Решение по делу № 2-746/2023 от 19.07.2023

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

25 августа 2023 года сел. Новокаякент

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> ФИО6, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения СФР РФ по РД к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в размере 163 805 рублей,

установил:

Отделение Социального фонда России обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты в размере - 163 805 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» ФИО4 было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ через единый портал государственных и муниципальных услуг на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет ежемесячное пособие было назначено путем вынесения решения о назначении пособия от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Однако в ходе проверки было выявлено, что в результате технического сбоя программы, по причине массового обращения граждан, данная выплата была назначена необоснованно, у ФИО2 отсутствует доход в расчетный период в соответствии Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Отделением СФР РФ по РД в адрес ФИО2 было направлено письмо о добровольном возмещении излишне выплаченных социальных выплат, однако на момент обращения в суд ущерб, причиненный государству в результате неположенной социальной выплаты, денежные средства не возвращены. Просит взыскать с ФИО2 излишне выплаченные суммы социальных выплат в размере 163 805 рублей.

В судебном заседании представитель СФР РФ по РД ФИО6 исковые требования просил удовлетворить в полном объеме по указанным в нем основаниям.

В судебное заседание ФИО8 не явилась, о слушании гражданского дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать ввиду необоснованности.

Дело рассмотрено с учетом требований ст. 167 ГПК РФ в отсутствии не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - ФЗ ) ст. 10.1 (действовавшего в период возникновения правоотношений), право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

Порядок и условия назначение и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, неопределенной Федеральным законом №81-ФЗ, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копии документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении в период возникновения правоотношений были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении".

Пунктом 51 Правил право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет родитель (иной законный представитель), проживающий на территории Российской Федерации.

Заявление о назначении пособий подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении".

Материалами гражданского дела установлено, что ФИО2 по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ поданному через единый портал государственных и муниципальных услуг на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет была назначена ежемесячная денежная выплата путем вынесения решения о назначении пособия от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ребенка ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначена мера социальной поддержки ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки, решением ГУ ОПФР РФ по РД от ДД.ММ.ГГГГ выявлена переплата при назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 8 до 17 лет с ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо о возврате необоснованно выплаченной денежной суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере – 163 805 рублей.

Согласно представленному истцом расчету, переплата выплаты пособия ФИО2 за оспариваемый период составила – 163 805 рублей

Проверяя доводы истца об отсутствии правовых оснований для получения ФИО2 ежемесячной денежной выплаты по причине отсутствия дохода в расчетный период на момент обращения за назначением денежной выплаты и наличии недобросовестности со стороны ответчика, влекущих возврат неосновательно полученных денежных выплат в размере – 163 805 рублей, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.

Согласно ч. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом обоснования исковых требований является, в том числе, была ли допущена ответчиком недобросовестность при получении ею ежемесячного пособия за спорный период.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на орган, требующий их возврата, то есть на истца.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что в силу пункта 2 статьи 10 ГК РФ, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или от недобросовестного поведения другой стороны.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе ФИО1 конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий на детей в возрасте от 8 до 17 лет.

Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания.

ФИО2, в целях реализации программ по поддержке семьи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», на основании поданного ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ через единый портал государственных и муниципальных услуг на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, было назначено ежемесячное пособие путем вынесения решения о назначении пособия от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ребенка ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть, по своей правовой природе данная выплата относится к средствам существования гражданина.

Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Суд считает, что доказательств недобросовестного поведения ответчика при обращении с заявлением о получении ежемесячной денежной выплаты, истцом не представлено, а потому ФИО8, действовала добросовестно.

Ею, в суд также была представлена справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах из которой усматривается, что ФИО2 назначена пенсия по инвалидности.

Поскольку, ответчиком ФИО2 в суд представлены соответствующие надлежащие документы, свидетельствующие о наличии у нее дохода в расчетные периоды за 2021 и 2022 г.г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , то отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, не установив недобросовестности в действиях ответчика и счетной ошибки истца, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Отделения СФР РФ по РД к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в размере 163 805 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: З.И. Алибулатов

РЕШЕНИЕ

Вводная и резолютивная части

ДД.ММ.ГГГГ сел. Новокаякент

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> ФИО6, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения СФР РФ по РД к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в размере 163 805 рублей,

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Отделения СФР РФ по РД к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат в размере 163 805 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: З.И. Алибулатов

    Составление мотивированного решения суда отложено до ДД.ММ.ГГГГ.

2-746/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Отделение СФР по РД
Ответчики
Эмирова Умукусум Магомедовна
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Алибулатов Зияудин Ибрагимович
Дело на странице суда
kajakentskiy.dag.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Подготовка дела (собеседование)
10.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
25.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее