Решение по делу № 33-1414/2020 от 27.01.2020

Судья Шамхалова Т.М. Дело № 33-1414/2020

25RS0035-01-2019-000061-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 марта 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Крайниковой Т.В.

судей Шароглазовой О.Н., Корчагиной П.А.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о возложении обязанности по организации кадастровых работ,

по апелляционным жалобам ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Министерства обороны РФ,

на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 18 июля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.

На ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ техническую документацию на земельный участок с кадастровым номером ФИО6 площадью 947604 +/- 340,71 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности; адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 5 км уч. Железная дорога Петровка - Большой Камень. Участок находится примерно в 1650м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, адм. округ городской округ Большой Камень.

На Министерство обороны РФ возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение кадастровых работ, направленных на установление границ в соответствии с действующим законодательством земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 25:36:020101:7, площадью 947604 +/-340,71 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности; адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 5 км уч. Железная дорога Петровка - Большой Камень. Участок находится примерно в 1650м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, адм. округ городской округ Большой Камень.

На Министерство обороны РФ возложена обязанность внести сведения о границах земельного участка с кадастровым номером ФИО7, площадью 947604 +/- 340,71 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности; адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 5 км уч. Железная дорога Петровка - Большой Камень. Участок находится примерно в 1650м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, адм. округ городской округ Большой Камень, в Единый государственный реестр недвижимости в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с указанным иском к ответчикам, в обоснование требований указал, что в ходе проведенной военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проверки установлены нарушения земельного законодательства должностными лицами ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Установлено, что на принадлежащем Министерству обороны РФ земельном участке с кадастровым номером 25:36:020101:7, расположенном по адресу: <адрес> (Красный мыс) военный городок , располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части, иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Министерства обороны РФ. Данный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений». Вместе с тем, не определены границы этого земельного участка, в ЕГРН отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы участка, что противоречит требованиям ст. 1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» и свидетельствует о ненадлежащем исполнении Министерством обороны РФ обязанности собственника земельного участка по установлению границ участка, исключающие дальнейшие притязания на него собственников смежных земельных участков и иных лиц.

С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ необходимую для проведения кадастровых (межевых) работ техническую документацию на земельный участок с кадастровым номером ФИО8;

обязать Министерство обороны РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение кадастровых работ, направленных на установление границ в соответствии с действующим законодательством земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ФИО9, расположенного по адресу: <адрес> (Красный мыс) военный городок ;

обязать Министерство обороны РФ внести сведения о границах указанного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор требования поддержал с учетом уточнений, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером 25:36:020101:7 носит статус «ранее учтенный», границы земельного участка в соответствии с земельным законодательством не установлены.

Представитель Министерства обороны РФ, извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» направил в суд возражения по существу иска, указав, что согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил России. В силу положений п. 10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» земли, предоставленные для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, других войск воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. В соответствии с положениями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» проведение кадастровых (межевых) работ на земельный участок, являющийся ранее учтенным, с целью внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется на основании добровольного волеизъявления правообладателя недвижимости. Полагал, что предмет спора отсутствует, просил отказать в удовлетворении иска.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились ответчики, их представителями поданы апелляционные жалобы, в которых оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в апелляционной жалобе ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 25:36:020101:7 принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, следовательно, по настоящему делу Российская Федерация предъявила иск о возложении обязанности к Российской Федерации. Поскольку у военного прокурора отсутствует право на предъявление иска в защиту интересов Российской Федерации, соответственно, настоящее дело подлежит прекращению. Данный земельный участок является ранее учтенным, в связи с чем проведение кадастровых (межевых) работ на земельный участок, который является ранее учтенным, с целью внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости осуществляется на основании добровольного волеизъявления (по заявлению) такого лица, что свидетельствует об отсутствии обязательств по совершению определенных действий. Каких-либо исключений, предусматривающих обязанность правообладателя проводить кадастровые работы в отношении ранее учтенных земельных участков, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не содержит. Требование прокурора о возложении обязанности на Учреждение предоставить в Департамент имущественных отношений Минобороны России документацию на земельный участок является необоснованным, поскольку данная документация является общедоступной, и предоставляется в порядке запроса либо межведомственного электронного взаимодействия.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрен императивный порядок постановки объектов недвижимости на кадастровый учет в установленный срок при наличии определенных обстоятельств. Поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется на основании волеизъявления собственника либо пользователя земельного участка, оснований для возложения на Министерство обороны РФ обязанности по проведению кадастровых (межевых) и землеустроительных работ у суда не имелось.

Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проверки установлено, что на принадлежащем Министерству обороны РФ земельном участке с кадастровым номером ФИО10, расположенном по адресу: <адрес> (Красный мыс) военный городок , располагаются казарменно-жилищный фонд, воинские части, иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Министерства обороны РФ. Названный участок ранее находился на балансе ФГУ «Шкотовская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за ) и в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). По своему целевому назначению участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные»; дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ;

Указанный земельный участок включен в составленный ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России перечень земельных участков, подлежащих оформлению с уточнением местоположения границ в первоочередном порядке, при выделении дополнительных лимитов бюджетных средств на указанные цели.

Согласно ст.ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находятся в федеральной собственности (п. 10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне»).

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу положений ст.ст. 125, 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции правомочия собственника в отношении имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Землеустройство включает в себя в числе прочего мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, и проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ст. 68-70 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений.

В силу пп. 4.1 – 4.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в интересах Российской Федерации, являющейся собственником спорного земельного участка, отнесенного к землям обороны, в целях предупреждения незаконного захвата третьими лицами части земельного участка, незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:36:020101:7 и передаче их в собственность (пользование) сторонним лицам, организация проведения кадастровых (межевых) работ с уточнением границ земельного участка является необходимой.

Установив, что границы этого земельного участка не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы участка, должностными лицами Министерства обороны РФ и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» не обеспечено проведение кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером 25:36:020101:7, сведения о его границах установленным порядком не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, суд пришел к выводу о ненадлежащем исполнении Министерством обороны РФ (собственником) обязанностей, вытекающих из бремени содержания земельного участка и обеспечении выполнения кадастровых работ для установления границ земельного участка.

Соглашаясь с необходимостью уточнения границ спорного земельного участка, судебная коллегия вместе с тем, не может согласиться с доводами истца и выводами суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

Как следует из вышеприведенных норм материального права, землеустройство, кадастровые работы и государственный кадастровый учет в отношении земельных участков осуществляются на основани заявления собственника либо пользователя земельного участка в пределах их компетенции.

При этом сроки проведения кадастровых (межевых) работ в отношении земельных участков, имеющих статус ранее учтенных, действующим законодательством не предусмотрены, в связи с чем Министерство обороны Российской Федерации как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества Вооруженных Сил РФ вправе устанавливать срок и порядок проведения таких работ в соответствии с предоставленной ему свободой усмотрения, в том числе исходя из выделяемых лимитов бюджетного финансирования. Факт ведения подготовительных работ, направленных на приведение сведений в отношении земельного участка в соответствие с требованиями закона, подтверждается представленным ФГКУ «Дальневосточное территориальное управлением имущественных отношений» Минобороны России списками (перечнем), земельных участков, требующих уточнения местоположения границ в первоочередном порядке.

Исходя из системного толкования положений ст. 1, 2, 9 Гражданского кодекса РФ произвольное вмешательство в правоотношения, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, не допустимо.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1, 10 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Добросовестность гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано другое.

Часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом и судом. В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 35, 56 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и приять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.

Лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение или оспаривание субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, он должен быть правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Избранный способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.

Прокурор, равно как и иные лица, участвующие в деле, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Между тем, обращаясь в суд с настоящим иском, военный прокурор не представил достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих как о наличии в действиях (бездействии) ответчиков признаков неправомерного недобросовестного поведения, так и о существовании реальной угрозы незаконного захвата и незаконной постановки на кадастровый учет части спорного земельного участка, уменьшения его площади, нарушения права собственности Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, в связи с чем полагает необходимым отменить решение суда и принять новое решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Шкотовского районного суда Приморского края от 18 июля 2019 года отменить, апелляционные жалобы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ – удовлетворить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Хабаровского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о возложении обязанности по организации кадастровых работ, -отказать.

Председательствующий

Судьи


33-1414/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Военный прок.
Ответчики
Мин.обороны РФ (2-325)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Шароглазова Оксана Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
27.01.2020Передача дела судье
19.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Передано в экспедицию
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее