Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск 30 августа 2023 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Овсянникова С.В., при секретаре Измайловой Н.А., с участием прокурора – Прудникова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело №2-1086/23 по исковому заявлению прокурора г.о.Чапаевск в интересах Российской Федерации к ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен> об обязывании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильным гражданам,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о.Чапаевск в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен> об обязывании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильным гражданам.
В судебном заседании прокурор – Прудникова А.Н., исковое заявление поддержал и просил удовлетворить.
Он пояснил, что прокуратурой г.о.Чапаевск проверено исполнение ГБОУ СОШ <Номер обезличен> требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ст.15 Федерального закона от <Дата обезличена> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст.2 Федерального закона от <Дата обезличена> №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст.4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.
Согласно ст.<Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <Адрес обезличен>» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся, в том числе и объекты образования, социального обслуживания, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие.
В ст.5 Закона 7-ГД указано, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в ст.4 Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, на автостоянках независимо от их форм собственности и в местах парковки транспортных средств следует выделять не менее 10 процентов мест (но не менее одного), а около учреждений, связанных с восстановлением опорно-двигательных функций, - не менее 20 процентов мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места для личного автотранспорта инвалидов необходимо размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 метров, а при жилых зданиях — не далее 100 метров. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 метра. Места для стоянки должны быть предусмотрены как возле жилых зданий, так и около общественных зданий и сооружений, мест отдыха вблизи объектов производственного назначения. Места для стоянки личных специальных автотранспортных средств инвалидов выделяются разметкой и оборудуются специальными знаками (международными символами). Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В ст.6 Закона 7-ГД закреплено, что исполнительные органы государственной власти <Адрес обезличен>, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.
В ходе проверки установлено, что у входа в образовательное учреждение отсутствуют специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан.
Бездействие должностных лиц образовательного учреждения создает предпосылки к наступлению дорожно-транспортных происшествий с участием инвалидов, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, безопасность городского дорожного движения, не обеспечивает право инвалидов на безопасное и комфортное передвижение по территории общего пользования, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной и социальной инфраструктур.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их адаптация и интеграция в общество, входят в число приоритетных государственных задач. В связи с чем, допущение бездействия по вопросу организации беспрепятственного доступа инвалидов является недопустимым обстоятельством.
Согласно ответу директора ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.<Адрес обезличен>, нарушения не устранены, требования прокурора не исполнены.
Выявленные нарушения препятствуют лицам с ограниченными физическими возможностями на обращение в образовательное учреждение, что нарушает права и интересы категории граждан.
Бездействие ответчика в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов государства - Российской Федерации.
Просил обязать ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен> обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>.
Ответчики – представители ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель администрации г.о.Чапаевск исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах Российской Федерации об обязывании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильным гражданам не признал, пояснил, что работы по оборудованию парковочных мест стоянки транспортных средств маломобильным гражданам запланированы на второе полугодие 2024 года.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела без участия ответчиков.
Третье лицо - представитель <Адрес обезличен>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом. Согласно ст.167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела без его участия.
Изучив представленные доказательства, суд считает, что исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах в интересах Российской Федерации к ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен> об обязывании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильным гражданам подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Согласно представлению от <Дата обезличена> исх.<Номер обезличен> прокурора г.о.Чапаевск известно, что потребовано от ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г<Адрес обезличен> принять безотлагательные меры по оборудованию парковочных мест стоянки транспортных средств маломобильных граждан у входа в образовательное учреждение.
Бездействие должностных лиц образовательного учреждения создает предпосылки к наступлению дорожно-транспортных происшествий с участием инвалидов, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, безопасность городского дорожного движения, не обеспечивает право инвалидов на безопасное и комфортное передвижение по территории общего пользования, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной и социальной инфраструктур. Приобщены фотоснимки.
Согласно ответу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> директора ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г<Адрес обезличен> известно, что с целью устранения выявленного нарушения направлено письмо Главе г.о.Чапаевск; выявленное нарушение запланировано устранить при выделении денежных средств.
Согласно ответу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Данные изъяты> известно, что указано на необходимость определить парковочные места около территории ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск будут включены в расходную часть местного бюджета при его формировании на 2024 год.
Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, допустимости, относимости и достаточности для принятия судебного решения.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно ст.15 Федерального закона от <Дата обезличена> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от <Дата обезличена> №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст.4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от <Дата обезличена> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.
Согласно ст.<Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <Адрес обезличен>» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся в том числе и объекты образования, социального обслуживания, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие.
Согласно ст.<Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <Адрес обезличен>» объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в ст.4 Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, на автостоянках независимо от их форм собственности и в местах парковки транспортных средств следует выделять не менее 10 процентов мест (но не менее одного), а около учреждений, связанных с восстановлением опорно-двигательных функций, — не менее 20 процентов мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места для личного автотранспорта инвалидов необходимо размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 метров, а при жилых зданиях - не далее 100 метров. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 метра. Места для стоянки должны быть предусмотрены как возле жилых зданий, так и около общественных зданий и сооружений, мест отдыха вблизи объектов производственного назначения. Места для стоянки личных специальных автотранспортных средств инвалидов выделяются разметкой и оборудуются специальными знаками (международными символами). Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Согласно ст.<Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <Адрес обезличен>» исполнительные органы государственной власти <Адрес обезличен>, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки прокуратурой г.о.Чапаевск установлено, что у входа в образовательное учреждение - ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, отсутствуют специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан.
Бездействие должностных лиц образовательного учреждения - ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, создает предпосылки к наступлению дорожно-транспортных происшествий с участием инвалидов, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, безопасность городского дорожного движения.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их интеграции в общество входят в число приоритетных государственных задач.
Суд считает, что бездействие ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск и администрации г.о.Чапаевск по организации беспрепятственного доступа инвалидов является недопустимым обстоятельством, подлежит устранению.
Выявленные нарушения препятствуют лицам с ограниченными физическими возможностями на обращение в образовательное учреждение, что нарушает права и интересы категории граждан.
Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с иском в интересах Российской Федерации к ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен> об обязывании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильным гражданам.
Суд считает, что должностные лица ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, как и администрация г.о.Чапаевск, в отсутствие денежных средств в силу Закона обязаны организовать оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств для маломобильных граждан, обеспечить безопасность дорожного движения возле образовательного учреждения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах в интересах Российской Федерации к ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен> об обязывании обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильным гражданам – удовлетворить.
Обязать ГБОУ <Адрес обезличен> СОШ <Номер обезличен> г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен> обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья Чапаевского городского суда
Овсянников С.В.
Мотивированное Решение изготовлено
<Дата обезличена>
Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде <Адрес обезличен> в гражданском деле № 2-1086/23
УИД 63RS0<Номер обезличен>-14