Решение по делу № 33-4021/2022 от 31.03.2022

Судья Будилова О.В.

Дело № 33-4021/2022 (УИД 59RS0004-01-2021-008561-66)

(№ 2-652/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Рубан О.Н.,

судей Кляусовой И.В., Безматерных О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Няшиной Ю.С.,

рассмотрела 25.04.2022 в городе Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лыхина Дмитрия Викторовича, по апелляционному представлению прокуратуры города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 10.02.2022, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора г. Перми в интересах Лыхина Дмитрия Викторовича к управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании распоряжения от 11.06.2021 года незаконным, возложении обязанности включить Лыхина Дмитрия Викторовича, дата г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений - отказать.».

Заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., пояснения истца Лыхина Д.В., прокурора Меньтину А.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Перми в интересах Лыхина Д.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения и возложении на ответчика обязанности. Требования мотивированы тем, что Лыхин Д.В. относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители Лыхина Д.В. – отец Л2. и мать К1. на основании решения суда лишены родительских прав. В несовершеннолетнем возрасте Лыхин Д.В. воспитывался в детском доме. Решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного совета народных депутатов от 21.11.1989 за Лыхиным Д.В, и его братьями и сестрами закреплено жилое помещение по адресу: ****. С 19.08.2011 Лыхин Д.В. включен в договор социального найма указанного жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя – его матери К1., лишенной родительских прав. На основании определения Ленинского районного суда г. Перми от 31.10.2016 об утверждении мирового соглашения Лыхину Д.В. по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: **** взамен жилого помещения по адресу: ****. С матерью Лыхина Д.В. – К1. 14.12.2016 также заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ****, и истец включен в указанный договор в качестве члена семьи нанимателя.

Заключением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 02.03.2021 установлен факт невозможности проживания Лыхина Д.В. в жилом помещении, поскольку на одно лицо приходится 4,02 кв. м., что составляет менее учетной нормы.

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 11.06.2021 Лыхину Д.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма, в связи с достижением возраста 23 года.

С указанным отказом истец не согласен, поскольку ранее Лыхин Д.В. с заявлением о включении его в список не обращался, органом опеки и попечительства соответствующих мер по реализации истцом права на обеспечение жилым помещением принято не было. На 01.01.2013 Лыхин Д.В. имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Просит признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 11.06.2021 № 1250 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложить обязанность включить его в указанный список.

Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении иска.

Не согласившись с решением, истец Лыхин Д.В. обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Судом не приняты во внимание Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397. Полагает, что Правила содержат безусловное основание включения в список лиц старше 23-х лет в общеустановленном порядке, которые по каким-либо причинам не были включены в соответствующий список ранее. Считает, что судом в указанной части неправильно применены нормы материального права. Также обращает внимание на то, что доводам прокурора о бездействии детского дома и органа опеки и попечительства, выразившемся в отсутствии защиты жилищных прав истца, надлежащая правовая оценка не дана. До достижения возраста 23 лет истец не был в установленном законом порядке обеспечен жилым помещением, ранее занимаемая квартира по адресу: ****, предоставлялась по договору социального найма его матери, к тому моменту уже лишенной в отношении Лыхина Д.В. родительских прав, что исключало вселение и проживание его в данном жилом помещении. Закрепленное жилое помещение не являлось пригодным для проживания. Считает обстоятельства обращения с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, уважительными.

Старшим помощником прокурора города Перми Ивановой А.А. подано апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы апелляционного представления по содержанию повторяют позицию истца Лыхина Д.В.

Истец Лыхин Д.В., прокурор Меньтина А.С. в судебном заседании просили апелляционную жалобу и апелляционное представление удовлетворить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Ответчики Управление жилищных отношений администрации города Перми о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по этим доводам.

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации;

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при котором совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Судом первой инстанции установлено, что 18.03.2021 года Лыхин Д.В обратился в управление жилищных отношений администрации города Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) (л.д.23-25). На дату обращения с указанным заявлением Лыхин Д.В., дата г.р. (л.д.27), достиг возраста 37 лет.

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 11.06.2021 года №1250 Лыхину Д.В отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонд по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет (л.д.16).

Согласно свидетельству о рождении (л.д.72) родителями Лыхина Д.В. являются: отец Л2., который решением Орджоникидзевского районного народного суда г. Перми от 06.09.1989 года лишен родительских прав в отношении сына Дмитрия (л.д.74); мать Л1. (впоследствии изменила фамилию на К1.) , которая решением Орджоникидзевского суда г.Перми от 24.03.1998 года лишена родительских прав в отношении сына Дмитрия (л.д.73).

Решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов от 21.11.1989 года несовершеннолетние Л3., Л4., Л5., Лыхин Д.В. Л6. устроены в детский дом, за ними закреплено жилое помещение по адресу: ****. (л.д.75).

В период с 08.07.1999 года по 17.01.2017 года Лыхин Д.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: **** (л.д.71-оборот), в указанное жилое помещение Лыхин Д.В. вселен совместно с нанимателем по договору социального найма жилого помещения от 19.08.2011 года (л.д.32-33).

С 17.01.2017 года Лыхин Д.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу **** (л.д.71-оборот), в указанное жилое помещение Лыхин Д.В. вселен совместно с нанимателем по договору социального найма жилого помещения от 14.12.2016 года (л.д.41-42, 43).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения о правах Лыхина Д.В. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (л.д.30). Из справки ГУП «ЦТИ Пермского края» следует, что Лыхин Д.В. не имеет квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности (л.д.54).

Определением Ленинского районного суда г.Перми от 31.10.2016 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Перми в интересах К1., Лыхина Д.В. и других к администрации г.Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о возложении обязанности провести ремонтно-восстановительные работы в жилом помещении утверждено мировое соглашение, заключенное между истцами К1., М1., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней М2., Л4., Л5., действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Л7., Лыхиным Д.В., Л4., К2., Г., с одной стороны, и администрацией города Перми и МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», с другой стороны, по условиям которого, в том числе, администрация города Перми предоставляет К1., М1., М2., Л4., Л5., Л7., Лыхину Д.В., Л4., К2., Г. по договору социального найма двухкомнатную квартиру №** общей площадью 52,3 кв.м, в доме №** по ул. **** г.Перми.

Заключением территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 02.03.2021 года (л.д.68) установлен факт невозможности проживания Лыхина Д.В. в жилом помещении по адресу: ****, в связи с тем, что площадь, приходящаяся на одно лицо - 4,02 кв.м, что менее учетной нормы на одного человека. С заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении Лыхин Д.В. впервые обратился 10.02.2021г. (л.д.69, 66-67).

Согласно информации Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми Лыхин Д.В. не состоял на учете в территориальном управлении как сирота или лицо, оставшееся без попечения родителей. В период с 01.01.2013 года по 31.06.2017 года Лыхин Д.В. в территориальное управление с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обращался, в список не включен (л.д.66-67).

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Поскольку сведений о постановке истца на учет для обеспечения жилым помещением до достижения истцом возраста 23 лет суду не предоставлено, а на момент подачи ответчику заявления об обеспечении жильем истец достиг возраста 37 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Закрепление за истцом жилого помещения по адресу: ****, само по себе не препятствовало обращению истца с заявлением об установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, а равно с заявлением о постановке на учет с целью получения жилого помещения как лицу, относящему к категории детей-сирот.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания причин обращения истца с заявлением о включении его в список уважительными. Истец Лыхин Д.В. не представил суду первой инстанции уважительности причин по которым он не обратился до достижения им 23 летнего возраста с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора о том, что истец должен быть поставлен на соответствующий учет независимо от того, по каким причинам не был включен в список ранее, со ссылкой на Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, являются необоснованными. Поскольку указанные Правила приняты в соответствии с пунктом 3 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающими отличные от требований истца обстоятельства.

Как ошибочно полагает заявитель жалобы, положения п. 3 и пп. "г" п. 4 Правил не свидетельствуют о безусловном включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц старше 23-х лет, которые по каким-либо причинам не были включены в соответствующий список ранее, но обладали таким правом.

Поскольку Лыхин Д.В. обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении только 16.03.2021 по достижении 37-летнего возраста, доказательств исключительных причин, препятствовавших его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет и включения в Список, материалы дела не содержат, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Утверждения апеллянтов о том, что неисполнение своих функциональных обязанностей органами опеки и попечительства, отсутствие контроля с их стороны препятствовало истцу встать на учет как ребенку-сироте, лицу из числа таких детей основаны лишь на предположениях, доказательствами не подтверждены.

Сведений о том, что Лыхин Д.В. нуждался в жилом помещении, а органами опеки необоснованно не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в материалах дела не имеется.

Судом первой инстанции проанализированы все доводы истца, уважительности причин не обращения истца с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях не установлено, с чем судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку надлежащими и достаточными доказательствами не подтверждены, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда города Перми от 10.02.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Лыхина Дмитрия Викторовича и апелляционное представление прокурора города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Будилова О.В.

Дело № 33-4021/2022 (УИД 59RS0004-01-2021-008561-66)

(№ 2-652/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Рубан О.Н.,

судей Кляусовой И.В., Безматерных О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Няшиной Ю.С.,

рассмотрела 25.04.2022 в городе Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лыхина Дмитрия Викторовича, по апелляционному представлению прокуратуры города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 10.02.2022, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора г. Перми в интересах Лыхина Дмитрия Викторовича к управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании распоряжения от 11.06.2021 года незаконным, возложении обязанности включить Лыхина Дмитрия Викторовича, дата г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений - отказать.».

Заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., пояснения истца Лыхина Д.В., прокурора Меньтину А.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Перми в интересах Лыхина Д.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения и возложении на ответчика обязанности. Требования мотивированы тем, что Лыхин Д.В. относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители Лыхина Д.В. – отец Л2. и мать К1. на основании решения суда лишены родительских прав. В несовершеннолетнем возрасте Лыхин Д.В. воспитывался в детском доме. Решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного совета народных депутатов от 21.11.1989 за Лыхиным Д.В, и его братьями и сестрами закреплено жилое помещение по адресу: ****. С 19.08.2011 Лыхин Д.В. включен в договор социального найма указанного жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя – его матери К1., лишенной родительских прав. На основании определения Ленинского районного суда г. Перми от 31.10.2016 об утверждении мирового соглашения Лыхину Д.В. по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: **** взамен жилого помещения по адресу: ****. С матерью Лыхина Д.В. – К1. 14.12.2016 также заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ****, и истец включен в указанный договор в качестве члена семьи нанимателя.

Заключением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 02.03.2021 установлен факт невозможности проживания Лыхина Д.В. в жилом помещении, поскольку на одно лицо приходится 4,02 кв. м., что составляет менее учетной нормы.

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 11.06.2021 Лыхину Д.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма, в связи с достижением возраста 23 года.

С указанным отказом истец не согласен, поскольку ранее Лыхин Д.В. с заявлением о включении его в список не обращался, органом опеки и попечительства соответствующих мер по реализации истцом права на обеспечение жилым помещением принято не было. На 01.01.2013 Лыхин Д.В. имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Просит признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 11.06.2021 № 1250 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, возложить обязанность включить его в указанный список.

Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении иска.

Не согласившись с решением, истец Лыхин Д.В. обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Судом не приняты во внимание Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397. Полагает, что Правила содержат безусловное основание включения в список лиц старше 23-х лет в общеустановленном порядке, которые по каким-либо причинам не были включены в соответствующий список ранее. Считает, что судом в указанной части неправильно применены нормы материального права. Также обращает внимание на то, что доводам прокурора о бездействии детского дома и органа опеки и попечительства, выразившемся в отсутствии защиты жилищных прав истца, надлежащая правовая оценка не дана. До достижения возраста 23 лет истец не был в установленном законом порядке обеспечен жилым помещением, ранее занимаемая квартира по адресу: ****, предоставлялась по договору социального найма его матери, к тому моменту уже лишенной в отношении Лыхина Д.В. родительских прав, что исключало вселение и проживание его в данном жилом помещении. Закрепленное жилое помещение не являлось пригодным для проживания. Считает обстоятельства обращения с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, уважительными.

Старшим помощником прокурора города Перми Ивановой А.А. подано апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы апелляционного представления по содержанию повторяют позицию истца Лыхина Д.В.

Истец Лыхин Д.В., прокурор Меньтина А.С. в судебном заседании просили апелляционную жалобу и апелляционное представление удовлетворить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Ответчики Управление жилищных отношений администрации города Перми о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по этим доводам.

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации;

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при котором совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Судом первой инстанции установлено, что 18.03.2021 года Лыхин Д.В обратился в управление жилищных отношений администрации города Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) (л.д.23-25). На дату обращения с указанным заявлением Лыхин Д.В., дата г.р. (л.д.27), достиг возраста 37 лет.

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 11.06.2021 года №1250 Лыхину Д.В отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонд по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет (л.д.16).

Согласно свидетельству о рождении (л.д.72) родителями Лыхина Д.В. являются: отец Л2., который решением Орджоникидзевского районного народного суда г. Перми от 06.09.1989 года лишен родительских прав в отношении сына Дмитрия (л.д.74); мать Л1. (впоследствии изменила фамилию на К1.) , которая решением Орджоникидзевского суда г.Перми от 24.03.1998 года лишена родительских прав в отношении сына Дмитрия (л.д.73).

Решением исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов от 21.11.1989 года несовершеннолетние Л3., Л4., Л5., Лыхин Д.В. Л6. устроены в детский дом, за ними закреплено жилое помещение по адресу: ****. (л.д.75).

В период с 08.07.1999 года по 17.01.2017 года Лыхин Д.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: **** (л.д.71-оборот), в указанное жилое помещение Лыхин Д.В. вселен совместно с нанимателем по договору социального найма жилого помещения от 19.08.2011 года (л.д.32-33).

С 17.01.2017 года Лыхин Д.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу **** (л.д.71-оборот), в указанное жилое помещение Лыхин Д.В. вселен совместно с нанимателем по договору социального найма жилого помещения от 14.12.2016 года (л.д.41-42, 43).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения о правах Лыхина Д.В. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (л.д.30). Из справки ГУП «ЦТИ Пермского края» следует, что Лыхин Д.В. не имеет квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности (л.д.54).

Определением Ленинского районного суда г.Перми от 31.10.2016 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Перми в интересах К1., Лыхина Д.В. и других к администрации г.Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о возложении обязанности провести ремонтно-восстановительные работы в жилом помещении утверждено мировое соглашение, заключенное между истцами К1., М1., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней М2., Л4., Л5., действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Л7., Лыхиным Д.В., Л4., К2., Г., с одной стороны, и администрацией города Перми и МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», с другой стороны, по условиям которого, в том числе, администрация города Перми предоставляет К1., М1., М2., Л4., Л5., Л7., Лыхину Д.В., Л4., К2., Г. по договору социального найма двухкомнатную квартиру №** общей площадью 52,3 кв.м, в доме №** по ул. **** г.Перми.

Заключением территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 02.03.2021 года (л.д.68) установлен факт невозможности проживания Лыхина Д.В. в жилом помещении по адресу: ****, в связи с тем, что площадь, приходящаяся на одно лицо - 4,02 кв.м, что менее учетной нормы на одного человека. С заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении Лыхин Д.В. впервые обратился 10.02.2021г. (л.д.69, 66-67).

Согласно информации Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми Лыхин Д.В. не состоял на учете в территориальном управлении как сирота или лицо, оставшееся без попечения родителей. В период с 01.01.2013 года по 31.06.2017 года Лыхин Д.В. в территориальное управление с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обращался, в список не включен (л.д.66-67).

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Поскольку сведений о постановке истца на учет для обеспечения жилым помещением до достижения истцом возраста 23 лет суду не предоставлено, а на момент подачи ответчику заявления об обеспечении жильем истец достиг возраста 37 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Закрепление за истцом жилого помещения по адресу: ****, само по себе не препятствовало обращению истца с заявлением об установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, а равно с заявлением о постановке на учет с целью получения жилого помещения как лицу, относящему к категории детей-сирот.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания причин обращения истца с заявлением о включении его в список уважительными. Истец Лыхин Д.В. не представил суду первой инстанции уважительности причин по которым он не обратился до достижения им 23 летнего возраста с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора о том, что истец должен быть поставлен на соответствующий учет независимо от того, по каким причинам не был включен в список ранее, со ссылкой на Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, являются необоснованными. Поскольку указанные Правила приняты в соответствии с пунктом 3 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающими отличные от требований истца обстоятельства.

Как ошибочно полагает заявитель жалобы, положения п. 3 и пп. "г" п. 4 Правил не свидетельствуют о безусловном включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц старше 23-х лет, которые по каким-либо причинам не были включены в соответствующий список ранее, но обладали таким правом.

Поскольку Лыхин Д.В. обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении только 16.03.2021 по достижении 37-летнего возраста, доказательств исключительных причин, препятствовавших его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет и включения в Список, материалы дела не содержат, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Утверждения апеллянтов о том, что неисполнение своих функциональных обязанностей органами опеки и попечительства, отсутствие контроля с их стороны препятствовало истцу встать на учет как ребенку-сироте, лицу из числа таких детей основаны лишь на предположениях, доказательствами не подтверждены.

Сведений о том, что Лыхин Д.В. нуждался в жилом помещении, а органами опеки необоснованно не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в материалах дела не имеется.

Судом первой инстанции проанализированы все доводы истца, уважительности причин не обращения истца с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях не установлено, с чем судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку надлежащими и достаточными доказательствами не подтверждены, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда города Перми от 10.02.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Лыхина Дмитрия Викторовича и апелляционное представление прокурора города Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4021/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кляусова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
31.03.2022Передача дела судье
25.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Передано в экспедицию
25.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее