В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-2489/2020
№ 2а-527/2020
Строка 020а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2020 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Ясинской И.И.,
судей Андреевой Н.В., Кобзевой И.В.,
при секретаре Жуковской И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ибрахим Джуля к Главному управлению МВД России по Воронежской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
по апелляционной жалобе Ибрахим Джуля на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 22 января 2020 года.
(судья районного суда Сахарова Е.А.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В.,
объяснения представителя административного истца – адвоката Бунятовой Э.А., представителя административного ответчика по доверенности Сорокиной Д.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
установила:
Ибрахим Джуля обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МВД России по Воронежской области (далее - ГУ МВД России по Воронежской области) о признании незаконным и отмене решения от 24 сентября 2019 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 28 июня 2019 года о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданке Сирийской Арабской Республики Ибрахим Джуля.
В обоснование административного иска указала, что является гражданкой Сирийской Арабской Республики, 28 июня 2019 года обратилась в ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 24 сентября 2019 года отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Административный истец не согласен с вынесенным ГУ МВД России по Воронежской области в отношении нее решением, указывает на его незаконность, поскольку оно принято с нарушениями требований закона, нарушает ее права и интересы, создает препятствия для проживания на территории Российской Федерации.
Ибрахим Джуля просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ МВД России по Воронежской области от 24 сентября 2019 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; обязать ГУ МВД России по Воронежской области повторно рассмотреть заявление от 28 июня 2019 года о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданке Сирийской Арабской Республики Ибрахим Джуля.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 22 января 2020 года в удовлетворении заявленных Ибрахим Джуля требований отказано (л.д. 171,172-182).
В апелляционной жалобе Ибрахим Джуля ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22 января 2020 года, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об удовлетворении заявленных требований (л. д. 189-194).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти либо иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-I "О беженцах", определяет временное убежище как возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1).
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ибрахим Джуля 25 марта 1997 года рождения, является гражданином Сирийской Арабской Республики, документирована паспортом гражданина Сирийской Арабской Республики № №, выданным МВД Сирии, Алеппо-Центр 09 апреля 2018 года, сроком действия до 08 апреля 2024 года. Ибрахим Джуля посольством России в Дамаске 30 июля 2018 года была выдана виза Российской Федерации № №, сроком действия до 29 октября 2018 года.
24 августа 2018 года Ибрахим Джуля прибыла на территорию Российской Федерации с целью обучения на подготовительном факультете ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры».
Административный истец была поставлена на миграционный учёт по месту пребывания в Российской Федерации по адресу: г. Воронеж, <адрес> (студенческое общежитие) с 30 октября 2018 года по 04 октября 2019 года.
УВМ ГУ МВД России по Воронежской области Ибрахим Джуля выдана виза № 12 1337298 сроком действия до 04 октября 2019 года.
28 июня 2019 года Ибрахим Джуля впервые обратилась в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Административному истцу выдана справка № 1120-00-014881 о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации сроком действия до 28 сентября 2019 года.
Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 24 сентября 2019 года № 1120-00-014881 Ибрахим Джуля в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах» и пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении временного убежища» от 09 апреля 2001 года № 274.
Разрешая заявленный спор по существу и отказывая в удовлетворении требований Ибрахим Джуля о признании незаконным и отмене решения ГУ МВД России по Воронежской области от 24 сентября 2019 года № 1120-00-014881 об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ГУ МВД России по Воронежской области соответствует положениям Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах», принято в пределах предоставленных государственному органу полномочий, прав и законных интересов истца не нарушает.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм процессуального права.
По своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года № 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года № 1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Из оспариваемого решения ГУ МВД России по Воронежской области следует, что причиной отказа Ибрахим Джуля в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации послужило то обстоятельство, что заявителем не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что опасения Ибрахим Джуля стать жертвой преследования в Сирийской Арабской Республике больше, чем у других жителей страны в условиях сложной внутриполитической обстановки в этой стране, кроме того, не представлено никаких медицинских заключений о том, что она нуждается в экстренном лечении.
Из материалов дела следует, что объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих опасения Ибрахим Джуля стать жертвой или быть подвергнутой наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, реальных и обоснованных опасений заявителя за свою жизнь в стране гражданской принадлежности и неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам, Ибрахим Джуля не представлено.
Кроме того, за легализацией своего проживания (пребывания) на территории Российской Федерации по иным законным основаниям Ибрахим Джуля не обращалась. Режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на территории Российской Федерации, подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-I "О беженцах".
Вопреки доводам жалобы оспариваемое решение принято ГУ МВД России по Воронежской области в пределах компетенции, прав административного истца не нарушает, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству (Конвенции ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу к ней, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года) и практике Европейского Суда по правам человека (пункт 88 постановления от 12 декабря 2013 года по делу "Латипов (Latipov) против Российской Федерации", пункт 78 постановления от 3 марта 2011 года по делу "Эльмуратов (Elmuratov) против Российской Федерации").
Доводы Ибрахим Джуля о том, что ее жизни угрожает опасность вследствие вооруженного конфликта на территории Сирийской Арабской Республики не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждены доказательствами. Напротив, по официальным сведениям Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Министерства обороны Российской Федерации, российского Центра по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики, приведенным в оспариваемом решении, на 20 сентября 2019 года активных боевых действий на территории г.Алеппо, где проживает семья административного истца и проживала она сама, не зафиксировано, обстановка оценивается как стабильная, восстановлены образовательные и медицинские учреждения, введены в эксплуатацию объекты водоснабжения, в город массово возвращаются люди, не опасаясь за свою жизнь и здоровье.
Указанные обстоятельства, в том числе, подтверждены автобиографией, анкетой Ибрахим Джуля (л.д.55-58), и в совокупности с иными доказательствами свидетельствуют об отсутствии в настоящее время реальной угрозы для жизни или свободы административного истца вследствие внутреннего конфликта, который на сегодняшний день не охватывает г.Алеппо, являющийся прежним обычным местом жительства.
Кроме того, следует отметить, что Ибрахим Джуля находится на территории Российской Федерации не в силу ситуации внутри Сирийской Арабской Республики и/или сложной жизненной ситуации, требующей применения мер экстраординарного характера, к которым относится институт временного убежища, а по основаниям, полностью зависящим от административного истца, легально прибывшей в 2018 году на территорию Российской Федерации с целью прохождения обучения в образовательном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы в части ссылок на публикации средств массовой информации не опровергают изложенное выше и выводы суда первой инстанции, поскольку касаются иных провинций и городов Сирийской Арабской Республики, а не г. Алеппо, где проживала Ибрахим Джуля и проживает ее семья.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрахим Джуля - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии: