Дело № 2 – 1140/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Королько Е.В.,
при секретаре Аникеевой Н.В.,
с участием:
помощника прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры –
Барабановой О.В.,
истца Жвирдинас Л.Н.,
представителя истца Юдиной Н.В.,
представителя ответчика Петровской Н.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, Головиной Н.В.,
28 мая 2015 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге Кемеровской области гражданское дело по исковому заявлению Жвирдинас Л.Н. к Администрации Юргинского муниципального района о признании распоряжений о привлечении к дисциплинарному взысканию и увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Жвирдинас Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Юргинского муниципального района о признании распоряжений о привлечении к дисциплинарному взысканию и увольнении незаконными, восстановлении на работе. Исковые требования мотивированы следующим.
16.08.2011г. распоряжением администрации Юргинского района от 15.08.2011г. № 121 переведена на должность директора муниципального общеобразовательного учреждения «Проскоковская средняя общеобразовательная школа». Распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 24-к уволена за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 17.03.2015г. Основанием к увольнению послужило распоряжение Администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 23-к
о привлечении к дисциплинарному взысканию руководителя МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Проскоковская СОШ») Жвирдинас Л.Н. в виде увольнения. Поводом к привлечению к дисциплинарному взысканию послужили следующие обстоятельства. 19.02.2015г. установлено, что МБОУ «Проскоковская СОШ» в лице директора Жвирдинас Л.Н., было привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 50000 рублей на основании решения Юргинского городского суда. В период с 02.03.2015г. по 13.03.2015г. в отношении МБОУ «Проскоковская СОШ» проведена служебная проверка, по результатам которой выявлены факты нарушения должностных обязанностей директором Жвирдинас Л.Н., выразившиеся в следующем: согласно п. 2.3. дополнительного соглашения «Эффективный контракт» № лс-11-2014 к трудовому договору № 05/2011 от 16.08.2011 руководителем нарушены должностные обязанности по осуществлению подбора квалифицированных кадров; не соблюдены требования приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н, предъявляемые к квалификации механика при его трудоустройстве; нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части организации осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований. Данные нарушения, по мнению работодателя, являются грубыми, поскольку руководителем не соблюдены требования п. 8 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые могли привести к нарушению безопасности обучающихся и причинить ущерб образовательному учреждению. Считает распоряжения Администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 23-к и № 24-к незаконными и необоснованными. 19.08.2014г. истцом был подписан приказ о приеме на работу механика. На момент трудоустройства у механика Жвирдинас А.И. отсутствовала соответствующая квалификация профессиональной компетентности, необходимый стаж работы, а также соответствующее образование. Квалифицированного сотрудника она найти не могла в связи с низкой заработной платой в 900 рублей. Ею неоднократно подавались заявки на обучение вновь принятого сотрудника и на финансирование курсовой подготовки - перевозка обучающихся (стоимость обучения и аттестации составляет 8300 рублей), однако деньги были выделены лишь после того, как было получено постановление по делу об административном правонарушении (заявка на кассовый ордер № 45 от 11.02.2015г.) При этом оплачено обучение в размере 7000 рублей, денежные средства за проведение аттестации в размере 1300 рублей оплачены из личных средств Жвирдинас А.И.. В распоряжении от 17.03.2015г. № 23-к квалификация грубого нарушения выражена в невыполнении требований п. 8 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что могло привести к нарушению безопасности обучающихся и причинить ущерб образовательному учреждению. На время издания вышеуказанного распоряжения все недостатки были устранены, таким образом, грубое нарушение, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации, не было допущено.
Полагает работодателем пропущены сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, предусмотренные ст. 193 ТК РФ (не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не позднее шести месяцев со дня совершения проступка). 22.01.2015г. (в четверг) она получила постановление *** по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, о наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Сразу с этим постановлением поехала в Управление образования Администрации Юргинского района. Начальника Управления Головиной Н.В. не было на месте, и она показала документы заместителям начальника Управления - ***., курирующему вопросы безопасности, и А.Н.П.. Копии они снимать не стали и своевременно не доложили начальнику Управления образования Администрации Юргинского муниципального района, а также ей никаких рекомендаций не дали. 26.01.2015г. (в понедельник) все документы по данному делу вместе с протоколом она отправила по электронной почте С.Е.В., а 27.01.2015 г. приехала на беседу к начальнику Управления образования Головиной Н.В. Таким образом, инкриминируемые ей нарушения стали известны в Управлении образования Администрации Юргинского муниципального района (лицу, которому по работе подчинен работник) 26.01.2015г., соответственно месячный срок, в течение которого работодатель обязан был привлечь истца к дисциплинарной ответственности, истек 26.02.2015г. Фактически проступок, а именно издание приказа о приеме на работу механика Жвирдинаса А.И., у которого на момент трудоустройства отсутствовали соответствующая квалификация профессиональной компетентности, необходимый стаж работы, а также соответствующее образование, совершен 19.08.2014г. Данные обстоятельства отражены в акте проведения служебного расследования от 12.03.2015г. Шесть месяцев со дня совершения проступка истекли 19.02.2015г., при этом оспариваемые распоряжения изданы работодателем 17.03.2015г., с пропуском сроков, установленных ст. 193 ТК РФ. На основании изложенного истец считает, что при ее увольнении были допущены грубые нарушения норм материального и процессуального права.
Просит признать незаконными распоряжения администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 23-к «О привлечении к дисциплинарному взысканию руководителя МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Жвирдинас Л.Н.», и № 24-к «Об увольнении руководителя МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Жвирдинас Л.Н.», восстановить ее в должности директора МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» (т. 1 л.д. 2-5).
Определением суда от 23.04.2015г. (т. 1 л.д. 144) принято к производству суда заявление истца об увеличении исковых требований, где также изложены требования о взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей (т. 1 л.д.139).
В судебном заседании истец Жвирдинас Л.Н. и ее представитель Юдина Н.В., полномочия которой определены по устному заявлению истца, занесенному в протокол судебного заседания от 23.04.2015г. (т. 1 л.д. 141-143), поддержали доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, с учетом их уточнения, представлены письменные пояснения (т. 1 л.д. 181-186).
Представитель ответчика - Администрации Юргинского муниципального района, Петровская Н.А., действующая на основании доверенности от 20.10.2014г. (т. 1 л.д. 19), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, пояснила, что трудовой договор между истцом и работодателем был заключен с Администрацией Юргинского муниципального района, в лице Главы Юргинского муниципального района, который является для Жвирдинас Л.Н. работодателем. Работодателю - Администрации Юргинского муниципального района стало известно о нарушении должностных обязанностей, об административном нарушении, только 19.02.2015г. из докладной записки начальника Управления образования, поэтому считают, что срок для наложения дисциплинарного взыскания начинает течь с 19.02.2015г., соответственно 17.03.2015г, когда было наложено взыскание, месячный срок, установленный Трудовым кодексом РФ, не был пропущен. После получения докладной записки от начальника Управления образования по факту совершения данного правонарушения, было затребовано объяснение от директора, которое представлено 26.02.2015г. В период с 02.03.2015г. по 12.03.2015г. в отношении Проскоковской школы была проведена служебная проверка, по результатам составлен акт от 12.03.2015г., из которого видно, что директором были нарушены должностные обязанности, поскольку к работе был подпущен механик без соответствующей квалификации. В ходе проведенной проверки подтвердился факт нарушения ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», то есть организовано осуществление перевозок с нарушением профессиональных квалификационных требований. Согласно п. 2.26 трудового договора директор обязан соблюдать требования законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, из п. 2.32 трудового договора следует, что директор обязан соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты. Руководитель несет ответственность за всю деятельность школы. Школе был причинен имущественный ущерб в виде наложенного штрафа в размере 50 000 рублей. Администрация Юргинского муниципального района уделяет огромное внимание перевозке детей, в частности, соблюдению требований к водителям, к автотранспорту, к механику, поскольку в Юргинском районе все школы работают на «подвозе» детей. Директор должен так организовать финансово-хозяйственную деятельность и учебный процесс, чтобы, в первую очередь, это никак не отражалось на самом процессе обучения, в том числе не подвергалась опасности жизнь и здоровье детей. Сам факт нарушения требований к допуску лица, не имеющего соответствующей квалификации, истцом не оспаривается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - начальник Управления образования Администрации Юргинского муниципального района Головина Н.В. (распоряжение о приеме на должность от 15.11.2013г. № 163-к на л.д. 216 т. 1), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, пояснила, что руководитель является главным по подбору кадров в своем учреждении и несет ответственность за то, какой работник принят на ту или иную должность. Денежная субсидия, которая приходит на счет учреждения в течение месяца, должна быть потрачена на прописанные в муниципальном задании статьи расходов, которые предполагают нормальное безопасное функционирование организации. В этом перечне расходов имеются расходы на переобучение и повышение квалификации работников учреждений. Главным распределителем финансов является руководитель, который дает указания бухгалтерской службе о направлении денег в том направлении, в котором он считает нужным. МБОУ «Проскоковская СОШ», как и любое другое бюджетное учреждение, имеет возможность оказывать платные услуги, доходы от которых имеет право перечислять по своему усмотрению на различные нужды, необходимые для функционирования учреждения, что подтверждается отчетом об исполнении учреждением финансово-хозяйственной деятельности. В Уставе образовательного учреждения прописано, что руководитель несет полную ответственность за безопасность обучающихся и воспитанников учреждения, так же в должностной инструкции директора есть такая обязанность.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей С.Е.В., П.Е.В., К.Н.Е., исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение ст. помощника прокурора Барабановой О.В., полагавшей, что иск подлежит удовлетворению в части признания приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, размер компенсации морального вреда завышен и подлежит снижению до 3000 рублей, суд пришел к следующему.
Как следует из письменных материалов дела и пояснений сторон Жвирдинас Л.Н. работала в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» в должности директора, функции работодателя в отношении директора данного учреждения осуществляются Администрацией Юргинского муниципального района, как учредителем учреждения (т. 1 л.д. 8-11, 40-52, 53, 54, копия Устава МБОУ «Проскоковская СОШ» т. 1 на л.д. 30-39)
Постановлением старшего инспектора БДД ОТН ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» Баладурина Е.В. от 22.01.2015г. МБОУ «Проскоковская СОШ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам), с назначением наказания 100000 рублей штрафа (т. 1 л.д. 128).
Решением Юргинского городского суда от 19.02.2015г. указанное постановление изменено, МБОУ «Проскоковская СОШ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей (т. 1 л.д. 129-131).
По факту привлечения МБОУ «Проскоковская СОШ» к административной ответственности начальником Управления образования Администрации Юргинского муниципального района Н.В. Головиной 19.02.2015г. была составлена докладная записка на имя Главы Юргинского муниципального района, где она полагает, что директором Жвирдинас Л.Н. не в полном объеме исполняются должностные обязанности по осуществлению в установленном порядке подбора и приема кадров учреждения, что может в будущем привести к нарушению безопасности обучающихся и причинить ущерб образовательному учреждению ( т. 1 л.д. 103).
24.02.2015г. Жвирдинас Л.Н. было предложено дать письменное объяснение о причинах допуска механика к исполнению должностных обязанностей без наличия соответствующего свидетельства о прохождении соответствующей аттестации (т. 1 л.д. 104).
Из письменных объяснений Жвирдинас Л.Н. от 26.02.2015г. (т. 1 л.д. 105-106) следует, что должность заместителя руководителя по безопасности образовательного процесса (0,75 ставки) и механика (0,25 ставки) МБОУ «Проскоковская СОШ» занимал по внутреннему совмещению учитель ОБЖ и физической культуры Т.Ю.Г., сроки его аттестации по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» действовали до 04.09.2014г., он проходил обучение для получения удостоверения профессиональной компетенции в НОУ ДПО «Юргинская автошкола» РО ДОСААФ России КО в период 2013-2014 учебного года, чтобы получить документы к началу нового учебного года, но оплата не была произведена в связи с отсутствием финансирования, поэтому механик не получил документ, позволяющий аттестоваться в г. Кемерово. На основании заявления Т.Ю.Г. указанные обязанности с него были сняты с 16.08.2014г., на работу был принят механиком на 0,25 ставки по внутреннему совмещению заместитель руководителя по безопасности образовательного процесса Ж.А.И. Директором МБОУ «Проскоковская СОШ» Жвирдинас Л.Н. неоднократно подавались заявки на финансирование курсовой подготовки по данному направлению, как в устной форме, так и в электронной, письменной форме методистам Управления образования и начальнику Управления образования, стоимость которой составляла 8300 рублей. Не осуществление подвоза детей для обучения из 7 населенных пунктов означало срыв процесса обучения. После получения 15.01.2015г. предписания ОГИБДД МО МВД России «Юргинский» об устранении нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения в срок до 19.01.2015г., поскольку обучение механика так и не было профинансировано Жвирдинас Л.Н. принято решение самостоятельно оплатить обучение механика, который 16.01.2015г. приступил к обучению, договор на обучение был подписан 19.01.2015г., после подачи очередной заявки на выделение денежных средств на имя начальника Управления образования Головиной Н.В. на обучение механика, было выделено 7000 рублей, которые оплачены 12.02.2015г. На момент написания объяснительной записки выпуск автомобильного транспорта на линию осуществляется механиком Ж.А.И. получившим необходимые документы и прошедшим аттестацию.
02.03.2015г. Администрацией Юргинского муниципального района издано распоряжение № 17-к о создании комиссии и проведении служебного расследования по факту исполнения должностных обязанностей директором МБОУ «Проскоковская СОШ» Жвирдинас Л.Н. (т. 1 л.д. 107). По результатам служебного расследования комиссией составлен акт от 12.03.2015г., комиссией установлено, что у Ж.А.И.., занимающего должность механика на момент трудоустройства отсутствовала соответствующая квалификация профессиональной компетентности, необходимый стаж работы, соответствующее образование, предусмотренные должностной инструкцией механика от 19.08.2014г., в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» директором МБОУ «Проскоковская СОШ» Жвирдинас Л.Н. нарушена организация по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением профессиональных квалификационных требований (т. 1 л.д.109-110).
Распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 23-к директор МБОУ «Проскоковская СОШ» Жвирдинас Л.Н. была привлечена к дисциплинарному взысканию в виде увольнения, в соответствии с распоряжением Администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 24-к, Жвирдинас Л.Н. была уволена с 17.03.2015г. за однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (т. 1 л.д. 132, 133).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 49 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 10 части первой статьи 81 ТК РФ с руководителем организации, если им было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей.
Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе.
В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.
Из указанных распоряжений следует, что основанием к увольнению послужили результаты служебной проверки в отношении МБОУ «Проскоковская СОШ» в период с 02.03.2015г. по 13.03.2015г., согласно которым были выявлены факты нарушения должностных обязанностей директором МБОУ «Проскоковская СОШ», выразившиеся в нарушении руководителем должностных обязанностей по осуществлению подбора квалифицированных кадров, не соблюдении требований, предъявляемых к квалификации механика при его трудоустройстве, нарушении требований ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части организации осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований.
Согласно трудового договора (т. 1 л.д 40-52), заключенного с руководителем (директором) образовательного учреждения Жвирдинас Л.Н., со всеми изменениями и дополнениями, в том числе Дополнительное соглашение «Эффективный контракт» № дс-11/2014 от 01.07.2014г., руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора (п.п. «а» п. 2.4 на л.д. 49 т. 1).
В соответствии с должностной инструкцией (т. 1 л.д. 135-158), директор школы выполняет обязанности, в том числе обеспечивает прием на работу, подбор и расстановку кадров, несет ответственность за ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава школы. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
В соответствии с п.п. 7.8. Устава МБОУ «Проскоковская СОШ», директор образовательного учреждения осуществляет подбор, прием на работу и расстановку работников образовательного учреждения и несет ответственность за уровень их квалификации (т. 1 л.д. 37).
Из представленных доказательств судом установлено, что в период с 19.08.2014г. - даты назначения на должность механика МБОУ «Проскоковская СОШ» Ж.А.И. по 25.02.2015 года, когда Ж.А.И.. прошел аттестацию по обеспечению безопасности движения и получил удостоверение о том, что он соответствует должности - «ответственный за БДД», в МБОУ «Проскоковская СОШ» предрейсовый контроль технического состояния школьных автобусов, доставляющих обучающихся к образовательному учреждению, осуществлялся должностным лицом, у которого в нарушение требований приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994г. № 13/11 отсутствовало свидетельство о прохождении соответствующей аттестации (т. 1 л.д. 95-99, 117-128; решение Юргинского городского суда от 19.02.2015г. на л.д. 129-131 т. 1; копии путевых листов на л.д. 34-250 т. 2, л.д. 1-79 т. 3).
Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения должностных обязанностей руководителем МБОУ «Проскоковская СОШ» Жвирдинас Л.Н., которая не обеспечила выполнение п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», суд соглашается с доводами ответчика о том, что данное нарушение носило грубый характер, поскольку могло повлечь причинение вреда здоровью лицам, в том числе обучающимся детям, которые перевозились школьными автобусами, контроль технического состояния которых осуществлялся должностным лицом, в отсутствии у него свидетельства о прохождении соответствующей аттестации, в нарушение требований приказа Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994г. № 13/11.
В соответствии с действующим трудовым законодательством, увольнение в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, относится к дисциплинарным увольнениям, при которых должны соблюдаться правила ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе, увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Из разъяснений, изложенных в п. 53 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, от 17.03.2004 № 2, следует, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.
Статьей 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Согласно ч. 2 ст. 40 данного Федерального закона организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Постановлением Администрации Юргинского муниципального района от 31.10.2013г. № 90-НПА утверждена муниципальная программа «Развитие системы образования в Юргинском муниципальном районе», постановление распространяет свое действие с 01.01.2014г., ответственным исполнителем муниципальной программы является начальник Управления образования Юргинского муниципального района. Данная программа по комплексному охвату решаемых задач состоит из подпрограмм, в том числе в нее входит подпрограмма «Безопасность дорожного движения». Указанная подпрограмма содержит мероприятие – обучение ответственных за выпуск автобуса на рейс «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» (подпункт 9.2. раздела 9 Таблицы 1 «Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы «Развитие системы образования в Юргинском муниципальном районе»). Программа предусматривает различные источники финансирования: местный бюджет, иные не запрещенные законодательством источники: федеральный бюджет, областной бюджет, средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, средства физических и юридических лиц, однако указанное программное мероприятие предусматривает только один источник финансирования – местный бюджет.
В соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» учредителем данного образовательного учреждения от имени муниципального образования «Юргинский муниципальный район» выступает Администрация Юргинского муниципального района Кемеровской области.
Согласно Положению об Управлении образования администрации Юргинского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального района от 23.12.2014г. № 14, Управление образования Администрации Юргинского района является органом Администрации Юргинского муниципального района Кемеровской области и входит в структуру Администрации Юргинского муниципального района, в сферу подведомственных учреждений Управления образования входят муниципальные общеобразовательные учреждения, оно организует и проводит экспертизу готовности образовательных учреждений к новому учебному году, осуществляет контрольно-инспекционную деятельность по реализации правил техники безопасности, охраны физического здоровья детей.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу было установлено, что в декабре 2013 г. в Управление образования Юргинского муниципального района истцом были направлены сведения о том, что срок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения – механика МБОУ «Проскоковская СОШ» Т.Ю.Г. истекает 04.09.14г., также 06.11.2014г. направлена заявка на курсовую подготовку механика Ж.А.И., принятого на работу с 19.08.2014г. (т. 3 л.д. 80-85). Электронная переписка обозревалась в судебном заседании. Никаких своевременных мер со стороны администрации Юргинского муниципального района по указанному факту предпринято не было.
Доводы стороны ответчика о том, что направление сведений специалисту МКУ «ИМЦ Юргинского муниципального района» П.Е.В. посредством электронной почты не является официальным направлением корреспонденции в Управление образования, данный специалист не имеет отношения к Управлению образования, суд отклоняет, поскольку информация предоставлялась в соответствии с письмом от 02.12.2013г., адресованным от имени начальника Управления образования, информацию предлагалось направить в Управление образования именно П.Е.В., в том числе по указанному адресу электронной почты. Ответчиком представлены в материалы дела копии приказов Управления образования, где предлагалось отчитываться о проделанной работе в Управление образования именно П.Е.В. (т. 1 л.д. 167, 171,179), таким образом, у истца не было оснований полагать, что направление информации специалисту П.Е.В. осуществляется лично для нее, и эта информация не будет передана в Управление образования.
Кроме этого, при осуществлении Администрацией Юргинского муниципального района проверки МБОУ «Проскоковская СОШ» на предмет готовности образовательного учреждения к учебному году 2014 – 2015 г.г., акт готовности школы к новому учебному году был подписан 28.07.2015г. (т. 2 л.д. 2-9), при этом не учтено, что срок аттестации лица, ответственного за выпуск автобусов на рейс истекает 04.09.2014г.
Отсутствие аттестации у лица, в должностные обязанности которого входит осуществление предрейсового контроля технического состояния школьных автобусов, доставляющих обучающихся к образовательному учреждению, означает невозможность данным лицом исполнения указанных обязанностей, что влечет срыв учебного процесса, поскольку со слов начальника Управления образования, более 40% обучающихся в школе детей являются подвозимыми.
Учитывая указанные выше полномочия органов местного самоуправления, суд полагает несостоятельными доводы представителя ответчика Администрации Юргинского муниципального района и представителя - третьего лица Управления образования Администрации Юргинского муниципального района о том, что все обязанности по решению вопроса финансирования обучения механика должны были решаться директором школы исключительно самостоятельно.
Поскольку работодатель при привлечении Жвирдинас Л.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п. 10 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ не учел обстоятельства, при которых дисциплинарный проступок был совершен, не учел, что бездействие самого работодателя способствовало совершению проступка, а также те меры, которые принимались истцом к обучению механика, суд полагает, что требования Жвирдинас Л.Н. о признании незаконными распоряжения администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 23-к «О привлечении к дисциплинарному взысканию руководителя МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Жвирдинас Л.Н.», и распоряжения администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 24-к «Об увольнении руководителя МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Жвирдинас Л.Н.», а также требования о восстановлении на работе подлежат удовлетворению.
При этом в силу ст. 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Согласно разъяснений, изложенных в п. 34, указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, от 17.03.2004 № 2, месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка, при этом днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Из Устава МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» следует, что образовательное учреждение находится в ведомственном подчинении Управления образования Администрации Юргинского муниципального района (п. 1.6), к компетенции учредителя относится осуществление функций работодателя в отношении директора образовательного учреждения (п. 7.6).
Согласно п.п. 6.5. Положения об Управлении образования администрации Юргинского муниципального района (т. 1 л.д. 218-230), начальник Управления издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями; осуществляет функции работодателя в отношении руководителей подведомственных учреждений, кроме приема и увольнения.
Начальник Управления образования Головина Н.В., которому истец подчинена по работе в силу вышеуказанных положений, пояснила в судебном заседании 25.05.2015г., что ей стало известно в конце января – начале марта 2015г. о том, что в Проскоковской СОШ на должности механика работает сотрудник без соответствующего образования, когда через ее подпись прошла заявка Жвирдинас Л.Н. для выделения денег на оплату договора обучения, также, в конце января 2015г. ей стало известно о том, что составлен протокол об административном правонарушении по факту того, что механик не обучен. Данные пояснения Головина Н.В. подтвердила в судебном заседании 28.05.2015г.
Из копии заявки от 20.01.2015г. директора МБОУ «Проскоковская СОШ» о финансировании договора на обучение НОУ ДПО «Юргинская автошкола ДОСААФ России КО» в размере 7000 рублей, адресованной начальнику Управления образования Головиной Н.В., видно, что на ней стоит резолюция Головиной Н.В. от 21.01.2015г. (т. 1 л.д. 202).
При этом докладная записка на имя Главы Юргинского муниципального района была направлена начальником Управления образования только 19.02.2015г.
Суд находит доказанным, что днем обнаружения проступка является 21.01.2015г., распоряжения о применении дисциплинарного взыскания и увольнении Жвирдинас Л.Н. изданы 17.03.2015г., то есть, по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка, таким образом, срок привлечения Жвирдинас Л.Н. к дисциплинарной ответственности является пропущенным.
Установленный трудовым законодательством РФ срок для привлечения к дисциплинарной ответственности является пресекательным и его пропуск свидетельствует о нарушении процедуры увольнения и исключает возможность наложения на работника дисциплинарного взыскания.
Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Жвирдинас Л.Н. о восстановлении на работе являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Также истец просит взыскать с ответчика заработную плату за дни вынужденного прогула.
Согласно ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В силу ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что требования истца в части взыскания заработной платы за дни вынужденного прогула подлежат удовлетворению.
Поскольку последний день работы истца был 17.03.2015 года, то следует взыскать в ее пользу заработную плату за дни вынужденного прогула за период с 18.03.2015 года по день принятия решения суда, что составляет 58 рабочих дней, из расчета 6 рабочих дней в неделю (график установлен п. 3.16 Устава МБОУ «Проскоковская СОШ»).
Из представленной суду справки следует, что среднедневной заработок Жвирдинас Л.Н. составляет 1727,98 рублей (т. 1 л.д. 203). Истец против данного расчета не возражала.
Средний заработок за время вынужденного прогула за период с 18 марта 2015 года по 28 мая 2015 года (58 рабочих дней) составит 1727,98руб. х 58 раб. дней = 100222,84 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула за период с 18 марта 2015 года по 28 мая 2015 года в размере 100222,84 руб.
Кроме того, заявлены требования о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, причиненного неправомерными действиями работодателя в связи с незаконным увольнением.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В связи с нарушением трудовых прав Жвирдинас Л.Н., поскольку ее увольнение является незаконным, суд пришел к выводу, что истице неправомерными действиями ответчика причинены нравственные страдания. В связи с чем, суд находит, что требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку ответчик не признал исковые требования, соглашение о размере денежной компенсации морального вреда между истцом и ответчиком не достигнуто, размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, должен быть определен судом.
С учетом характера и объема, причиненных истице нравственных страданий, степени вины ответчика, исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает определить размер компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей. В части взыскания компенсации морального вреда в сумме 47 000 рублей в иске отказать.
Поскольку решение состоялось в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере пропорциональном удовлетворенным исковым требованиям.
На основании п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4404,46 рублей (из которых 1 200 рублей по требованиям неимущественного характера о признании распоряжений незаконными, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда (по 300 рублей – каждое требование), 3204,46 рублей по требованию об оплате времени вынужденного прогула, исходя из размера удовлетворенных требований 100222,84 руб. ( 3 200 руб. + 2% ( 100222,84 руб. – 100000 руб.)).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными распоряжение администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 23-к «О привлечении к дисциплинарному взысканию руководителя МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Жвирдинас Л.Н.», распоряжение администрации Юргинского муниципального района от 17.03.2015г. № 24-к «Об увольнении руководителя МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Жвирдинас Л.Н.».
Восстановить Жвирдинас Л.Н. с 18 марта 2015 года на работе в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» в должности директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Проскоковская средняя общеобразовательная школа».
Взыскать с Администрации Юргинского муниципального района в пользу Жвирдинас Л.Н. средний заработок за время вынужденного прогула за период с *** по *** в размере 100 222 рубля 84 копейки, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а всего 103222 (сто три тысячи двести двадцать два) рубля 84 копейки.
Отказать Жвирдинас Л.Н. в удовлетворении исковых требований к Администрации Юргинского муниципального района в части требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 47000 рублей.
Взыскать с Администрации Юргинского муниципального района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4404 (четыре тысячи четыреста четыре) рубля 46 копеек.
В части восстановления на работе решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько
Решение принято в окончательной форме 08 июня 2015 года
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько