Дело № 12-1-4/2019
Р Е Ш Е Н И Е
01 апреля 2019 года п. Нарышкино
Судья Урицкого районного суда Орловской области Постников Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Урицкого районного суда Орловской области дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» Рожкова А.А. по жалобе защитника Рожкова А.А. – Шелепы С.С. на постановление заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Орловской области от 26 ноября 2018 года.
Изучив материалы дела, выслушав Рожкова А.А. и его защитника Шелепу С.С., поддержавших доводы жалобы, помощника Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Харькову Д.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судья
установил:
постановлением заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Орловской области от 26 ноября 2018 года директор общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» (далее ООО «Жилводсервис») Рожков А.А. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник Рожкова А.А. - Шелепа С.С. обратился в Урицкий районный суд Орловской области с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
Указывает, что на момент вынесения постановления от 26 ноября 2018 г. истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку акт проверки выявленного нарушения был составлен 20 сентября 2018 г.
В судебном заседании Рожков А.А. и его защитник Шелепа С.С. жалобу поддержали по вышеизложенным доводам.
Помощник Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Харькова Д.А. полагала, что постановление заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Орловской области от 26 ноября 2018 года является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Выслушав участников по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 9.23 КоАП РФ уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 21 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее - Правила № 290) к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Как указано в пункте 1, настоящие Правила № 410 устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно пункту 2 Правил № 410 техническое диагностирование внутридомового газового оборудования - определение технического состояния внутридомового газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе, путем технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 8 Правил N 410 предусмотрено, что проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.
В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил № 410, приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 утверждены Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования), которые устанавливают порядок технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (сетей газопотребления жилых зданий).
Согласно п. 3 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, положения настоящих Правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а также физических лиц (граждан), в том числе собственников (нанимателей) жилого дома либо помещения, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 7 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать в том числе, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Из совокупности вышеприведенных положений законодательства следует, что обязанность по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования и проведению работ по его техническому диагностированию возникает у управляющей организацией с момента принятия многоквартирного дома в управление.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, Урицкой межрайонной прокуратурой Орловской области по поручению прокуратуры Орловской области, проведена проверка в сфере обеспечения безопасности при эксплуатации газовых сетей, внутридомового газового оборудования, обеспечения управления многоквартирными домами, в ходе которой установлено, что ООО «Жилводсервис» допущен ряд нарушений в сфере газоснабжения, отраженных в акте проверки от 20 сентября 2018 года.
Из объяснения директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. и ответа на запрос ООО «Жилводсервис» от 14 сентября 2018 г. следует, что договор на диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, состоящих в управлении ООО «Жилводсервис», не заключался.
Сопроводительным письмом от 20 сентября 2018 г. Урицкой межрайонной прокуратурой Орловской области в адрес начальника Управления государственной жилищной инспекции Орловской области направлены материалы прокурорской проверки для принятия решения о возбуждении в отношении виновных лиц дела об административном правонарушении по ст. 9.23 КоАП РФ.
В соответствии с приказом № 19 от 27 февраля 2018 г. Рожков А.А. является директором ООО «Жилводсервис».
Из устава ООО «Жилводсервис» от 2014 года следует, что директор руководит текущей деятельностью общества, обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства РФ, руководствоваться требованиями устава общества, принятыми в рамках его компетенции, а также заключенными обществом договорами и соглашениями.
23 ноября 2018 г. консультантом отдела административного производства и аналитической работы Касьяновой Л.Г. в отношении должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. - составлен протокол об административном правонарушении № 184, в котором зафиксировано, что из представленных Урицкой межрайонной прокуратурой сведений следует, что нет обязательного договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования по многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «Жилводсервис». Данное деяние квалифицировано по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.23 КоАП РФ.
Должностным лицом административного органа Гнеушевым С.В. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление от 26 ноября 2018 г. № 65 о привлечении должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.23 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, и исследуемые материалы дела, общество, как управляющая организация, обязано создавать условия для безопасного газоснабжения, а исполнение данной обязанности возможно только путем проведения текущего обслуживания внутридомового газового оборудования и его содержания, реализуемого посредством соответствующих договоров со специализированными организациями.
В соответствии с требованиями законодательства именно управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Как указано выше, в состав общего имущества жилого дома включается внутридомовая инженерная система газоснабжения. Диагностирование газового оборудования входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах выбрали способ управления управляющей организацией, соответственно у ООО «Жилводсервис» возникает обязанность по всему комплексу обязанностей надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе по проведению работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.
Таким образом, ответственным лицом за содержание внутридомового газового оборудования является в соответствии с уставом общества правомерно должностное лицо – директор ООО «Жилводсервис» Рожков А.А., руководящий текущей деятельностью общества.
При таких обстоятельствах, суд считает правомерным вывод о наличии в действиях должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.23 КоАП РФ.
Содержащийся в жалобе довод о том, что на момент вынесения постановления от 26 ноября 2018 г. истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, является несостоятельным, поскольку, учитывая вышеизложенные нормы права, должностным лицом допущено нарушение в сфере газоснабжения, а в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области газоснабжения составляет один год.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств по делу.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Административное наказание назначено должностному лицу – директору ООО «Жилводсервис» Рожкову А.А. в пределах санкции ч.4 ст.9.23 КоАП РФ, с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности виновного, наличия смягчающего и отсутствие отягчающего административную ответственность обстоятельств, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Прихожу к выводу, что из постановления по делу об административном правонарушении от 26 ноября 2018 г. в отношении должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. необходимо исключить признак состава административного правонарушения «внутриквартирного газового оборудования», поскольку доказательств совершения указанного признака материалы дела не содержат.
Данные изменения не влекут усиление административного наказания и никаким иным образом не ухудшают положение должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Орловской области от 26 ноября 2018 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. по части 4 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из постановления заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Орловской области от 26 ноября 2018 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. по части 4 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признак состава административного правонарушения «внутриквартирного газового оборудования».
В остальной части постановление заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Орловской области от 26 ноября 2018 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – директора ООО «Жилводсервис» Рожкова А.А. по части 4 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Жалобу защитника Рожкова А.А. – Шелепы С.С. оставить без удовлетворения.
Судья Н.С. Постников