Судья Мелихова Н.А. Дело № 12-1157/2018
РЕШЕНИЕ
05 июля 2018 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Леконцев А.П.
с участием представителя Минстроя Республики Коми – Рочевой К.В., действующей на основании доверенности от ** ** **
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Удорскому району К.В. Храмова на постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 23 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛ
Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее Министерство) производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением должностное лицо ГИБДД обратилось в суд с жалобой, где просит отменить постановление, указав, что Министерство является лицом на которое возложено исполнение выявленных недостатков
В судебном заседании защитник Министерства – Рочева К.В. доводы жалобы считает не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Согласно ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 23.10.1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления, Министерству вменяется необеспечение безопасности дорожного движения, выявленному 26 февраля 2018 года 14 час. 53 мин. на автодороге общего пользования республиканского значения «Кослан-Большая Пысса-Латьюга-Зубово» на участках: 1) с 39 км. + 43 м. по 40 км. + 210 м. расположенного в границах населенного пункта с. Чернутьево Удорского района Республики Коми отсутствуют средства наружного стационарного электрического освещения; 2) с 62 км. + 632 м. по 63 км. + 200м. той же автодороги, расположенной в границах населенного пункта д. Мелентьево Удорского района Республики Коми отсутствуют средства наружного стационарного электрического освещения, чем нарушен ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации..; пп «а» пункта 11.17, пункта 13.7, 15 Технического регламента; пункт 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007; пункт 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014; пункты 7.28, 7.35, 7.36 СНиП 23-05-95; пунктов 7.46, 7.50 СНиП 52.133330.2011; пункта 11.5 СП 42.13333.2011; пунктов 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3 ОДМ ОС-28/1270-ис
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
Пунктом 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» определено, что стационарное электрическое освещение устраивают на участках дорог в населенных пунктах.
Иные пункты нормативных положений определяют, что ремонт и содержание дорог направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется на основе их планирования в рамках федеральных, региональных и отраслевых программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Эксплуатационное состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормативам по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно Акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 26.02.2018 года установлено, что на указанном выше участке дороги выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
По обстоятельствам дела следует, что автодорога «Кослан – Большая Пысса – Латьюга – Зубово» на участке которой выявлены недостатки, находится в собственности Республики Коми.
Согласно Положения о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 28.08.2017 года № 456 данное Министерство является органом исполнительной власти Республик Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми.
Подпунктом 11 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов и в том числе по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В силу ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Законом Республики Коми от 26.06.2008 года № 68-РЗ «О некоторых вопросах в области автомобильных дорог и дорожной деятельности в Республике Коми» полномочия в области автомобильных дорог и дорожной деятельности были разграничены между государственными органами Республики Коми: Государственным советом Республики Коми и Правительством Республики Коми.
Положением п. 3 ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ определено, что в целях осуществления полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 названного Закона(в части решения вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения) органами государственной власти могут создаваться учреждения субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23.12.2014 года № 534 создано ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее ГКУ РК «УправтодорКоми»), целями деятельности которого является обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Решением Дорожного агентства Республики Коми от 01.01.2015 года № 1 данная автодорога на праве оперативного управления закреплена и передана ГКУ РК «УправтодорКоми».
Протоколом об административном правонарушении Министерству вменяется необустройство стационарного наружного освещения на автомобильной дороге.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Вместе с тем, согласно имеющихся в деле документов, следует, что Министерство самостоятельно не осуществляет ремонт и содержание дорог.
При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи об отсутствии в действиях (бездействии) Министерства состава инкриминируемого административного правонарушения является верным, основанным на нормах действующего законодательства и в соответствии с имеющимися в деле доказательствами.
Порядком содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, утвержденного постановлением правительства Республики Коми от 30.11.2009 года № 345 определено, что перечень объектов содержания автомобильных дорог формируется и утверждается Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми по предложению государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" на соответствующий финансовый год и плановый период до 31 декабря текущего года, а последующие изменения и дополнения - в течение соответствующего финансового года с учетом принятия решений Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о передаче автомобильных дорог в оперативное управление Учреждению.
Объемы и цикличность работ по содержанию автомобильных дорог определяются с учетом эксплуатационных категорий автомобильных дорог и уровней их содержания (п. 2,3).
В материалах дела таких предложений в части указанной автомобильной дороги от ГКУ»Управтодор» не содержится.
С учетом названного, правовых оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 23 мая 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ по основанию ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья А.П. Леконцев