дело № 2А-190/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Колпна 19 июля 2018 года
Колпнянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Овсянникова С.А., при секретаре судебного заседания Авериной Н.И., с участием старшего помощника прокурора Колпнянского района Орловской области Нечаева И.И., представителя административного ответчика – администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области по доверенности – Жуковой Л.Ф., представителей заинтересованных лиц – пожарно-спасательной части №23 по охране п. Колпна и Колпнянского района и администрации Колпнянского района Орловской области - Свиридова С.В. и Киреевой О.М. соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Колпнянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Колпнянского района Орловской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, указав при этом, что прокуратурой Колпнянского района проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области выявлены существенные нарушения закона. Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе, наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Кроме этого, в силу п. 75 ППР в РФ на территории поселений руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. В силу п. 126 Закона №123-Ф3 пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений. Как установлено в ходе проведенной совместно с сотрудниками ГУ МЧС России по Орловской области проверки, состояние пожарных объектов на территории Карловского сельского поселения не отвечает требованиям закона. Так, д. Нижнее Карлово и д. Екатериновка не обеспечены противопожарным водоснабжением, а естественный водоем в д. Нижнее Карлово не оборудован площадкой с твердым покрытием для забора воды пожарной техникой в любое время. Просил обязать администрацию Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области устранить выявленные нарушения законодательства в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно – обеспечить противопожарным водоснабжением д. Нижнее Карлово и д. Екатериновка и оборудовать естественный водоем в д. Нижнее Карлово площадкой с твердым покрытием для забора воды пожарной техникой в любое время.
В судебном заседании прокурор Нечаев И.И. заявленные исковые требования в целом поддержал, просил их удовлетворить. Вместе с тем, отказался от требований в части обеспечения противопожарным водоснабжением д. Нижнее Карлово и д. Екатериновка.
Представитель административного ответчика администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области – Жукова Л.Ф. исковые требования с учетом частичного отказа признала, представив письменное заявление, указала, что перечисленные в исковом заявлении недостатки имеют место быть.
Представитель заинтересованного лица – пожарно-спасательной части №23 по охране п. Колпна и Колпнянского района Свиридов С.В. поддержал заявленные требования с учетом частичного отказа.
Представитель заинтересованного лица - администрации Колпнянского района Орловской области, привлеченной к участию в деле по инициативе суда, Киреева О.М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований с учетом частичного отказа.
Суд, выслушав прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 3, 4 Закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ), система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 10 Закона №69-ФЗ, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу положений ст. 19 Закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, среди прочих, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Как следует из статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 63 Закона №123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу положений ст. 68 Закона №123-ФЗ, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Как следует из Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
Руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Как усматривается из материалов дела, пунктом 3 ст. 5 Устава Карловского сельского поселения к вопросам местного значения сельского поселения относится в числе прочих владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу п. 4 ст. 5 Устава к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления на территории сельских поселений, относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу п. 9.4 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, естественный водоем в д. Нижнее Карлово на реке Колпенка не оборудован площадкой с твердым покрытием для забора воды пожарной техникой в любое время.
Таким образом, суд полагает, что администрация Карловского сельского поселения, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления является надлежащими ответчиком, поскольку полномочия в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности законодательно закреплены за органами местного самоуправления поселений, в данном случае за МО «Карловское сельское поселение». Полномочия в сфере обеспечения пожарной безопасности возложены на сельские поселения, тем самым МО «Карловское сельское поселение» должно оборудовать естественный водоем в д. Нижнее Карлово на реке Колпенка площадкой с твердым покрытием для забора воды пожарной техникой в любое время.
В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом необходимости проведения процедур по заключению муниципального контракта на выполнение работ по обустройству гидрантов и других объектов противопожарной сети, конкретных обстоятельств дела, суд находит указанный прокурором срок исполнения решения суда – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разумным, обоснованным и реально исполнимым.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Колпнянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать администрацию Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности, а именно оборудовать естественный водоем в д. Нижнее Карлово Колпнянского района Орловской области на реке Колпенка площадкой с твердым покрытием для возможности забора воды пожарной техникой в любое время.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Колпнянский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2018 года.
Председательствующий С.А. Овсянников