ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 октября 2020 года № 3а-483/2020
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сердцевой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афанасьева С. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Афанасьев С.В. является собственником объектов недвижимости:
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 2 658 449 рублей 58 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 1 613 940 рублей 23 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 977 589 рублей 32 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 7 348 741 рубля 68 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 1 655 063 рублей 86 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 7 498 472 рублей 23 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 8 218 661 рубля 75 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 12 154 103 рублей 81 копейки;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 13 863 044 рублей 51 копейки;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 11 250 962 рублей 52 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 17 798 654 рублей 58 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 13 114 845 рублей 33 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 11 094 059 рублей 34 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 10 998 452 рублей 12 копеек;
- ..., кадастровая стоимость которого определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 51 876 546 рублей 33 копеек.
Административный истец Афанасьев С.В., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование административных исковых требований административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 23 июля 2020 года № 445/Н, 446/Н, 447/Н, 448/Н, 449/Н, 450/Н, 451/Н, 452/Н, 453/Н, 454/Н, 455/Н, 456/Н, 457/Н, 458/Н, 459/Н, выполненные оценщиком индивидуальным предпринимателем Шубиным И.Ю., являющимся членом Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков».
Согласно отчётам рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составляет:
- с кадастровым номером №... - 1 867 368 рублей;
- с кадастровым номером №... - 1 139 983 рубля;
- с кадастровым номером №... - 762 145 рублей;
- с кадастровым номером №... - 5 594 757 рублей;
- с кадастровым номером №... - 1 163 393 рубля;
- с кадастровым номером №... - 5 882 042 рубля;
- с кадастровым номером №... - 6 955 636 рублей;
- с кадастровым номером №... - 9 454 397 рублей;
- с кадастровым номером №... - 9 524 286 рублей;
- с кадастровым номером №... - 9 794 474 рубля;
- с кадастровым номером №... - 12 746 290 рублей;
- с кадастровым номером №... - 9 622 752 рубля;
- с кадастровым номером №... - 9 046 606 рублей;
- с кадастровым номером №... - 9 015 514 рублей;
- с кадастровым номером №... - 39 916 422 рубля.
Административный истец Афанасьев С.В. просит пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами номером 35№..., установив её в размере их рыночной стоимости, определённой на основании вышеприведённых отчётов оценщика.
Административный истец Афанасьев С.В., представители административных ответчиков Департамента имущественных отношений Вологодской области, Бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Правительства Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель административного истца Афанасьева С.В. по доверенности Третьякова Е.А. представила отказ от исковых требований в части требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., а также отказ от требований, заявленных к административному ответчику Правительству Вологодской области.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии со статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом (пункт 3 части 1).
Отказ представителя административного истца Афанасьева С.В. по доверенности Третьяковой Е.А. от требований административного искового заявления в части не противоречит закону, не нарушает права других лиц, публичные интересы, правовые последствия принятия судом отказа от требований понятны, о чём указано в заявлении, следовательно, обстоятельства препятствующие принятию судом отказа, отсутствуют, производство по делу по административному исковому заявлению в части требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами номером №... и требований, заявленных к административному ответчику Правительству Вологодской области подлежит прекращению.
Исходя из положений части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Афанасьев С.В. не может повторно обратиться в суд с заявлением по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с частью 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... затрагивают права и обязанности Афанасьева С.В. как налогоплательщика, что в силу части 3 статьи 22 Закона о кадастровой оценке даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... определена по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 2 658 449 рублей 58 копеек, 1 655 063 рублей 86 копеек, 11 094 059 рублей 34 копеек и 10 998 452 рублей 12 копеек соответственно.
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству о кадастровой оценке, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона о кадастровой оценке).
В качестве доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 23 июля 2020 года № 445/Н, 449/Н, 457/Н, 458/Н, выполненные оценщиком индивидуальным предпринимателем Шубиным И.Ю.
В соответствии с отчётами итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составляет 1 867 368 рублей, 1 163 393 рубля, 9 046 606 рублей и 9 015 514 рублей соответственно.
Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству о кадастровой оценке, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Суд, исследовав и проанализировав отчеты от 23 июля 2020 года № 445/Н, 449/Н, 457/Н, 458/Н, приходит к выводу о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о кадастровой оценке, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчётах оценщика, величине рыночной стоимости объектов недвижимости, не представили, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от 23 июля 2020 года № 445/Н, 449/Н, 457/Н, 458/Н, выполненных оценщиком индивидуальным предпринимателем Шубиным И.Ю.
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 17 Закона о кадастровой оценке в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Поскольку сведений, что Афанасьев С.В. обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... не представлено, датой его обращения с соответствующим заявлением необходимо считать дату подачи в суд административного искового заявления - 13 августа 2020 года.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
принять отказ представителя Афанасьева С. В. по доверенности адвоката Третьяковой Е. А. от административных исковых требований в части требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами номером №....
Принять отказ представителя Афанасьева С. В. по доверенности адвоката Третьяковой Е. А. от административных исковых требований, заявленных к административному ответчику Правительству Вологодской области.
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьева С. В. в части требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами номером №....
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьева С. В. в части требований, заявленных к административному ответчику Правительству Вологодской области.
Административное исковое заявление Афанасьева С. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 1 867 368 рублям по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 1 163 393 рублям по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 9 046 606 рублям по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - ..., установив её в размере его рыночной стоимости равной 9 015 514 рублям по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Датой обращения Афанасьева С. В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... считать 13 августа 2020 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2020 года