Решение по делу № 2а-459/2020 от 24.01.2020

Дело № 2а-459/2020

64RS0043-01-2019-005854-46

Решение

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года                  город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Хисяметдиновой В.М.,

при секретаре Кабышевой А.К.,

с участием административного истца Жаданова Д.В., представителя административного истца Червякова В.И.,

представителя административного ответчика Куликовой В.А.,

представителя заинтересованного лица – комитета по управлению имуществом города Саратова Животиковой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Жаданова Д. В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании действий по выдаче градостроительного плана земельного участка незаконными, возложении обязанности выдать новый градостроительный план,

установил:

Жаданов Д.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», и с учетом уточнения просит признать действия ответчика по выдаче градостроительного плана земельного участка <№> от 24.05.2018 в части указания на земельном участке спортивной площадки незаконными, обязать ответчика выдать новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 2088 кв.м в г. Саратове, на территории, прилегающей к жилому дому по <адрес>, без размещения на нем незаконной спортивной площадки.

В обоснование заявленных требований истец указал, что у него в аренде находится вышеуказанный земельный участок. Согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» земельный участок расположен в границах территориальной зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (Ж-1), для которой действуют градостроительные регламенты и определены виды разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с видом разрешенного использования, установленного
ст.37 ГрК РФ, истец на данном земельном участке имеет намерение строить многоквартирный жилой дом, в связи с чем для получения разрешения на строительство Жаданов Д.В. 28.04.2018 обратился к администрации с заявлением о выдаче градостроительного плана (ГПЗУ).

28.08.2019 в адрес истца был направлен запрашиваемый градостроительный план.

По мнению истца, указанный план не соответствует требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам, а именно, по центру плана указана спортивная площадка, что фактически препятствует истцу в получении разрешения на строительство. Спортивная площадка является незаконной, поскольку в договоре аренды земельного участка она отсутствует, субарендаторов земельного участка также не имеется. Истец указывает также, что в документах, представленных им для получения градостроительного плана, в составе проекта предусмотрена детская площадка площадью 97 кв.м и спортивная площадка площадью 390 кв.м.

Таким образом, составленный градостроительный план лишает истца возможности получить разрешение на строительство, чем нарушаются его права по реализации интересов, связанных с арендой земельного участка.

Административный истец Жаданов Д.В. и его представитель Червяков В.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения исковых требований. В возражениях на исковое заявление указано о соответствии требованиям действующего законодательства выданного градостроительного плана.

Представитель заинтересованного лица – комитета по управлению имуществом города Саратова Животикова Ю.О. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что чертеж оспариваемого градостроительного плана земельного участка разработан на топографической основе, из которой установлено нахождение спортивной площадки с асфальтовым покрытием в границах спорного земельного участка. Полагает, что названная спортивная площадка относится к территории общего пользования, ею может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. В этой связи указывает, что основания для предоставления органами местного самоуправления в градостроительном плане земельного участка информации о допустимости строительства в месте расположения спортивной площадки отсутствовали.

Представитель заинтересованного лица комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании из представленных суду доказательств установлено, что 18.05.2011 между администрацией МО «Город Саратов» и Головчанским Ф.А. заключен договор аренды земельного участка <№>, в рамках которого арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <№>, находящийся по адресу: г. Саратов, на территории, прилегающей к жилому дому по <адрес>, в Заводском районе, площадью 2088 кв.м, для строительства хозблоков в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 23.03.2010 <№>. Договор заключен сроком на 10 лет по 18.05.2021.

Из сообщения комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.09.2014 следует, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (Ж-1).

Согласно актуальной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.01.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> установлено разрешенное использование: многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями.

По договору замены стороны в обязательстве от 16.01.2018 права арендатора по договору аренды земельного участка от 18.05.2011 перешли к Жаданову Д.В.

Из материалов дела следует также, что 28.04.2018 Жаданов Д.В. обратился в администрацию города с заявлением о подготовке градостроительного плана вышеуказанного земельного участка.

Испрашиваемый градостроительный план выдан административному истцу 28.08.2019 (т. 1 л.д. 21), что следует из сообщения администрации города
<№> от 28.08.2019, подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, доказательств иного материалы дела не содержат.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2 ст. 264 ГК РФ).

В силу п. 2 ч.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании ч. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

В силу п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на дату выдачи ГПЗУ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

По смыслу ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план воспроизводит соответствующие характеристики, которые определены в актах органов муниципальной власти в отношении территории, на которой расположен данный участок. Содержание градостроительного плана обеспечивает предоставление заинтересованному лицу всех сведений, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования конкретной территориальной зоны, в которую входит такой участок.

Сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые уже зафиксированы, в том числе в нем могут содержаться предельные параметры строительства или реконструкции, отступы и иные ограничения строительства (реконструкции). Однако он является необходимым документов, определяющим возможности застройки земельного участка.

Согласно ч.3 ст. 57.3 ГрК РФ (в редакции на дату выдачи ГПЗУ) в градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;

2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);

3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);

4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

11) о границах зон действия публичных сервитутов;

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;

15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17) о красных линиях.

Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По состоянию на дату выдачи ГПЗУ действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280.

Согласно п. 26 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются: 1) схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); 2) границы земельного участка с координатами характерных точек; 3) расположенные в границах земельного участка объекты капитального строительства (с указанием номеров таких объектов по порядку), а также расположенные в границах земельного участка сети инженерно-технического обеспечения; 4) красные линии; 5) минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 6) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии); 7) границы территории объекта культурного наследия; 8) границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны; 9) границы зон действия публичных сервитутов; 10) точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 11) условные обозначения отображаемой информации.

Согласно п.п. 6 п. 27 Приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, устанавливаемые с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм перпендикулярно друг к другу.

Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана – документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации.

Из оспариваемого градостроительного плана <№> от 24.05.2018 усматривается, что на чертеже в его составе отображено наличие спортивной площадки, данная территория отмечена как территория, в пределах границ которой строительство объектов капитального строительства не разрешается.

Проанализировав содержание вышеназванных положений закона, суд приходит к выводу о том, что оснований для указания на земельном участке спортивной площадки, обозначенной как территория, в пределах границы которой строительство объектов капитального строительства не разрешается, у административного ответчика не имелось.

Так, исходя из содержания градостроительного плана <№> от 24.05.2018, объекты капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <№> отсутствуют, также отсутствует информация о границах зон действия публичных сервитутов, о красных линиях.

Доводы заинтересованного лица о наличии на спорном земельном участке территорий общего пользования отклоняются как необоснованные.

Из положений ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Из анализа приведенных выше положений ГрК РФ следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от
25 февраля 2016 г. № 242-О.

Стороной ответчика, заинтересованными лицами не оспаривается, что красных линий на спорном земельном участке, в т.ч. с учетом Проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Заводской район), утв. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.02.2015 №244, не имеется.

Разрешенным использованием находящегося в аренде у административного истца земельного участка является размещение многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах содержание выданного градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 2088 кв.м в
г. Саратове, на территории, прилегающей к жилому дому по <адрес>,
<№> от 24.05.2018 не соответствует требованиям ГрК РФ и Приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» в части указания на чертеже градостроительного плана спортивной площадки как территории, в пределах которой строительство объектов капитального строительства не разрешено.

Отнесение части земельного участка к землям общего пользования является недостоверной информацией, а выдаваемый градостроительный план должен отражать действующий градостроительный регламент. В свою очередь администрацией муниципального образования «Город Саратов» не представлено доказательств, свидетельствующих о расположении земельного участка в границах территорий общего пользования.

Вышеуказанные обстоятельства могут повлечь за собой ограничения в использовании заявителем земельного участка, препятствия в разработке проектной документации в целях строительства, т.е. нарушать права и законные интересы административного истца. Таким образом, действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по выдаче градостроительного плана земельного участка <№> от 24.05.2018 в части указания на чертеже земельного участка спортивной площадки являются незаконными, а исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, судебные органы не вправе вмешиваться в полномочия органов местного самоуправления и возлагать на орган местного самоуправления обязанность по осуществлению конкретных действий.

Статьей 57.3 ГрК РФ выдача градостроительного плана отнесена к компетенции органов местного самоуправления, установлены сроки и порядок его подготовки. В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности выдать новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 2088 кв.м в г. Саратове, на территории, прилегающей к жилому дому по <адрес>, без размещения на нем незаконной спортивной площадки, не подлежат удовлетворению, а на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Жаданова Д.В. о выдаче градостроительного плана земельного участка.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по выдаче градостроительного плана земельного участка
<№> от 24.05.2018 в части указания на чертеже земельного участка спортивной площадки незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть повторно заявление Жаданова Д. В. о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 2088 кв.м в г. Саратове, на территории, прилегающей к жилому дому по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2020 года.

Судья                      В.М. Хисяметдинова

2а-459/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жаданов Дмитрий Владимирович
Ответчики
Администрация муниципального образования «Город Саратов»
Другие
комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов"
Комитет по архитектуре администрации МО "Город Саратов"
Червяков Дмитрий Владимирович
Суд
Заводской районный суд г. Саратов
Судья
Хисяметдинова Валентина Мянсуровна
Дело на странице суда
zavodskoi.sar.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
24.01.2020Передача материалов судье
27.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Судебное заседание
12.02.2020Судебное заседание
18.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее