежей в размере, определенном в исполнительном документе; паспорт или иной документ удостоверяющий личность, содержащий сведения о регистрации по месту жительства и по месту пребывания; сведения о принадлежащем на праве собственности имуществе;
указать судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и предоставить С,О,Р. банковские реквизиты взыскателя ---, для перечисления алиментных платежей непосредственно взыскателю;
указать судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и вынести новое постановление с указанием банковских реквизитов взыскателя --- с предоставлением возможности непосредственно на банковские реквизиты взыскателя осуществлять перевод алиментных платежей С,О,Р.;
указать судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и отменить направление без номера и даты в государственное учреждение «Центр занятости населения», полученное 03.09.2019 г. С,О,Р.;
указать судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и отменить полностью постановление от "."..г. о возложении на должника обязанности по предоставлению сведений об исполнении исполнительного документа.
Административный истец С,О,Р. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, доверил представление своих интересов Н.А.С., который в судебном заседании изложенные в административном исковом заявлении доводы поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика УФССП России по Волгоградской области Г,Т,В, в судебном заседании заявленные требования считала необоснованными. Суду пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении С,О,Р. не ограничивает его право на выбор способа оплаты алиментов и не запрещает перечислять их непосредственно взыскателю. Напротив, перечисление алиментов через депозитный счет УФССП избавляет должника от необходимости ежемесячно подтверждать исполнение судебного акта путем предоставления квитанций судебному приставу. Направление С,О,Р. в государственное учреждение «Центр занятости населения» так же не нарушает прав административного истца, поскольку не влечет возложение на него каких-либо обязанностей либо наступление для него каких-либо последствий в случае неявки в центр занятости. Кроме того, постановление от "."..г. о возложении на С,О,Р. обязанности являть к судебному приставу и представлять документы об имуществе и доходах, отменено, в связи с чем перестало затрагивать права и законные интересы административного истца. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители Волжского городского отдела судебных приставов №1 УФССП России по Волгоградской области Ж.Н.В., Д.О.И., начальник отдела - старший судебный пристав Волжского городского отдела судебных приставов №1 УФССП России по Волгоградской области Б.А.П., заинтересованное лицо --- в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает поданное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены задачи исполнительного производства, коими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Федерального закона также установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии ч. 1 ст. 30 вышеназванного Федерального Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что на основании судебного приказа №..., выданного "."..г. мировым судьей судебного участка № <адрес>, с С,О,Р. в пользу --- взысканы алименты на содержание ребенка (л.д.73).
"."..г. судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП №1 УФССП России по <адрес> Ж.Н.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП в отношении С,О,Р. (л.д. 70-72).
В соответствии с приложением № 53 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства", постановление судебного пристава-исполнителя должно соответствовать форме, которая утверждена Приложением № 53.
Так, в нем должны быть указаны наименование и адрес подразделения, должность и данные самого пристава, дата постановления, наименование и номер исполнительного производства, решение о его возбуждении (ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
Пристав также включает в такое постановление важную информацию, в частности: банковские реквизиты структурного подразделения территориального органа ФССП России или ФССП России; обязанность должника предоставить документы, которые подтвердят, что у него есть имущество и доходы, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ч. 14.1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве); срок для добровольного исполнения должником требования; предупреждения должнику о последствиях неисполнения требований в срок для добровольного исполнения, в частности, о взыскании исполнительского сбора и расходы по совершению исполнительных действий (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Также судебный пристав-исполнитель предупреждает об административной ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления о возбуждении исполнительного производства от "."..г. усматривается, что оно вынесено должностным лицом, имеющим полномочия на его вынесение, его форма и содержание полностью отвечают приведенным выше требованиям закона.
В частности, в п.2 оспариваемого постановления судебный пристав в соответствии с требованиями закона указал банковские реквизиты структурного подразделения территориального органа ФССП России, а так же указал на обязанность должника в случае оплаты должником задолженности непосредственно взыскателю, предоставить копию платежного документа судебному приставу-исполнителю.
Таим образом, приводимые в обоснование административного искового заявления доводы С,О,Р. о том, что в оспариваемой части постановление судебного пристава-исполнителя нарушило его права на выбор способа оплаты алиментов, в частности, его права на перечисление денежных средств непосредственно на счет взыскателя, своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
Указание конкретных реквизитов в постановлении о возбуждении исполнительного производства, на которые необходимо перечислять денежные средства, является обязанностью судебного пристава-исполнителя, которая выполнена в соответствии с требованиями закона, при этом право выбора способа оплаты должнику оспариваемым постановлением не ограничено.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного истца о том, что со стороны судебного пристава-исполнителя имеется бездействие, выражающееся в не предоставлении ему банковских реквизитов взыскателя --- для перечисления алиментных платежей непосредственно взыскателю.
Так, материалы исполнительного производства не содержат сведений о том, что С,О,Р. обращался к судебному приставу с просьбой предоставить ему указанные реквизиты, но ему было отказано.
Оценив постановление о возбуждении исполнительного производства от "."..г. в оспариваемой части, проверив доводы административного истца, учитывая положения закона, указывающие судебному приставу исполнителю на необходимость соблюдения определенной формы принятия постановления, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования в части пунктов 1, 2, 7, 8 административного искового заявления:
о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. в обязании С,О,Р. пунктом 2 постановления от "."..г. о возбуждении исполнительного производства взыскиваемую сумму перечислять на депозитный счет Волжского ГОСП №1, не указав в постановлении банковские реквизиты взыскателя ---;
признании незаконным п.2 постановления от "."..г. о возбуждении исполнительного производства в части обязанности С,О,Р. перечислять взыскиваемую сумму только на депозитный счет Волжского ГОСП №1, без указания банковских реквизитов взыскателя и возможности перечислять непосредственно взыскателю;
указании судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и предоставить С,О,Р. банковские реквизиты взыскателя ---, для перечисления алиментных платежей непосредственно взыскателю;
указании судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и вынести новое постановление с указанием банковских реквизитов взыскателя --- с предоставлением возможности непосредственно на банковские реквизиты взыскателя осуществлять перевод алиментных платежей С,О,Р.;
не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов исполнительного производства, о принятом постановлении от "."..г. С,О,Р. стало известно "."..г., что подтверждается его подписью на постановлении (л.д.70).
С настоящим административным исковым заявлением С,О,Р. обратился в суд "."..г., т.е. с пропуском установленного ч.3 ст.219 КАС РФ срока, что является самостоятельным основанием для отказа С,О,Р. в удовлетворении административного искового заявления в части требований, изложенных в п.п. 1, 2, 7, 8.
Не подлежащими суд считает и заявленные административным истцом требования, изложенные в пунктах 5, 6 10 административного искового заявления, в которых административный истец просит признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. в обязании С,О,Р. ежемесячно являться к судебному приставу для предоставления документов и сведений, при отсутствии изменяющих их обстоятельств: справку (иной документ) о месте работы, в том числе трудовую книжку; справку о размере заработной платы, полученной за каждый месяц; документы подтверждающие уплату алиментных платежей в размере, определенном в исполнительном документе; паспорт или иной документ удостоверяющий личность, содержащий сведения с регистрации по месту жительства и по месту пребывания; сведения о принадлежащем на праве собственности имуществе; признать полностью незаконным постановление от "."..г. судебного пристава-исполнителя Ж.Н.В. о возложении на должника обязанности по предоставлению сведений об исполнении исполнительного документа в требованиях к С,О,Р. об обязании ежемесячно в период с 01 по 05 числа месяца, следующего за отчетным (а в январе месяце - в период с 10 по 15 января), пребывать в Волжский ГОСП №1 и предоставлять следующие документы: справку (иной документ) о месте работы, в том числе трудовую книжку; справку о размере заработной платы, полученной за каждый месяц; документы подтверждающие уплату алиментных платежей в размере, определенном в исполнительном документе; паспорт или иной документ удостоверяющий личность, содержащий сведения о регистрации по месту жительства и по месту пребывания; сведения о принадлежащем на праве собственности имуществе; указать судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и отменить полностью постановление от "."..г. о возложении на должника обязанности по предоставлению сведений об исполнении исполнительного документа.
При этом суд исходит из того, что подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
В судебном заседании установлено, что в рамках спорного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Ж.Н.В. "."..г. вынесено постановление о возложении на должника С,О,Р. обязанности ежемесячно в период с 01 по 05 числа месяца, следующего за отчетным (а в январе месяце - в период с 10 по 15 января), пребывать в Волжский ГОСП №1 и предоставлять следующие документы: справку (иной документ) о месте работы, в том числе трудовую книжку; справку о размере заработной платы, полученной за каждый месяц; документы подтверждающие уплату алиментных платежей в размере, определенном в исполнительном документе; паспорт или иной документ удостоверяющий личность, содержащий сведения о регистрации по месту жительства и по месту пребывания; сведения о принадлежащем на праве собственности имуществе (л.д.43-44).
"."..г. постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом Волжского ГОСП №1 УФССП России по Волгоградской области Б.А.П. постановление судебного пристава-исполнителя Ж.Н.В. от "."..г., возлагающее на С,О,Р. выше перечисленные обязанности, отменено (л.д.93-94).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что формальное право административного истца на момент рассмотрения спора судом в указанной части исковых требований восстановлено быть не может, поскольку оспариваемое постановление от "."..г. отменено, а иного способа, а равно восстановления данного права решение суда породить не может, то заявленные истцом требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что "."..г., с учетом внесенных "."..г. изменений, судебным приставом-исполнителем Ж.Н.В. вручено должнику С,О,Р. направление в Центр занятости населения с целью трудоустройства (л.д.48-49, 92).
Оспаривая законность врученного ему направления, административный истец указывает на то, что является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем не может быть трудоустроен через органы занятости населения.
Отклоняя доводы административного истца, суд исходит из того, что содержание статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указывает на то, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Федерального закона).
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей, что следует из статьи 5 Федерального закона и части 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах".
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Меры принудительного исполнения определены в части 3 статьи 68 Федерального закона.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд в Российской Федерации запрещен, а, значит, гражданин самостоятелен в принятии решения о трудоустройстве.
Таким образом, направление должника в центр занятости населения не отнесено законом к мерам принудительного исполнения судебного акта, а является мерой, направленной на побуждение должника к трудоустройству с целью возможности исполнить судебное решение.
Само по себе направление от "."..г., врученное С,О,Р. судебным приставом-исполнителем, не нарушает его прав и законных интересов, не ограничивает его право на труд, в том числе, право на занятие индивидуальным предпринимательством. Оно не возлагает на должника какой-либо обязанности и не влечет наступления каких-либо негативных последствий в случае неявки в центр занятости населения.
Таким образом, поскольку административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, нарушение его прав, свобод и законных интересов выданным ему судебным приставом направлением от "."..г. в центр занятости населения, то заявленные им в пунктах 3, 4, 9 административного искового заявления требования о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. в направлении С,О,Р. в государственное учреждение «Центр занятости населения» и об обязании его исполнить; признании незаконным направления без номера и даты в государственное учреждение «Центр занятости населения» полученное "."..г. С,О,Р. от судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В.; указании судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 Ж.Н.В. на обязанность устранить незаконное действие (бездействие) и отменить направление без номера и даты в государственное учреждение «Центр занятости населения», полученное "."..г. С,О,Р., не подлежат удовлетворению.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Оснований для восстановления каких-либо прав административного истца в рамках заявленных С,О,Р. требований судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем заявленные им требования подлежат отклонению в полном объеме.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
С,О,Р. в удовлетворении административного искового заявления к судебным приставам исполнителям Волжского городского отдела судебных приставов №1 УФССП России по Волгоградской области Ж.Н.В., Д.О.И., начальнику отдела – старшему судебному приставу Волжского городского отдела судебных приставов №1 УФССП России по Волгоградской области Б.А.П., УФССП России по Волгоградской области о признании действий, постановлений незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - Ю.В. Петрушенко
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 18 октября 2019 года.
Судья - Ю.В. Петрушенко