УИД: -----
Дело -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Савельевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.,
с участием административного истца пом. прокурора Сафаровой З.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Чебоксары Чувашской Республики Столяровой Э.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Чебоксары Столярова Э.В. обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии о признании информации, о возможности приобретения официальных документов о воинском учете, размещенную на Интернет - странице: - ------, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обосновании иска указано, что прокуратурой г.Чебоксары дата проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от дата №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон №149-ФЗ), в частности о возможности приобретения в сети Интернет официальных документов о воинском учете.
В нарушение требований действующего законодательства для свободного использования, доступных для неограниченного круга российских пользователей, содержали информацию о продаже официальных документов о воинском учете.
Указанные разделы Интернет-сайта предоставляют собой ссылки на предоставляемые пользователем сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов, статей о стоимости изготовления поддельных документов.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанная на интернет - сайте информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению, что подтверждается актом помощника прокурора района и распечатками скрин-шотов страниц с вышеуказанного сайта.
Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-страницам, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со ст. 15.1 Закона №149-ФЗ.
В силуст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, применение которой возможно к настоящему спору, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ссылаясь на Конституцию РФ, а также положения ФЗ ----- от дата Об информации, информационных технологиях и защите информации», указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации. Указанные сайты создает угрозу нарушения действующего российского законодательства. В связи с изложенным, заявляет вышеуказанные требования.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры г.Чебоксары помощник прокурора Сафарова З.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, с учетом дополнений административного ответчика.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просит направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 7б) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечил.
Выслушав административного истца, учитывая отзыв административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ст.2 Федерального закона от дата №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используются следующие основные понятия:
- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
В силу ст.3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары дата проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от дата №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон №149-ФЗ), в частности о возможности приобретения в сети Интернет официальных документов о воинском учете.
В нарушение требований действующего законодательства для свободного использования, доступных для неограниченного круга российских пользователей, содержали информацию о продаже официальных документов о воинском учете.
Указанные разделы Интернет-сайта предоставляют собой ссылки на предоставляемые пользователем сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов, статей о стоимости изготовления поддельных документов.
На странице сайта: - ------ в тексте статьи употребляются следующие фразы: «Здесь вы сможете купить военный билет, проще сказать, откосить от армии...», «У меня вы сможете официальный военный билет купить со всеми штампами и заполнением...».
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Пункт 6 ст.10 Закона №149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Вместе с тем, размещение подобной информации и осуществление выдачи военных билетов за вознаграждение иным гражданам, не перечисленным в вышеназванных нормативных актах на платной основе, может свидетельствовать о посредничестве во взяточничестве, что в силу ст. 291.1 УК РФ является уголовно-наказуемым деянием.
Выдача за денежные средства оригинала военного билета возможна при участии должностных лиц военных комиссариатов, т.е. вследствие злоупотребления служебными полномочиями, получения взятки, использования своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды, что является коррупцией.
Размещенная на указанной выше интернет-странице информация о возможности приобретения официальных документов о воинском учете фактически побуждает лиц к совершению преступлений по использованию подложных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от дата ------Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно -учетной специальности; постоянно проживающих за пределами РФ.
Согласно ст. 10 указанного Закона граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства. При этом военный билет выдается гражданам бесплатно в установленном законом порядке при прохождении военной службы, при зачислении в запас в случае достижения гражданином возраста 27 лет, не прошедшего военную службу по основаниям, перечисленным в ст.ст. 22 и 23 ФЗ от дата ------Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Приобретение военного билета за денежное вознаграждение действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно статье 4 Федерального закона от дата № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи5 Федерального закона РФ от дата № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Указанная на интернет - сайте информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению, что подтверждается актом помощника прокурора района и распечатками скрин-шотов страниц с вышеуказанного сайта.
Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-страницам, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со ст. 15.1 Закона №149-ФЗ.
В силуст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, применение которой возможно к настоящему спору, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ ----- основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата -----.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя прокурора города Чебоксары Чувашской Республики удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта: - ------, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии): 428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гладкова, д.7 Б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение на основании ст.188 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано прокурором в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья В.В. Савельева