Дело № 12-38/2018 (08)
РЕШЕНИЕ
15 февраля 2018 года г. Новороссийск
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края
Головин А.Ю.,
при секретаре Семененко С.А.,
с участием представителя ФГУП «Росморпорт» по доверенности Гирсановой Л.А., представителей УСЗН по доверенностям Кафаровой Т.А., Смоловик А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФГУП «Росморпорт» на постановление мирового судьи Тупикова М.В. судебного участка № 248 г. Новороссийска от 12.12.2017 г. о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 9.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 248 г. Новороссийска ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе на данное постановление ФГУП «Росморпорт» просит его отменить как незаконное. В обоснование указано, что суд при вынесении постановления по делу не правомерно применил требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ согласно которым, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной структур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, т.к. сфера деятельности управленческого аппарата и специалистов отделов АЧБФ ФГУП «Росморпорт», находящихся в административном здании, расположенном по адресу: г. Новороссийск, ул. Советов, 19, не относится к объектам социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных граждан. В связи с чем не является объектом поставки услуг в приоритетных направлениях жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Следовательно, отсутствуют основания для обязательного создания условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в административное здание АЧБФ ФГУП «Росморпорт». Кроме того, указанное административное здание построено в 1988 году. 06.12.2004 г. здание передано ФГУП «Росморпорт» на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.03.2004 г. № 1244-р «О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт». Согласно разделу 2 приложения к приказу Министерства труда и социального развития от 25.12.2012 г. № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильныхгрупп населения, с возможностью учета региональной специфики» Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определен принципиальный подход к созданию доступной среды жизнедеятельности, как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. Согласно СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» и СП 35-ЮЗ- 2001 «Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам»: «проектно- организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги». Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Кроме того, суд не учел следующие обстоятельства. Согласно разделу 3 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики...» и разделу 2 приложения к приказу Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 06.11.2012 г. № 529 «О проведении мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения» управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях ежегодно формируется реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - реестр). В реестре на 2017 год, размещенном на официальном сайте администрации и Думы муниципального образования город-герой Новороссийска объект: административное здание АЧБФ ФГУП «Росморпорт», расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Советов, 19 отсутствует. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что указанное административное здание не относится к приоритетным объектам услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Предусмотренная ст. 9.13. КоАП РФ административная ответственность наступает за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, т.е. неисполнение требований к обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В материалах дела имеется достаточно доказательств об отсутствии в действиях/бездействии ФГУП «Росморпорт» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, а соответственно, отсутствии и состава вышеуказанного правонарушения.
В судебном заседании представитель ФГУП «Росморпорт» настаивала на удовлетворении жалобы. Дополнительно пояснила, что отдел казначейства расположен на 3 этаже здания. Этаж передан в оперативное управление казначейству. В адрес Росморпорта предписания и жалобы не поступали.
Представители УСЗН посчитали оспариваемое постановление законным и обоснованным. Пояснили, что специалистом УСЗН проведена проверка доступности инвалидов в здание по жалобе Будко В.Е., по факту уклонения УФК отдела №12 от исполнения требований доступности инвалидов на объект социальной инфраструктуры.
Обсудив жалобу, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, нахожу жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 248 г. Новороссийска ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Данным постановлением установлено, что при проведении мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры г. Новороссийска по обращению Будко В.Е. 06.10.2017 г. в 12 часов 00 минут по адресу г. Новороссийск, ул. Советов, д. 19 в административном здании, находящимся на праве хозяйственного ведения в пользовании ФГУП «Росморпорт» выявлено, что данное юридическое лицо не обеспечило беспрепятственный доступ инвалидов к объекту, а именно отсутствует пандус, дублирующий наружную лестницу на входе длиной марша пандуса не более 9,0 м., уклоном пандуса (высота/длина) не более 1/20 (5%), предусмотреть свободную зону на верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5ч1,5 м., поручни вдоль обеих сторон пандуса с непрерывной поверхностью по всей длине на высоте 0,7 м., (нижний поручень) и на высоте 0,9 м. (верхний поручень), предусмотреть расстояние между поручнями 0,9 м.-1,0 м. или установить подъемное устройство, ширина проема одной створки двери к свету, дверь входная наружная и дверь входная внутренняя менее 0,9 см., отсутствует контрастная маркировка прозрачных полотен дверей, отсутствует на лестнице внутренней (в зону оказания услуг) поручни с двух сторон лестницы на высоте 0,9 м., предусмотреть горизонтальное завершение поручня вверху и внизу с нетравмирующим окончанием, тактильные указатели на поручнях лестницы, тактильный напольный указатель с конусообразными рифами не менее чем за 0,8 м. до объекта информации или начала опасного участка шириной тактильной полосы в пределах 0,5-0,6 м. по всей ширине лестничного проема вверху и внизу, различный цвет ступеней и площадок перед ними, перед лестницей вверху и внизу, различный цвет ступеней и площадок перед ним, отсутствует пандус, дублирующий внутреннюю лестницу (высотой одного подъема не более 0,8 м., уклоном (отношение высота/длина) не более 1/20 (5%, уклоном при перепаде высот 20 см. и менее не более 1/10 м(10%) с горизонтальными площадками в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5 ч 1,5 м., поручнями по обеим сторонам на высоте 0,7 м. и 0,9 м., расстоянием между поручнями 0,9-1,м.) различный цвет поверхности пандуса и площадок перед ним (или цветовые ленты) или подъемное устройство, отсутствуют тактильные средства информации на кнопках управления лифта, отсутствует в санитарно-гигиеническом помещении доля доступных кабин уборных от общего количества 7% (но не менее 1), знак доступности кабины для инвалидов, размер кабины (ширина*глубина) не менее 1,65 * 1,8 м., ширина двери кабины не менее 0,9 м., пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,75 м., пространство для разворота кресла-коляски диаметр не менее 1,4 м., откидные опорные поручни, штанги, система тревожной сигнализации, обеспечивающая с персоналом связь, отсутствуют знаки и указатели в зонах движения и зальных помещениях на высоте 1,5 до 4,5 м, иные несоответствия СП 59.13330.2012, отраженные в паспорте доступности объекта от 06.10.2017 г.
В соответствии со ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет привлечение к административной ответственности.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Между тем, в силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» Положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно данным нормам в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Сфера деятельности управленческого аппарата и специалистов отделов АЧБФ ФГУП «Росморпорт», находящихся в административном здании, расположенном по адресу: г. Новороссийск, ул. Советов, 19, не относится к объектам социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных граждан.
Следовательно, здание в части использования ФГУП «Росморпорт» по адресу г. Новороссийск, ул. Советов, д. 19 не является объектом поставки услуг в приоритетных направлениях жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в связи с чем отсутствуют основания для обязательного создания условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в административное здание АЧБФ ФГУП «Росморпорт».
Кроме того, указанное административное здание построено в 1988 году. 06.12.2004 г. здание передано ФГУП «Росморпорт» (кроме и 4 этажей) на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 30.03.2004 г. № 1244-р «О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».
Согласно разделу 2 приложения к приказу Министерства труда и социального развития от 25.12.2012 г. № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильныхгрупп населения, с возможностью учета региональной специфики» Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определен принципиальный подход к созданию доступной среды жизнедеятельности, как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Согласно СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» и СП 35-ЮЗ- 2001 «Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам»: «проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги». Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий.
Таким образом, выполнение требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны).
Также суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно разделу 3 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики...» и разделу 2 приложения к приказу Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 06.11.2012 г. № 529 «О проведении мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения» управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях ежегодно формируется реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - реестр).
В реестре на 2017 год, размещенном на официальном сайте администрации и Думы муниципального образования город-герой Новороссийска, объект: административное здание АЧБФ ФГУП «Росморпорт», расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Советов, 19, отсутствует.
В то же время предусмотренная ст. 9.13 КоАП РФ административная ответственность наступает за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, т.е. неисполнение требований к обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Однако ФГУП «Росморпорт» не включено в вышеуказанный реестр на 2017 год уполномоченным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса.
В деле отсутствуют доказательства наличие в действиях (бездействии) ФГУП «Росморпорт» вины в совершении административного правонарушения по ст. 9.13 КоАП РФ.
С учетом изложенного, в действиях ФГУП «Росморпорт» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Следовательно, обжалуемое постановление является незаконным, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании положений п.3 ч. 1 ст.30.7 30.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.8-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Тупикова М.В. судебного участка № 248 г. Новороссийска от 12.12.2017 г. о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 9.13 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Росморпорт» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня принятия.
Судья Головин А.Ю.