Дело № 2а-141/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2017 года пос. Клетня
Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Дивеевой С.Ю.
при секретаре Исавниной Т.В.,
с участием представителя административного истца Дубининой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Клетнянского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мирнинского сельского поселения Клетнянского района о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Клетнянского района обратился в суд с данным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории Мирнинского сельского поселения по адресу: Брянская область Клетнянский район хутор Камнев расположено место захоронения – общественное кладбище.
Согласно ч.1 ст.4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ч.2 ст.15 ФЗ «О погребении и похоронном деле» решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности –государственные, муниципальные.
В соответствии с ч.1 ст.18 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п.2 ч.2.1 ст.9 Устава муниципального образования «Клетнянский район», а также согласно п.15 ч.1 ст.6 Устава Мирнинского сельского поселения организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Вопреки требованиям указанных норм администрацией Мирнинского сельского поселения не принимаются меры по содержанию места захоронения (кладбища) на подведомственной территории.
Установлено, что право собственности на место захоронения (кладбище), расположенное по адресу: Брянская область, Клетнянский район, хутор Камнев, не зарегистрировано, кадастровые документы отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначения невозможно.
Кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей, их перемещение без соразмерного ущерба их назначения невозможно, то есть отвечают признакам недвижимого имущества, предусмотренным ст.130 ГК РФ.
Место захоронения (кладбище) в настоящее время не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, и в соответствии с ч.1 и ч.3 ст.225 ГК РФ подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Отсутствие собственника указанного места захоронения (кладбища) и надлежащего содержания и контроля за состоянием места захоронения, отсутствие мер по обеспечению его безопасности влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду, а также обеспечения гарантии каждому человеку после его смерти погребения с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с федеральным законом.
Непринятие должностных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие контроля за эксплуатацией места захоронения может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Мирнинского сельского поселения Клетнянского района, выразившееся в непринятии необходимых мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: места захоронения кладбища, расположенного в хутор Камнев Клетнянского района и обязать ответчика поставить на учет вышеуказанный объект.
Административным ответчиком в качестве доказательства принятия мер по постановке на учет кладбища в хутор Камнев на территории Мирнинского сельского поселения был представлен договор от 30.01.2017 года на выполнение работ по межеванию.
Исходя из этих обстоятельств, представителем административного истца в ходе судебного разбирательства были уточнены исковые требования, согласно которым прокурор просил обязать административного ответчика поставить на учет объект недвижимости кладбище в хутор Камнев в органе, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество в срок до 1 сентября 2017 года.
Уточненные административные исковые требования были приняты судом.
В судебном заседании помощник прокурора Клетнянского района Дубинина Н.В. заявленные уточненные исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - глава Мирнинского сельского поселения Ш. извещенная надлежащим образом о дате времени и месте, в судебное заседание не явилась, просил суд дело рассмотреть без его участия. Исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, которое было приобщено к материалам дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные заявления административного ответчика и документы, предоставленные суду и признанные допустимыми доказательствами, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При этом суд согласно ч. 7 ст. 46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 46 КАС РФ.
В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств, приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска.
Представитель административного ответчика глава Мирнинского сельского поселения Ш. административные исковые требования признала полностью, признание административного иска выражено ею добровольно, осознанно, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц. Последствия признания административного иска представителю административного ответчика разъяснены и понятны. В связи с указанными обстоятельствами суд принимает признание административного иска административным ответчиком и считает возможным удовлетворить административные исковые требования без проверки обстоятельств, изложенных в исковом заявлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 65, 157, 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Клетнянского района Брянской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Мирнинского сельского поселения в срок до 01 сентября 2017 года поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества - место захоронения - кладбище, расположенное по адресу: Брянская область, Клетнянский район, хутор Камнев, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме вынесено 31.03.2017г.
Председательствующий: