14 сентября 2015 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Лепетюх А.В.,
при секретаре Тарасенко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Проворченко Е.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего "П" к Администрации г.Ростова-на-Дону, 3-е лицо: Департамент координации строительства и перспективного развития, Администрация Первомайского района г.Ростова-на-Дону, Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального строительства Ростовской области, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
У С Т А Н О В И Л:
Проворченко Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г.Ростова-на-Дону о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных исковых требований указала, что Распоряжением Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № истица и ее сын были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья, как семья, имеющая в составе больного (тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности). Несовершеннолетний сын истицы с раннего детства страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором не возможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006г., № 378. Данный факт подтверждается справкой ВК № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с действующим законодательством, а именно исходя из п.4 ч.1 ст. 51, п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Проворченко и ее семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006г., № 378, имеют право на получение изолированного, благоустроенного жилого помещения, расположенного в черте г. Ростова-на-Дону, вне очереди. Истица полагает, что в соответствии с нормами действующего законодательства ей должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 44 кв. м. На основании изложенного, истица просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить ей и ее сыну жилое помещение по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 44 кв.м, состоящее из не менее 2-х комнат, находящееся в пределах г. Ростова-на-Дону.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Кроме того, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание явился представитель истца, действующий на основании доверенности Булгаков Д.М., заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске и дополнениях к исковому заявлению, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель Администрации г.Ростова-на-Дону, действующий на основании доверенности Попов М.С. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать согласно представленным возражениям.
Третьи лица-Департамент координации строительства и перспективного развития, Администрация Первомайского района г.Ростова-на-Дону, Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону, Министерство строительства, архитектуры и территориального строительства Ростовской области в судебное заседание своих представителей не направили, надлежаще извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства.
В связи с чем, суд считает возможным в отношении истца и третьих лиц рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, в настоящее время Проворченко Е.Н. и ее несовершеннолетний сын "П" зарегистрированы по адресу: <адрес>.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № другого жилого помещения у Проворченко ("О") Е.Н. и "П" не имеется.
Также в материалах дела имеются справки филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Ейскому району Проворченко ("О") Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и "П", ДД.ММ.ГГГГ г.р. собственниками объектами недвижимого имущества в г. Ейске и Ейском районе Краснодарского края не значатся.
Согласно справке МУПТИиОН от ДД.ММ.ГГГГ № за "П" и Проворченко Е.Н. право собственности на квартиры и домовладения не зарегистрировано.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону № истица и ее сын были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья, как семья, имеющая в составе больного (тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности) составом семьи – 2 человека: она и ее несовершеннолетний сын, поскольку согласно справке № № от ДД.ММ.ГГГГ "П" является инвалидом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Согласно п. 4 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ предполагает реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья вне зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список очередников.
В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Согласно пункту 1.10 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону, создание условий для жилищного (частного, муниципального, общественного) и социально-культурного строительства, содержание муниципального жилищного фонда и обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями относится к полномочиям городского самоуправления.
Пунктом 1.6.2 статьи 46 Устава города Ростова-на-Дону установлено, что Администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем Мэра, как главы Администрации города в сфере распределения в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведения учета граждан и обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, решения вопросов продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:
от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - для одиноко проживающих граждан;
от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;
от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
Так же п.5 ч.1 ст.6 Областного закона Ростовской области № 363-3C устанавливается право на дополнительную площадь в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма является обязанностью Администрации г.Ростова-на-Дону, подлежащей исполнению вне зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится "П". Иные члены семьи "П". таким правом не обладают.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади на одного человека с учетом права на дополнительную площадь, что составляет не менее 35 кв.м.
При этом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить жилое помещение по договору социального найма является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.
Кроме того, в соответствии со ст. 72 (п. «к» и «ж» ч.1), и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ "░" ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 35 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░