Дело №2-101/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2018 года г.Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Коршаковой Ю.С., при секретаре Кувшиновой Е.А., с участием помощника прокурора ....... Закировой Е.С., представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Озерская управляющая компания» - Сафронова А.А., представителя третьего лица администрации муниципального образования «Озерский городской округ» - Овчинникова О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Озерская управляющая компания» о возложении обязанности раскрыть информацию о деятельности организации по управлению многоквартирными домам,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Озерская управляющая компания» (долее по тексту – МУП «Озерская управляющая компания») о возложении обязанности раскрыть информацию о деятельности организации по управлению многоквартирными домам.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Озерского района Калининградской области проведена проверка исполнения МУП «Озерская управляющая компания» требований жилищного законодательства в части раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также исполнения лицензионных требований.
МУП «Озерская управляющая компания» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными на территории МО «Озерский городской округ».
В ходе проверки официального сайта управляющей организации, администрации муниципального образования «Озерский городской округ» (далее по тексту - администрация МО «Озерский городской округ») установлено, что в нарушение норм жилищного законодательства в части раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, МУП «Озерская управляющая компания» не в полном объеме размещена информация о деятельности предприятия за ДД.ДД.ДД, а именно: на перечисленных сайтах отсутствует информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, приложения к бухгалтерскому балансу, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
В связи неправомерными действиями вышеуказанной управляющей компанией нарушены права неопределенного круга лиц на доступ к информации об ее деятельности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил возложить на МУП «Озерская управляющая компания» обязанность в срок до 60 дней после вступления решения суда в законную силу раскрыть информацию о деятельности предприятия в сфере управления многоквартирными домами, а именно: разместить на официальном сайте МУП «Озерская управляющая компания» и официальном сайте администрации МО «Озерский городской округ» основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за ДД.ДД.ДД, включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, приложения к бухгалтерскому балансу, сведения о доходах, полученных в указанный период времени за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, а также сведениях о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
В судебном заседании помощник прокурора Озерского района Закирова Е.С. заявленные исковые требования поддержала по доводам искового заявления, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «Озерская управляющая компания» Сафронов А.А. исковые требования признал в полном объеме, указав, что в настоящее время решается вопрос о размещении информации на официальном сайте предприятия в сети Интернет в соответствии со Стандартом.
Признание иска представителем ответчика добровольное, занесено в протокол судебного заседания. Судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ.
Представитель третьего лица администрации МО «Озерский городской округ» по доверенности Овчинников О.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с ч.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года №731 утвержден «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее по тексту – Стандарт).
Стандарт определяет требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией. Согласно пункту 2 Стандарта закрепленные постановлением Правительства РФ правовые нормы обязательны для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, которые осуществляют деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст.162 ЖК РФ.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, указанными в ч.2 ст.20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Пунктом 5(1) Стандарта раскрытия информации регламентированы способы раскрытия товариществом указанной в п.3 того же Стандарта информации. К таким способам относятся: обязательное опубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также по выбору товарищества на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество осуществляет свою деятельность (п. «а»); размещение информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (п. «б»); предоставление информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде (п. «в»).
В соответствии с п.6 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731, информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подп.«а» п.5 и подп.«а» п.5(1) настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В силу положений ст.162 ЖК РФ под договором управления многоквартирным домом понимается договор, в соответствии с которым одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно сведениям, представленным МУП «Озерская управляющая компания», предприятие - МУП «Озерская управляющая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на основании лицензии № от ДД.ДД.ДД, выданной государственной жилищной инспекцией Калининградской области. МУП «Озерская управляющая компания» осуществляет управление 82 многоквартирными домами, расположенными на территории МО «Озерский городской округ», что подтверждается договорами управления многоквартирными домами, заключенными между собственниками помещений, расположенных на территории МО «Озерский городской округ» и управляющей организацией МУП «Озерская управляющая компания» заключены (л.д.40-100).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Озерского района проведена проверка исполнения управляющей организацией требований жилищного законодательства по раскрытию информации, в ходе которой были выявлены нарушения, а именно, на официальном сайте МУП «Озерская управляющая компания» и официальном сайте администрации МО «Озерский городской округ» не размещена информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Озерская управляющая компания» за ДД.ДД.ДД, включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, приложения к бухгалтерскому балансу, сведения о доходах, полученных в указанный период времени за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, а также сведениях о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными, управление которыми осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Озерская управляющая компания».
По результатам проведенной проверки составлен акт о результатах осмотра официального сайта МУП «Озерская управляющая компания» и официального сайта администрации МО «Озерский городской округ» от ДД.ДД.ДД, в котором зафиксированы нарушения требований жилищного законодательства в отношении многоквартирных домов, находящихся на управлении МУП «Озерская управляющая компания».
Кроме того, факт нарушения ответчиком установленных положений Стандарта раскрытия информации подтверждается представленной прокуратурой Озерского района распечаткой с официальных сайтов МУП «Озерская управляющая компания», администрации МО «Озерский городской округ» по состоянию на ДД.ДД.ДД, из которой следует, что большая часть информации в отношении многоквартирных домов, находящихся на управлении МУП «Озерская управляющая компания», на официальном сайте управляющей организации и администрации МО «Озерский городской округ» ответчиком не размещена.
Таким образом, выявленные нарушения ущемляют права граждан - собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, круг которых определить не представляется возможным в связи с постоянным изменением состава и количества лиц, проживающих в многоквартирных домах, на доступ к информации о деятельности организации, в частности о расходовании средств, вносимых указанными гражданами за содержание и ремонт помещений в многоквартирном доме, о планируемых работах и т.д., а также препятствует осуществлению общественного и государственного контроля в указанной сфере правоотношений.
Поскольку фактическое наличие выявленных нарушений ответчиком не отрицалось, учитывая законодательно закрепленную обязанность предприятия соблюдать требования в части раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирными домами, суд полагает, что требование прокурора является законным и обоснованным.
Оценивая срок для устранения нарушений, указанный истцом, суд признает его достаточным для надлежащего исполнения судебного решения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание ответчиками иска, что в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ влечет удовлетворение исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Озерского района Калининградской области удовлетворить.
На муниципальное унитарное предприятие «Озерская управляющая компания» возложить обязанность в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить (опубликовать) на официальном сайте муниципального унитарного предприятия «Озерская управляющая компания» и официальном сайте администрации муниципального образования «Озерский городской округ» основные показатели финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Озерская управляющая компания» за ДД.ДД.ДД, включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, приложения к бухгалтерскому балансу, сведения о доходах, полученных в указанный период времени за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, а также сведениях о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными, управление которыми осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Озерская управляющая компания».
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 02 июля 2018 года.
Судья: