Дело № 2-2906/2021 74RS0017-01-2021-003896-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Барашевой М.В.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2906/2021 по исковому заявлению Максимова Бориса Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Максимов Б.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в РФ в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) (далее УПФР), в котором с учетом уточнений просит (л.д. 6, 108):
признать незаконным решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях»;
признать право на получение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст.12.1 ФЗ О государственной социальной помощи» с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ;
возложить обязанность включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>;
возложить обязанность выплатить страховую пенсию по старости и федеральную социальную доплату к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы за оформление нотариальной доверенности в сумме 2 000 рублей.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» и с ДД.ММ.ГГГГ – фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи». Пенсия назначена с момента повторного обращения в УПФР – ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально с заявлением о назначении страховой пенсии обратился ДД.ММ.ГГГГ, в назначении пенсии было отказано на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия необходимого страхового стажа не менее 7 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента. При обращении в пенсионный фонд у него отсутствовала трудовая книжка, утрачена при обрушении дома. После признания дома непригодным для проживания проживал в МБУ «<данные изъяты>». Оказавшись в трудной жизненной ситуации, полагал, что государство в лице органов пенсионного обеспечения и иных муниципальных органов окажет содействие в сборе необходимых документов по подтверждению страхового стажа. При обращении за заявлением в УПФР им были представлены документы (архивные справки), сотруднику УПФР сообщил о периодах трудовой деятельности, в том числе в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ Запрос о предоставлении информации по этому периоду работы УПФР сделан не был.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, внесенным в протокол судебного заседания (л.д. 61), в связи с произошедшей реорганизацией по ходатайству ответчика Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда в РФ в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) заменено на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (л.д. 34, 61).
Истец и его представитель Фролов П.С., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 114,118).
Ранее в судебном заседании, представитель истца Фролов П.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что трудовая книжка истцом была утрачена до обрушения его дома. Решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловал, а повторно в ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии, представив справку о работе в <данные изъяты> в спорные периоды. Решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее ОПФР) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 115).
Ранее в судебном заседании представитель ОПФР Герасимова Н.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45), выразила несогласие с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 46-47). Дополнительно пояснила, что при утери трудовой книжки обязанность по подтверждению трудовой деятельности возлагается на заявителя, УПФР только проверял предоставленные сведения. Сведения о работе в <данные изъяты> и архивная справка были предоставлены Максимовым Б.В. только при повторном обращении с заявлением о назначении стразовой пенсии. При первоначальном обращении о работе в <данные изъяты> в указанные периоды не сообщал. При обращении в УПФР в ДД.ММ.ГГГГ Максимову разъяснялся порядок подтверждения страхового стажа при отсутствии трудовой книжки и сообщался перечень документов, необходимый для предоставления
Суд, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, Максимов Б.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости по ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях». Право на пенсию установлено решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признавшим незаконным решение УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ. В страховой стаж работы истца были включены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23, 24).
Ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, Максимов Б.В. ДД.ММ.ГГГГ обращался в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии в связи отсутствием достаточной продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 9-10).
Обращаясь с настоящим иском, истец с учетом дополнительных объяснений его представителя в судебном заседании, указывает на то, что трудовую книжку утерял до обрушения дома, утерю обнаружил не сразу, в правоохранительные органы не обращался. При первоначальном обращении в УПФР полагал, что государство в лице органов пенсионного обеспечения и иных муниципальных органов окажет содействие в сборе необходимых документов по подтверждению страхового стажа. Представил документы (архивные справки), сотруднику УПФР сообщил о периодах трудовой деятельности, в том числе в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ. Запрос о предоставлении информации по этому периоду работы УПФР сделан не был. Решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ сразу не обжаловал, а обратился в УПФР с повторным заявлением о назначении страховой пенсии вследствие своей юридической неграмотности, материально не мог себе позволить обратиться за оказанием юридической помощи.
Соглашаясь с позицией истца о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», суд исходи из следующего.
Максимов Б.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 72-74).
Решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ Максимову Б.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью не менее 7 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9 (л.д. 9-10).
При принятии решения УПФР были рассмотрены сведения о месте работы заявителя, подтвержденные архивными справками при отсутствии трудовой книжки:
архивная справка о периоде обучения на дневном обучении в профессионально-техническом училище № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78),
справки АО «Миасский машиностроительный завод» от ДД.ММ.ГГГГ о работе на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80, 87),
архивных справках о работе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81, 82, 88, 90),
архивные справки о работе в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82, 89),
архивная справка о работе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-84),
архивная справка о работе в <данные изъяты> об отсутствии данных о работе Максимова Б.В. в период ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85),
архивная справка о работе в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86, 91, 98, 99),
Не обжаловав данное решение, Максимов Б.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 51-52), дополнительно представив письменные подтверждения работы в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 104-105, 106-107).
УПФР был направлен запрос для подтверждения представленных сведений (л.д. 53).
В связи с отсутствием в справках сведений о дате рождения Максимова Б.В., УПРФ не приняло как доказательство страхового стажа архивные справки и ДД.ММ.ГГГГ приняло решение № об отказе в назначении пенсии, указав, что продолжительность страхового стажа составляет <данные изъяты>, величина индивидуального пенсионного коэффициента - <данные изъяты>.
Не согласившись с данным решением УПФР, Максимов Б.В. обжаловал его в суд.
Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Максимова Б.В. были удовлетворены:
признано незаконным решение УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Максимову Б.В. страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»;
на УПФР возложена обязанность включить в страховой стаж Максимова Б.В. периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>;
на УПФР возложена обязанность назначить Максимову Б.В. с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости, предусмотренную статьей 8 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с учетом сведений о начислении заработной платы, указанных в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23, 24).
Как установлено решением суда, из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах архивного фонда Златоустовского отдела рабочего снабжения (Златоустовский ОРС) Златоустовского отделения Южно-Уральской железной дороги (Б-УР ж.д.), расчетных ведомостях по начислению заработной платы значится Максимов Б.В. (дата рождения в документах не указана), в периоды с ДД.ММ.ГГГГ производились начисления денежных средств.
Содержащиеся в справке сведения соответствуют представленным по запросу суда расчетным ведомостям по заработной плате по хлебопекарне за период ДД.ММ.ГГГГ из указанных ведомостей следует, что Максимову Б.В. ежемесячно производилась выплата заработной платы, которая насчитывалась по соответствующему тарифу, производилось начисление премий, ежемесячно к заработной плате производилась доплата 20 % за работу в ночное время, начислялся уральский коэффициент, производилась выплата аванса, осуществлялись различные удержания, в том числе подоходного налога, страховых взносов, взносов в пенсионный фонд.
Приказы по личному составу, личные дела, личные карточки (формы Т-2), расчетные ведомости по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ Златоустовского отдела рабочего снабжения Златоустовского отделения Ю-УР ж.д. по хлебопечению в Челябинский архив (<адрес>) на хранение не передавались.
Разрешая требования истца о зачете спорных периодов работы в страховой стаж, суд учел, что сведения о трудовой деятельности истца подтверждены свидетельскими показаниями, расчетными ведомостями о начислении заработной платы.
Несмотря на то, что в архивных документах отсутствуют приказы по личному составу, личные дела, личные карточки (формы Т.2), суд учел, что из представленных доказательств следует, что в спорный период истец выполнял трудовые обязанности, однако организация-работодатель, ненадлежащим образом исполнила обязанность по передаче всех документов о его работе в архив. Трудовая книжка Максимова Б.В. утеряна, что не должно приводить к ухудшению его пенсионных прав.
Исходя из этого суд признал установленным, что Максимов Б.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в его общий страховой стаж.
С учетом указанных периодов общая продолжительность страхового стажа истца Максимова Б.В. превысит 7 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента также превысит и коэффициент 9, что является достаточным для установления ему страховой пенсии по старости.
В силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные данным решением обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, так как в нем участвуют те же лица.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статьей 35 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, на момент обращения Максимова Б.В. в 2019 году с заявлением о назначении страховой пенсии возраст для назначения пенсии составлял 60 лет, необходимая продолжительность страхового стажа составляла – не менее 7 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента – не ниже 9.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Статьей 22 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
В соответствии с частью 6 статьи 21 ФЗ «О страховых пенсиях», приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.01.2019 № 16п, в том числе в пунктах 13, 22, 72 и 73 Регламента.
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований и возражений ответчика, объяснений представителей сторон, данных в судебных заседаниях относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе, обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Максимову Б.В. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, а именно ДД.ММ.ГГГГ, вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, с целью включения указанных периодов в его страховой стаж, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительно представить истцу недостающие документы для назначения страховой пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Из материалов пенсионного дела по обращению от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Максимов Б.В. представил паспорт гражданина РФ и справку архивного учреждения.
Как следует из доводов истца в исковом заявлении и объяснений представителя истца в судебном заседании, истец при подаче заявления о назначении страховой пенсии представителю пенсионного органа указал на отсутствие у него трудовой книжки и сообщил сведения о его трудовой деятельности: период и месте работы, в том числе о работе в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ Истец полагал, что пенсионный орган в силу своих обязанностей запросит сведения об этом периоде работы.
Материалы пенсионного дела не содержат сведений о получении у Максимова Б.В. вследствие отсутствия у него трудовой книжки сведений, сообщенных им о своей трудовой деятельности.
Как следует из показаний свидетеля ФИО5, ведущего специалиста-эксперта клиентской службы ОПФ, Максимов Б.В. обращался в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии. Сообщил, что трудовая книжка утеряна. Все сведения о периодах его трудовой деятельности были получены от него в устном порядке. Все запросы в подтверждение страхового стажа были направлены на основании этих сведений. Она, свидетель, принимала от Максимова Б.В. заявление, составляла и направляла запросы. По периоду работы в <данные изъяты> запрос составляли на предоставление сведений по тем периодам, которые сообщил Максимов Б.В. Запросы не сохраняются. Периоды работы при отсутствии трудовой книжки указывают заявители, могут их в письменном виде записать на листок бумаги. Справку, по содержанию совпадающую с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ о работе в <данные изъяты>, Максимов Б.В. в ДД.ММ.ГГГГ не предоставлял, в противном случае, пенсионным органом был бы направлен запрос на проверку информации.
В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77) не содержится сведений, какие документы и сведения следует предоставить Максимову Б.В., разъяснено право предоставления по своей инициативе справки о заработной плате и справки архивного учреждения. Какие обстоятельства должен подтвердить заявитель в уведомлении не указано.
Материалы пенсионного дела также не содержат сведения, какие запросы направлялись пенсионным органом, в частности относительно проверки доводов о работе заявителя в <данные изъяты>
С учетом этого, суд не принимает как доказательство доводы ответчика о том, что истец не сообщал в УПФР сведения о своей работе в <данные изъяты> в спорные периоды и не предоставил доказательств исполнения возложенных на пенсионный орган обязанностей по разъяснению истцу, какие недостающие документы ему необходимо представить дополнительно для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, направлению запросов об истребовании необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Спорный период работы истца имел место быть до обращения им у УПФР ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с позицией ответчика, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ принято на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Следовательно, решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Максимову Б.В. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит признанию незаконным.
Поскольку факт нахождения Максимова Б.В. в трудовых отношениях с <данные изъяты> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нашел свое подтверждение, суд полагает, что в страховой стаж Максимова Б.В. должен быть включен период работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
С учетом спорных периодов страховой стаж Максимова Б.В., достигшего возраста, с которого наступает право на назначение страховой пенсии по старости, составляет <данные изъяты> индивидуальный пенсионный коэффициент – выше 9, что является достаточным для назначения Максимову Б.В. страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях».
Дата, с которой подлежит назначение страховой пенсии по старости, - ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно в этот день, достигнув соответствующего возраста, Максимов Б.В. обратился с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, на ответчика надлежит возложить обязанность назначить Максимову Б.В. с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости, предусмотренную статьей 8 Закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с учетом сведений о начислении заработной платы, указанных в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №
Также истец просит признать за ним право на получение социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» возложить обязанность выплатить ее за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в этой части, суд исходит из отсутствия доказательств наличия спора о праве.
Понятие социальной доплаты к пенсии дано в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»: предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи.
Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 9 ФЗ «О государственной социальной помощи» в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Как следует из заявления о назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, истец в своем заявлении указал на установлении ему федеральной социальной доплаты к пенсии в случае, если общая сумма материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (л.д. 72об.).
Пенсионный орган принял решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 9-10).
Решение об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии ответчик не принимал.
Таким образом, между сторонами не возник спор о праве.
Истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также расходы за оформление нотариальной доверенности.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из представленного в доказательство оплаты государственной пошлины платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), государственная пошлина в размере 300 рублей была оплачена Фроловым Павлом Сергеевичем, а не истцом. Чек-ордер не содержит сведений об уплате государственной пошлины доверенным лицом именно за Максимова Б.В.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 1 ст. 333.16НК РФ).
В соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н, в поле «ИНН плательщика» указывается ИНН плательщика, на ком лежит обязанность по уплате сбора, либо ноль («0») - в случае отсутствия ИНН, а в поле «Плательщик» указывается ФИО лица, которое фактически вносит платеж. При уплате госпошлины в поле «Назначение платежа» заполняется особым образом: первым указывается ИНН лица, производящего платеж, а затем через знак "//" - Ф.И.О. и адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) плательщика, на ком лежит обязанность по уплате сбора, номер и дата нотариально заверенной доверенности (для уполномоченных представителей).
Таким образом, оснований для взыскания судебные расходов по оплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца не имеется. Доказательств несения истцом расходов по оплате государственной пошлины не представлены.
Также истец просит возместить расходы, понесенные в связи с оформлением нотариальной доверенности в сумме 2 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требований в этой части, суд исходит из следующего.
Согласно абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Нотариальная доверенность Максимовым Б.В. выдана ДД.ММ.ГГГГ Фролову П.С. на представление интересов по гражданским делам во всех судебных учреждениях, в том числе судах первой, кассационной, апелляционной и надзорной инстанции, в правоохранительных органах, в прокуратуре, в подразделении судебных приставов, государственных органах, органах местного самоуправления, иных органах и организациях со всеми правами, какие предоставлены законом истцу (л.д. 8).
Таким образом, исходя из буквального толкования содержания доверенности, последняя выдана Фролову П.С. на ведение любых гражданских дел. Из текста доверенности не следует, что представление интересов Максимова Б.В. имеет место лишь в рамках рассмотрения данного гражданского дела.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания расходов по составлению нотариальной доверенности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Максимова Бориса Владимировича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в страховой стаж Максимова Бориса Владимировича периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте по Челябинской области (межрайонное) назначить Максимову Борису Владимировичу страховую пенсию по старости, предусмотренную статьей 8 Закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ с учетом сведений о начислении заработной платы, указанных в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №.
В удовлетворении исковых требований в остальной части Максимову Борису Владимировичу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий М.В. Барашева
Решение не вступило в законную силу