Дело № 2-127/2021
УИД: 22RS0029-01-2020-000711-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Кулунда 15 апреля 2021 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Клименко О.А.,
при секретаре Сафоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко Е.В. к Министерству внутренних дел России, ГУ МВД России по Алтайскому краю, МО МВД России «Кулундинский» и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Романенко Е.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел России, ГУ МВД России по Алтайскому краю, МО МВД России «Кулундинский» и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, указав, что он в период с ///////// по ///////// периодически содержался в ИВС МО МВД РФ «Кулундинский», как арестованный по уголовному делу. Содержался в камерах ИВС в условиях унижающих человеческое достоинство и вызывающих нравственные страдания. К ненадлежащим условиям он относит: в камерах отсутствовало окно – естественное освещение, что вызывало чувство отрезанности от окружающего мира; санузел огорожен не по установленным стандартам, в связи с чем справлять естественные надобности фактически приходилось на виду у сокамерников, что унижало его человеческое достоинство; матрац и подушка выдавались в неудовлетворительном состоянии, что вызывало дискомфорт и чувство своей неполноценности; имеется библиотека, но в ней отсутствует надлежащая художественная литература, юридическая литература, из-за чего он был лишен возможности просвещаться и готовиться к судебному заседанию; нарушались нормы питания, то есть не выдавалась положенная норма; неоднократно был этапирован из ИВС в СИЗО-1 в ночное и дневное время суток в автозаке на расстояние 450 км, в связи с чем из-за превышения наполняемости лиц, несоответствия квадратных метров, был лишен возможности восьмичасового сна, горячего питания.
Истец Романенко Е.В., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. На момент рассмотрения дела находится в ФКУ СИЗО 22/1 УФСИН России по АК. Ходатайство о рассмотрении дела с его участием суду не представил.
Представитель МО МВД России «Кулундинский» Кроневальд О.А. в судебное заседание не явилась, представила возражения, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что в камерах ИВС отсутствуют окна, поскольку оно является подвальным помещением. Отсутствие окон в камерах компенсировалось достаточным искусственным освещением и принудительной вентиляцией. Перегородки приватности – металлические ограждения санитарной зоны высотой 120 см, что соответствует требованиям санитарных правил. В ИВС организовано трехразовое питание. Установленная суточная норма питания выдается полностью. Пастельные принадлежности (подушки, матрицы) были получены новые в 2016 году. В библиотеке ИВС содержаться книги разных жанров, имеется юридическая литература. В период содержания истец в ИВС жалоб у него не возникало. Доказательств причинения истцу морального вреда, последним суду не представлено.
Представитель МВД России Помогайба Д.И. в судебное заседание не явилась. Представила возражения, относительно заявленных требований, указав, что истцом не представлено доказательств противоправных действий сотрудников полиции и причинной связи между незаконными действиями и наступившими последствиями. Так же не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, то есть причинения истцу нравственных страданий. В связи с изложенным, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства финансов РФ - Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Захарова И.Л. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. До судебного заседания представила возражения относительно исковых требований, в которых указала, что в ходе судебного разбирательства должен быть установлен элемент виновного поведения причинителя вреда. Обязанность по доказыванию этого лежит на истце. Доводы о причинении морального вреда основаны на субъективных пояснениях истца и другими средствами доказывания не подтверждаются. Кроме того, считает, что надлежащим ответчиком по делу должно быть МВД России, как главный распорядитель бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач. Таким образом, просит суд в удовлетворении исковых требований к Минфину отказать.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары (ст. 22 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
Нормы суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (ред. от 24.08.2020) "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (п. 152 Правил).
На основании ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Камеры ИВС оборудуются в том числе: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией (п.45 Правил
утв. Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел").
Согласно п.17.16 Сводных Правил 12-95 МВД России введенных 01.07.1995 г кабины приватности в ИВС должны иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.
В соответствии с п. 2.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из материалов дела следует, что Романенко Е.В. содержался в ИВС МО МВД РФ «Кулундинский» в периоды: с ///////// по ///////// (включительно), с ///////// по ///////// (включительно), с ///////// по ///////// (включительно), с ///////// по ///////// (включительно), с ///////// по ///////// (включительно), с ///////// по ///////// (включительно), с ///////// по ///////// (включительно) – содержался под стражей по уголовному делу.
Данные обстоятельства подтверждаются книгой учета лиц, содержащихся в ИВС, приговором суда от /////////.
Как установлено в судебном заседании, в спорный период времени ИВС МО МВД РФ «Кулундинский» представлял собой помещение подвального типа состоящего из 6 камер, централизованное водоснабжение (холодная вода), установлены водонагреватели, санпропускник, санузлы в камерах с зонами приватности с перегородками высотой 1 м, освещение искусственное светильниками, вентиляция приточно-вытяжная, включающаяся через каждый час по мере надобности. Отопление центральное. Окна отсутствуют.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются: копией технического и санитарного паспортов ИВС.
В ИВС организовано трехразовое питание. Нормы суточного довольствия лиц, содержащихся под стражей, соблюдаются, что подтверждено ведомостями выдачи продуктов питания.
В ИВС имеется библиотека, что не оспаривается самим истцом. Требования к литературе, находящейся в указанной библиотеке, законом не регламентированы.
Согласно представленного санитарного паспорта, в ИВС имеются пастельные принадлежности, в достаточном количестве. Доказательств того, что они находились в ненадлежащем состоянии, чем истцу были причинены нравственные страдания, последним суду не представлено.
Согласно справке, представленной МО МВД РФ «Кулундинский» в ноябре-декабре 2020г в связи с изменением маршрута движения спецвагона (не проходил через ст.Кулунда), этапировать лиц, содержащихся под стражей, из ИВС в СИЗО-1 приходилось специализированным автотранспортом.
Этапирование осуществлялось отделом полиции на специализированном транспорте - автомобилем «ГАЗ-А21R23-АЗ», 2019 года выпуска. Количество посадочных мест для спецконтингента - 7, для конвоя -5. Размер посадочного места для спецконтингента не соответствует нормативам, что подтверждается актом технического осмотра спецавтомобиля.
Романенко Е.В. был этапирован автотранспортом 5 раз: /////////, /////////, /////////, /////////, /////////
Запрета на конвоирование арестованных в ночное время, действующее законодательство, не содержит.
Доводы истца в части того, что этапирование производилось автотранспором с переполнением спецконтингентом, несостоятелен, поскольку конструктивные характеристики указанного выше «ГАЗ-А21R23-АЗ», а также требования Приказов МВД РФ, регламентирующие перевозку спецконтингента автомобильным транспортом, не позволяют этого сделать.
Как указано выше, в случае невозможности обеспечения горячим питанием арестованных в пути следования, указанные лица обеспечиваются сухим пайком. О том, что Романенко Е.В. паек не был выдан на время следования из ИВС в СИЗО доводов в исковом заявлении не содержится, в связи с чем судом данные обстоятельства не проверялись.
В судебном заседании факт отступления от правил содержания лиц содержащихся под стражей в части отсутствия окон и естественного освещения, хотя и не опровергался соответчиком – МО МВД РФ «Кулундинский», однако, по мнению его представителя он не несет в себе существенных нарушений закона и не противоречит их требованиям, так как эти изменения условий содержания обусловлены объективными причинами и восполнены другими.
Несмотря на это, и принимая во внимание позицию Европейского суда, нормы действующих законов, касающихся указанных вопросов, суд приходит к выводу о частичном наличии нарушений прав гражданина - истца при его содержании в ИВС в части описанных им условий: отсутствия в камере ИВС окон - естественного освещения, и также нашел свое подтверждение факт нарушения правил перевозки спецконтингента, поскольку размер посадочного места не соответствует нормативу.
Изложенные истцом иные нарушения установленных норм и правил содержания лиц под стражей, в судебном заседании не нашли своего подтверждения, поскольку были опровергнуты, представленными ответчиком документами.
В соответствие со ст.4 ФЗ от 07.02.2011 г № 3-ФЗ (в ред. от 14.10.2014 г) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Финансовое обеспечение деятельности полиции обеспечивается за счет средств федерального бюджета (ст.47 ФЗ от 07.02.2011 г № 3-ФЗ).
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствие с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из чего, суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство внутренних дел России.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства, период нахождения его в ИВС, основания помещения, при этом суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с особенностями лица, которому причинен вред.
Оценив представленные суду доказательства, суд находит, что отсутствие естественного освещения и окон в ИВС, негативно влияло на организм истца и вызывало чувство отрезанности от окружающей среды; несоответствие нормативам посадочного места для спецконтингента в спецавтомобиле создавало неудобства, в связи с этим суд находит в данной части доводы истца обоснованными, так как имеющиеся нарушения правил содержания арестованных приносили истцу нравственные страдания.
Учитывая изложенное и принимая во внимание степень разумности и справедливости, период содержания, суд полагает возможным определить истцу размер компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей, которая подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны РФ, в остальной части иска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Романенко Е.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России за счет казны Российской Федерации в пользу Романенко Е.В. в счет компенсации морального вреда деньги в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
В удовлетворении исковых требований Романенко Е.В. в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течении месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.А. Клименко