Решение по делу № 2-3071/2018 от 07.05.2018

Строка 2.083                                                                                           Дело № 2-3071/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2018 года                                                                                   г. Воронеж

             Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                                       Штукиной Н.В.,

    при секретаре     Кутищевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по истку Струкова Сергея Егоровича к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения от 03.04.2018г. по вопросу оплаты проезда к месту лечения и обратно, взыскании денежных средств, потраченных на оплату билетов к месту лечения и обратно, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ :

    Струков С.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения от 03.04.2018г. по вопросу оплаты проезда к месту лечения и обратно, взыскании денежных средств, потраченных на оплату билетов к месту лечения и обратно, компенсации морального вреда.

            В обоснование заявленных исковых требований Струков С.Е. указывает, что является ветераном боевых действий на территории Демократической республики Афганистан и является получателем льготы на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте по месту лечения и обратно.

           Согласно направлению № 20, выданному БУЗ ВО «Семилукская РБ им. А.В. Гончарова» Струков С.Е. был направлен на восстановительное лечение в учреждение «Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея», где находился с 19.02.2018 года по 03.03.2018 года. К месту лечения и обратно Струковым С.Е. за счет собственных средств приобретены железнодорожные билеты общей стоимостью 1 966,50руб., а также билеты на автобус стоимостью 220 руб. Таким образом, общая сумма потраченных собственных средств на приобретение проездных билетов составила 2 186,50руб.

           05.03.2018 года Струков С.Е. обратился в ГУ – Воронежской региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о компенсации понесенных им расходов на приобретение проездных документов к месту лечения и обратно.

           Сообщением от 03.04.2018 года Струкову С.Е. отказано в этом со ссылкой на то, что компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином – получателем набора социальных услуг, нормативными актами, регламентирующими предоставление Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обеспечению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно не предусмотрена. С указанным отказом истец не согласен, считает, что данный отказ нарушает его права как гражданина, имеющего статус участника боевых действий и получающего в связи с этим социальные льготы.

           Струков С.Е. указывает, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» имеет статус ветерана боевых действий, как участник боевых действий на территории Республики Афганистан. Согласно ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Струков С.Е. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Статьей 6.2 данного федерального закона предусмотрены такие социальные услуги, как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При проезде гражданина за счет собственных средств к месту санаторно-курортного лечения и обратно, ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, чем Струков С.Е. неоднократно пользовался. Кроме того, пунктом 4.6 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным постановление правительства Воронежской области от 11.02.2010 года № 71 (утратило силу с 1 января 2018 года), было определено, что при проезде граждан за счет собственных средств к месту лечения и обратно, в том числе санаторно-курортного, гражданам выплачивается компенсация расходов за оплату проезда (согласно проездным документам). Таким образом, порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 11.02.2010 года № 71, гражданам, направленным на санаторно-курортное лечение, предоставлялось право приобрести проездные документы за счет собственных средств для проезда к месту лечения и обратно, а впоследствии получить возмещение понесенных расходов. Данным правом истец и воспользовался с целью санаторно-курортного лечения.

           С учетом этого Струков С.Е. просит суд признать несоответствующим действующему законодательству решение ГУ – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 03.04.2018 года № 38-04/3620-3021, обязать ГУ – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выплатить Струкову С.Е. компенсацию стоимости приобретенных билетов к месту лечения и обратно в сумме 2 186,50руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3 000руб., расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 4 500руб.

           В судебном заседании истец Струков С.Е. поддержал заявленные исковые требования, просил суд удовлетворить их.

           Представитель ответчика по доверенности Миневич А.А. исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях.

           Выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Струков С.Е. является ветераном афганской войны, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 12), и является получателем льгот, в том числе, на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте по месту лечения и обратно.

           Согласно направлению № 20, выданному БУЗ ВО «Семилукская РБ им. А.В. Гончарова», Струков С.Е. был направлен на восстановительное лечение в учреждение «Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея», где находился с 19.02.2018 года по 03.03.2018 года (л.д. 14, 15).

           К месту лечения и обратно Струковым С.Е. за счет собственных средств приобретены железнодорожные билеты общей стоимостью 1 966,50руб., а также билеты на автобус стоимостью 220руб. Таким образом, общая сумму потраченных собственных средств на приобретение проездных билетов составила 2 186,50руб. (л.д. 17-19).

           05.03.2018 года Струков С.Е. обратился в ГУ – Воронежской региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о компенсации понесенных им расходов на приобретение проездных документов к месту лечения и обратно.

           Сообщением от 03.04.2018 года Струкову С.Е. отказано в этом со ссылкой на то, что компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином – получателем набора социальных услуг, нормативными актами, регламентирующими предоставление Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обеспечению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно не предусмотрено. С указанным отказом истец не согласен, считает, что данные отказ нарушает его права, как гражданина, имеющего статус участника боевых действий и получающего в связи с этим социальные льготы.

           Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения в федеральные медицинские центры утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617.

           Согласно п. 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения гражданину выделяется направление на лечение и Талон № 2 установленной формы.

           Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, где ему выдаются социальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов.

           Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Подпунктом б п. 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются в том числе, на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:

железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

водный транспорт третьей категории;

автомобильный транспорт общего пользования;

авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо, если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.

Согласно п. 22 Правил Фонд социального страхования РФ или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.

Порядок представления Фондом государственной услуги по обеспечению бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определен Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2012 № 271н.

Согласно пункту 11.2 Административного регламента выдача заявителю специальных талонов для проезда к месту лечения и обратно осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента предоставления заявителем в территориальный орган Фонда необходимых документов (направления на лечение и талона № 2).

В обоснование своих требований истец ссылается на постановление Правительства Воронежской области от 11.02.2010 № 71 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утратившее силу с 01.01.2018 года (постановление Правительства Воронежской области № 913 от 21.11.2017 г.).

Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится непосредственно транспортным организациям, обеспечивающим перевозку. Выплата компенсации за самостоятельно приобретенные гражданином – получателем набора социальных услуг (его представителем) проездные документы нормативными актами, регламентирующими предоставление Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, направление № 20 на восстановительное лечение выдано Струкову С.Е. БУЗ ВО «Семилукская РБ им. Гончарова» 31.01.2018 года.

За получением специальных талонов для проезда к месту лечения и обратно в региональное отделение Фонда Струков С.Е. не обращался. Талон № 2 в региональное отделение Фонда предъявлен не был.

Кроме того, как следует из материалов дела, учредителем учреждения «Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея» является Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане. Из пояснений истца следует, что он в указанную общественную организацию обращался с заявлением самостоятельно, стоял в очереди, ему позвонили, и он выбрал дату поездки, в г. Москва выдали путевку оформляли на месте, ранее проезд компенсировал сам санаторий.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ).

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ).

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ.

Кроме гарантированных государством мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов и участников боевых действий, законодательство Российской Федерации предусматривает наличие иных форм социальной защиты инвалидов, осуществляемых общественными объединениями.

Право инвалидов на создание общественных объединений предусмотрено ст. 33 Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство оказывает общественным объединениям инвалидов содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. При этом оказание поддержки указанным общественным объединениям может осуществляться, в том числе, за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, вопросы распределения средств субсидии на расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности общественных организаций инвалидов, направленной на решение социальных проблем инвалидов, а также частичное финансовое обеспечение расходов на укрепление материально-технической базы получателей субсидий и организаций, единственными учредителями которых являются получатели субсидий, а также на реализацию мероприятий, проводимых получателями субсидий и этими организациями в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов, относятся к компетенции непосредственно самих общественных организаций.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца в ходе судебного разбирательства, который указал, что ранее проезд к месту реабилитации и обратно ему компенсировался самим учреждением «Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея».

С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Струкова С.Е. в части признания незаконным решения от 03.04.2018г. по вопросу оплаты проезда к месту лечения и обратно, взыскании денежных средств, потраченных на оплату билетов к месту лечения и обратно. Также не подлежат удовлетворению производные от основного требования о взыскании компенсации морального вреда и расходов по оплате услуг представителя.

         Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

          Струкову Сергею Егоровичу в иске к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения от 03.04.2018 г. по вопросу оплаты проезда к месту лечения и обратно, взыскании денежных средств, потраченных на оплату билетов к месту лечения и обратно, компенсации морального вреда, отказать.

           Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение одного месяца.

               Судья          Н.В. Штукина

Решение в окончательной форме

изготовлено 29.06.2018 г.

2-3071/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Струков С. Е.
Струков Сергей Егорович
Ответчики
ГУ ВРО Фонда Социального страхования РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Воронеж
Судья
Штукина Надежда Васильевна
Дело на странице суда
lensud.vrn.sudrf.ru
07.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2018Передача материалов судье
11.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.06.2018Предварительное судебное заседание
25.06.2018Предварительное судебное заседание
25.06.2018Судебное заседание
29.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2020Дело передано в архив
25.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее