Решение по делу № 2а-291/2021 от 04.10.2021

УИД 72RS0001-01-2021-000684-57                                  № 2а-291/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Абатское                                         08 ноября 2021 года

Абатский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Боровой И.Ю.,

с участием прокурора Абатского района Шультайса С.К.,

при секретаре Манукян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Абатского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Абатского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Абатского района в рамках проведения проверки по обращению ФИО3 в свободном для неограниченного круга лиц доступе по адресу: <данные изъяты>, выявлен сайт, содержащий информацию о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, без прохождения обучения. Данный Интернет-сайт содержит подробные сведения об изготовлении и продаже дипломов о высшем и среднем образовании, аттестатов. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием сайта и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Согласно сведениям, размещенным на сайте <данные изъяты>. в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сайт: <данные изъяты> отсутствуют. В ходе проведённых мероприятий по установлению владельца сайта с помощью сервиса поиска информации о доменах «Whois-сервис» <данные изъяты> установлено, что компания, оказывающая услуги, расположена за пределами Российской Федерации, в связи с чем установить владельца сайта <данные изъяты> не представилось возможным. Просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании административный истец прокурор Абатского района Тюменской области Шультайс С.К. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.24).

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии представителя заинтересованного лица. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Абатского районного суда Тюменской области abatsky.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство) и на интернет-портале ГАС «Правосудие» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Изучив материалы дела, заслушав административного истца прокурора Абатского района Тюменской области Шультайса С.К. суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.

В силу ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно рапорту помощника прокурора Абатского района Тарасовой Ю.С., в рамках проведения проверки по обращению ФИО3 в свободном для неограниченного круга лиц доступе по адресу: https://tyumen.exdiplomses.com, выявлен сайт, содержащий информацию о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, без прохождения обучения (л.д.11).

    В материалах дела имеется скриншот страницы Интернет – сайта: <данные изъяты> (л.д.12).

Согласно сведениям из Единого Реестра Роскомнадзора, сайт по адресу <данные изъяты> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится (л.д.13-14).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в сети «Интернет» на сайте по адресу: <данные изъяты> размещена в свободном доступе информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, без прохождения обучения.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ).

Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Понятие информационно - телекоммуникационной сети дано в пункте 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ в соответствии, с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Сеть «Интернет» является информационно - телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»: страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ информация, размещаемая её обладателями в сети Интернет в формате, допускающим автоматическую обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного её использования, является общедоступной информацией, размещенной в форме открытых данных.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространять информацию о пропаганде войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Вместе с тем, информация, размещенная в сети Интернет на указанном Интернет-сайте, направлена на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям о выдачи дипломов о высшем образовании, о выдаче аттестатов и документов об образовании.

Продажа дипломов о высшем образовании ВУЗов, колледжей, техникумов, аттестатов о среднем образовании, документов о повышении квалификации является противоправным деянием.

Статьей 324 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

Частью 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Частью 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за использование заведомо поддельного официального документа.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественною отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Согласно с п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или аспирантуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 №112, дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования: лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, - диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы специалитета, -диплом специалиста, диплом специалиста с отличием; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы магистратуры, -диплом магистра, диплом магистра с отличием; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, -диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры.

В соответствии с п. 27 указанного Порядка диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.

Согласно п.п. 23-24 указанного Порядка бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.

Аналогичные положения относительно учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании содержатся в Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 112.

По смыслу приведенных норм выдаче диплома (документа об образовании) предшествует прохождение гражданином соответствующего обучения и итоговой аттестации.

Сведения, размещенные на вышеуказанном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов о высшем образовании ВУЗов, колледжей, техникумов, аттестатов о среднем образовании, документов о повышении квалификации, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.

Учитывая, что приобретение за деньги дипломов о высшем образовании ВУЗов, колледжей, техникумов, аттестатов о среднем образовании, документов о повышении квалификации может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

    Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать дипломы, аттестаты и другие документы, подтверждающие наличие образования у гражданина, без прохождения обучения, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Частями 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», (далее - Реестр), создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101 ведение Реестра возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

На основании изложенного, суд исходит из того, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенном сайте не оспаривается, в связи, с чем приходит к выводу, что в силу закона требования прокурора Абатского района подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина, без прохождения обучения на указанном Интернет - сайте нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, в силу чего является незаконным.

Согласно сведениям, размещенным на сайте <данные изъяты> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сайт: <данные изъяты> отсутствуют.

В ходе проведённых мероприятий по установлению владельца сайта с помощью сервиса поиска информации о доменах «Whois-сервис» <данные изъяты> установлено, что компания, оказывающая услуги, расположена за пределами Российской Федерации, в связи с чем установить владельца сайта <данные изъяты> не представляется возможным.

В заявлении прокурора Абатского района ставится вопрос о признании информации распространенной в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поскольку информация, размещенная на названном сайте, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.

С учетом изложенного суд считает, что заявление прокурора о признании информации распространенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 177-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Абатского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение суда составлено 08 ноября 2021 года.

2а-291/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Абатского района Тюменской области
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюм.обл., ХМАО-Югре, ЯНАО
Суд
Абатский районный суд Тюменской области
Судья
Боровая Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
abatsky.tum.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация административного искового заявления
04.10.2021Передача материалов судье
05.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2021Подготовка дела (собеседование)
18.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее