Дело № 2-685/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерациип. Октябрьский 19 ноября 2012 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Хамиевой З.А.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Демьяненко Н.В.,
ответчика - представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО6,
соответчика - представителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «<данные изъяты>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия и обязывании обеспечить условия для инвалидов для беспрепятственного доступа в здания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия и обязывании обеспечить условия для инвалидов для беспрепятственного доступа в здания.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов. В ходе проверки установлено, что в районе в настоящий момент проживает 20 человек, использующих для передвижения инвалидные коляски, в том числе 4 ребенка-инвалида. Проверкой также установлено, что на входе в здания автовокзала, Центральной районной библиотеки (<данные изъяты>», принадлежащих муниципальному образованию «Октябрьский муниципальный район» (администрации Октябрьского муниципального района Пермского края), отсутствуют устройства, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски (пандусы). Отсутствие пандуса в здании администрации свидетельствует о нарушении собственником здания требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории района. В результате бездействия администрации Октябрьского муниципального района Пермского края требования законодательства о социальной поддержке инвалидов не выполняются, в связи с чем, бездействие ответчика следует признать незаконным. Согласно ответа администрации Октябрьского муниципального района с приложением правоустанавливающих документов усматривается, что муниципальное образование «<данные изъяты>» является собственником здания автовокзала, Центральной районной библиотеки (МКУ «<данные изъяты>»), <данные изъяты>». Из чего следует, что администрация Октябрьского муниципального района Пермского края должна обеспечить условия для инвалидов, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в вышеуказанные здания, а именно: установить пандус при входе в здание, при необходимости установить поручни.
Просит признать бездействие администрация Октябрьского муниципального района Пермского края по созданию условий инвалидам, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здания автовокзала, Центральной районной библиотеки (<данные изъяты>» незаконным; обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края обеспечить условия для инвалидов, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здания автовокзала, Центральной районной библиотеки (<данные изъяты>»), <данные изъяты>», а именно: установить пандус при входе в здание, при необходимости установить поручни.
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц привлечены <данные изъяты>».
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены <данные изъяты>», <данные изъяты>». Прокурор Октябрьского района исковые требования изменил, просил признать бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла -коляски, к объектам социальной инфраструктуры, а именно: в здание автовокзала (<данные изъяты>»), Центральной районной библиотеки (<данные изъяты>»), дом детского творчества (<данные изъяты>») незаконным и возложить как на собственника зданий обязанность профинансировать мероприятия по установке пандусов на входе в здания, при необходимости - поручни. Возложить на <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>» обязанность по установке пандусов на входе в здания при наличии соответствующего финансирования со стороны администрации Октябрьского муниципального района Пермского края.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пермского края ФИО5 на исковых требованиях настаивала, по существу дела изложила доводы, указанные в исковом заявлении. Просит признать бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла -коляски, к объектам социальной инфраструктуры, а именно: в здание автовокзала (<данные изъяты>»), Центральной районной библиотеки (<данные изъяты>»), дом детского творчества (<данные изъяты>») незаконным и возложить как на собственника зданий обязанность профинансировать мероприятия по установке пандусов на входе в здания, при необходимости -поручни. Возложить на МУП «<данные изъяты>», МКУ «<данные изъяты>», <данные изъяты>» обязанность по установке пандусов на входе в здания при наличии соответствующего финансирования со стороны администрации Октябрьского муниципального района Пермского края.
Ответчик - представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО6 с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснил, что соответствующее финансирование возможно только в 2013 году, в настоящее время составлены сметы по установке пандусов в здания. В связи с тем, что установка пандусов возможна только в летний период просил установить строк до октября 2013 года.
Соответчик - представитель <данные изъяты>» ФИО7 с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что при соответствующем финансировании администрации Октябрьского муниципального района при входе в здание будут установлены пандусы, но при этом необходима реконструкция крыльца.
Соответчики - представители <данные изъяты>», <данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, изучив документы дела, суд считает, что требования являются обоснованными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 12, 130-133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. 2, 7, 18, 19 Конституции РФ.
Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями ст. 15 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии со ст. 3 Закона Пермской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Пермской области" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения. Указанный Закон Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 Закона), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания.
Вытекающая из норм федерального законодательства, законодательства Пермского края публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что здание автовокзала является собственностью муниципального образования «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>. Из Устава <данные изъяты>» п.1.1 с учетом изменений, следует, что представителем собственника имущества является Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, на основании распоряжения Управления ресурсами развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП «<данные изъяты>» по акту приема - передачи для осуществления уставной деятельности на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество передано МУП «<данные изъяты>» с заключением договора о передаче муниципального имущества, согласно приложения, в том числе здание автовокзала (л.д. 5,15, 68-73, 86-94).
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним здание МКУ «<данные изъяты>» передано в оперативное управление МКУ «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>. Из Устава МКУ «<данные изъяты>» следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район Пермского края» в лице администрации Октябрьского муниципального района Пермского края; учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, на основании распоряжения администрации Октябрьского муниципального района Пермского края «О предоставлении муниципального имущества в оперативное управление МКУ «<данные изъяты>» по акту приема - передачи с заключением договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление (л.д.5,14, 59-67, 98-102).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, здание <данные изъяты>» находится в оперативном управлении <данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>. Из Устава <данные изъяты>» следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район Пермского края» в лице администрации Октябрьского муниципального района <адрес>; учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, на основании распоряжения Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края «О передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОУ ДОД <данные изъяты> по акту приема - передачи с заключением договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление (л.д.5, 16-17, 27-42, 84-85, 95-96).
Таким образом, здание автовокзала, здание МКУ «<данные изъяты>», здание <данные изъяты>» находится в муниципальной собственности муниципального образования «Октябрьский район» и по своему назначению относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что администрация Октябрьского муниципального района Пермского края, являясь органом местного самоуправления и учредителем МУП <данные изъяты>», МКУ «<данные изъяты>», МОУДОД «<данные изъяты>» допускает нарушения требований действующего законодательства, не финансируя в полном объеме необходимые средства для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В результате отсутствия надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления <данные изъяты>», МКУ «<данные изъяты>», <данные изъяты>» допускают нарушения требований действующего законодательства в части исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Согласно п. 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения и инвалидов.
Согласно п. 2.4.6 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при отсутствии ограждающих пандус конструкций следует предусматривать ограждающий бортик высотой не менее 75 мм и поручни.
Как видно из материалов дела и установлено судом, вход в здания автовокзала <данные изъяты>», <данные изъяты>», МОУДОД «<данные изъяты>» не приспособлен для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, что подтверждается актом проверки, фототаблицей к акту проверки составленным сотрудниками прокуратуры, объяснениями данными в ходе судебного заседания.
Из акта обследования здания автовокзала <данные изъяты>» следует, что оно имеет один вход, с определенным количеством ступеней, специальные приспособления (пандус), а также перила для свободного доступа инвалидов в здание отсутствуют (л.д.12-13).
Из акта обследования здания МКУ «<данные изъяты>» следует, что оно имеет один вход, с определенным количеством ступеней, специальные приспособления (пандус), а также перила для свободного доступа инвалидов в здание отсутствуют (л.д.7-8).
Из акта обследования здания <данные изъяты>» следует, что оно имеет один вход, с определенным количеством ступеней, специальные приспособления (пандус), а также перила для свободного доступа инвалидов в здание отсутствуют (л.д.9-11).
Одним из средств конкретизации части первой статьи 15 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Учитывая, что здания, находящиеся в оперативном управлении <данные изъяты>», МКУ «<данные изъяты>» и на праве хозяйственного ведения МУП «<данные изъяты>», являются муниципальной собственностью, суд приходит к выводу о том, что администрация Октябрьского муниципального района Пермского края должна принимать конкретные решения и совершать конкретные действия в интересах инвалидов, компенсирующие отсутствие технической возможности полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края должна быть возложена обязанность профинансировать мероприятия по установке пандусов, при необходимости - поручни, на входе в здания автовокзала (<данные изъяты>»), Центральной районной библиотеки (<данные изъяты>»), <данные изъяты>»).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Октябрьского района Пермского края о признании бездействия администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла -коляски, к объектам социальной инфраструктуры, а именно: в здание автовокзала (<данные изъяты>»), Центральной районной библиотеки (<данные изъяты>»), дом детского творчества (<данные изъяты>») незаконным; о возложении на собственника зданий обязанность профинансировать мероприятия по установке пандусов на входе в здания, при необходимости -поручни; о возложении на <данные изъяты>», МКУ «<данные изъяты>», <данные изъяты> обязанность по установке пандусов на входе в здания при наличии соответствующего финансирования со стороны администрации Октябрьского муниципального района Пермского края подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчикам для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые согласования и иные мероприятия, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Октябрьского муниципального района Пермского края по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здания автовокзала (<данные изъяты>»), центральной районной библиотеки (<данные изъяты>), дома детского творчества (<данные изъяты>»)- незаконным.
Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края профинансировать мероприятия по установке пандусов соответствующих требованиям законодательства, на входе в здания автовокзала (<данные изъяты>»), центральной районной библиотеки (<данные изъяты>»), дом детского творчества (<данные изъяты>»), при необходимости - поручни.
Обязать <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>» установить пандусы в соответствии с требованиями законодательства, при необходимости - поручни, на входе в здания автовокзала, центральной районной библиотеки, дом детского творчества, при наличии соответствующего финансирования со стороны администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, начиная с 23 ноября 2012 года.
Председательствующий: подпись С.Ю. Савченко
Верно. Судья