Решение по делу № 2-215/2024 от 26.03.2024

№ 2-215/2024           <данные изъяты>

УИД 62 RS0017-01-2024-000176-61                                                                                                                                     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2024 года                                                                                          г. Новомичуринск

                                                                                                                     Рязанской области

Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Максимовой Ю.В.,

с участием старшего помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А.,

представителя ответчика МОУ Рязанской области «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области Фролова С.И., действующего на основании Устава и приказа от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Федониной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Новомичуринская СОШ №3» Пронского района Рязанской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законодательства о социальной защите инвалидов в образовательных учреждениях района. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционных петель. Индукционные системы - это технические средства реабилитации, которые необходимы для людей с ограниченными возможностями по слуху. Они предназначены для адаптации помещений, в которых могут находиться слабослышащие люди. Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Программа) определены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства. На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, целью вышеуказанной Программы является, в том числе, выравнивание стартовых возможностей, обучающихся за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми. Вместе с тем проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1» условия доступности услуг для инвалидов в сфере образования в полном объеме не созданы, а именно не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель. В соответствии с пунктами 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Кроме того, ст. 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. Отсутствие в бюджете муниципального района средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности не может являться основанием для освобождения от возложенных на администрацию обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Право человека на жизнь и здоровье защищается гражданским законодательством согласно ч. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия лица, которое в силу закона обязано принимать меры для минимизации вероятности наступления опасных последствий, является достаточным основанием для обращения в суд с иском.

Просит суд обязать МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области оборудовать одно из помещений здания школы, расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, в соответствии с подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пронского района Рязанской области Исакова О.А. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области Фролов С.И.в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оборудовании одного из помещений здания школы, расположенной по адресу: <адрес> предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, являются обоснованными, а истребуемый срок исполнения решения суда разумным.

Представитель третьего лица администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица указывает на то, что в установленный для исполнения решения срок индукционные петли будут установлены.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 15 указанного Федерального закона организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к указанным объектам. К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Индукционные системы - это технические средства реабилитации, которые необходимы для людей с ограниченными возможностями по слуху. Они предназначены для адаптации помещений, в которых могут находиться слабослышащие люди.

Кроме того, во исполнение п.п. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07,05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации были разработаны совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проекты (программы) по различным направлениям, в том числе «Образование».

Подп. «б» пункта 5 Указа Президента № 204 в части решения задачи достижения стратегических целей по направлению «Образование» до 2024 предусмотрено достижение цели по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Во исполнение указанной задачи разделом 6 Паспорта национального проекта «Образование» предусмотрено развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.

На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, целью вышеуказанной Программы является, в том числе, выравнивание стартовых возможностей, обучающихся за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно Уставу образовательного учреждения МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в сфере образования, источниками формирования финансовых средств которой являются, в том числе, средства муниципального бюджета.

Прокуратурой Пронского района Рязанской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования в МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области, в результате которой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области условия доступности услуг для инвалидов в сфере образования в полном объеме не созданы, а именно не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенном для проведения массовых мероприятий, индукционных петель (л.д.15).

В соответствии с пунктами 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Кроме того, ст. 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Отсутствие в бюджете муниципального района средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности не может являться основанием для освобождения от возложенных на администрацию обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия лица, которое в силу закона обязано принимать меры для минимизации вероятности наступления опасных последствий, является достаточным основанием для обращения в суд с иском.

Исходя из нормативных предписаний Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", которыми установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, в том числе, индукционных петель, суд приходит к выводу, что здание образовательного учреждения установленным требованиям не отвечает, в связи с чем, иск прокурора Пронского района в защиту прав неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области оборудовать одно из помещений здания школы, расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, в соответствии с подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309.

Установить ответчику срок для совершения указанных действий - 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                   <данные изъяты>                                         Ю.В. Максимова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

№ 2-215/2024           <данные изъяты>

УИД 62 RS0017-01-2024-000176-61                                                                                                                                     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2024 года                                                                                          г. Новомичуринск

                                                                                                                     Рязанской области

Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Максимовой Ю.В.,

с участием старшего помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А.,

представителя ответчика МОУ Рязанской области «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области Фролова С.И., действующего на основании Устава и приказа от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Федониной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Новомичуринская СОШ №3» Пронского района Рязанской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законодательства о социальной защите инвалидов в образовательных учреждениях района. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционных петель. Индукционные системы - это технические средства реабилитации, которые необходимы для людей с ограниченными возможностями по слуху. Они предназначены для адаптации помещений, в которых могут находиться слабослышащие люди. Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Программа) определены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации. К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства. На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, целью вышеуказанной Программы является, в том числе, выравнивание стартовых возможностей, обучающихся за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми. Вместе с тем проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1» условия доступности услуг для инвалидов в сфере образования в полном объеме не созданы, а именно не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель. В соответствии с пунктами 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Кроме того, ст. 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств. Отсутствие в бюджете муниципального района средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности не может являться основанием для освобождения от возложенных на администрацию обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Право человека на жизнь и здоровье защищается гражданским законодательством согласно ч. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия лица, которое в силу закона обязано принимать меры для минимизации вероятности наступления опасных последствий, является достаточным основанием для обращения в суд с иском.

Просит суд обязать МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области оборудовать одно из помещений здания школы, расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, в соответствии с подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пронского района Рязанской области Исакова О.А. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области Фролов С.И.в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оборудовании одного из помещений здания школы, расположенной по адресу: <адрес> предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, являются обоснованными, а истребуемый срок исполнения решения суда разумным.

Представитель третьего лица администрации МО - Пронский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица указывает на то, что в установленный для исполнения решения срок индукционные петли будут установлены.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 15 указанного Федерального закона организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к указанным объектам. К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 указанного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Индукционные системы - это технические средства реабилитации, которые необходимы для людей с ограниченными возможностями по слуху. Они предназначены для адаптации помещений, в которых могут находиться слабослышащие люди.

Кроме того, во исполнение п.п. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07,05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации были разработаны совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации проекты (программы) по различным направлениям, в том числе «Образование».

Подп. «б» пункта 5 Указа Президента № 204 в части решения задачи достижения стратегических целей по направлению «Образование» до 2024 предусмотрено достижение цели по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Во исполнение указанной задачи разделом 6 Паспорта национального проекта «Образование» предусмотрено развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определены цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.

На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, целью вышеуказанной Программы является, в том числе, выравнивание стартовых возможностей, обучающихся за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно Уставу образовательного учреждения МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в сфере образования, источниками формирования финансовых средств которой являются, в том числе, средства муниципального бюджета.

Прокуратурой Пронского района Рязанской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере образования в МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области, в результате которой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области условия доступности услуг для инвалидов в сфере образования в полном объеме не созданы, а именно не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенном для проведения массовых мероприятий, индукционных петель (л.д.15).

В соответствии с пунктами 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Кроме того, ст. 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Отсутствие в бюджете муниципального района средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности не может являться основанием для освобождения от возложенных на администрацию обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия лица, которое в силу закона обязано принимать меры для минимизации вероятности наступления опасных последствий, является достаточным основанием для обращения в суд с иском.

Исходя из нормативных предписаний Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", которыми установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, в том числе, индукционных петель, суд приходит к выводу, что здание образовательного учреждения установленным требованиям не отвечает, в связи с чем, иск прокурора Пронского района в защиту прав неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района Рязанской области оборудовать одно из помещений здания школы, расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, в соответствии с подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309.

Установить ответчику срок для совершения указанных действий - 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                   <данные изъяты>                                         Ю.В. Максимова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-215/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Пронского района
Ответчики
МОУ "Новомичуринская средняя школа № 3"
Другие
администрация МО-Пронский муниципальный район
Суд
Пронский районный суд Рязанской области
Судья
Максимова Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
pronsky.riz.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее