КОПИЯ
Мотивированное решение составлено 28 марта 2024 года Дело № 2-2620/2024
66RS0007-01-2024-001401-17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 21 марта 2024 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Зыряновой И.В., при помощнике судьи Глазыриной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 к ФИО1 о взыскании денежной суммы, выплаченной по социальному контракту,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (далее – Управление социальной политики № 25) обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании денежной суммы, выплаченной по социальному контракту.
В обоснование иска указано, что 21.07.2021 ФИО1 обратилась с заявлением о назначении государственной социальной помощи. На основании представленных документов и решения экспертной комиссии с ФИО1 был заключен социальной контракт с программой социальной адаптации семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина от 29.07.2021 № 53. Государственная социальная помощь по социальному контракту предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. Указанные денежные средства были перечислены ФИО1 на ее счет в ПАО «СКБ-Банк». Согласно программе социальной адаптации ФИО1 приняла на себя следующие обязательства: получение консультации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности с привлечением профильных органов (организаций); регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; приобретение основных средств с целью ведения предпринимательской деятельности; ежемесячное информирование органов социальной защиты населения о выполнении программы социальной адаптации. Срок действия социального контракта с 01.08.2021 по 31.07.2022. 07.09.2021 ФИО1 зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, 22. 07.2021 ФИО1 предоставила товарный чек о приобретении смартфона. В ходе последующей проверки было обнаружено, что ФИО1 прекратила статус индивидуального предпринимателя. 10.01.2023 в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости возврата денежных средств, полученных по социальному контракту.
Просит взыскать с ФИО1 в доход областного бюджета на расчетный счет Государственного казенного учреждения Свердловской области «Областной информационно-расчетный центр» денежные средства в размере 250 000 руб., а также почтовые расходы в размере 274,44 руб.
В судебном заседании представитель Управления социальной политики № 25 поддержала заявленные требования и подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Свердловской области, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Свердловской области от 29.10.2007 N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области" (далее - Закон от 29.10.2007 N 126-ОЗ).
В соответствии со ст. 7-1 Закона от 29.10.2007 N 126-ОЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (ч. 1 ст. 7-2 Закона от 29.10.2007 N 126-ОЗ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 7-3 Закона от 29.10.2007 N 126-ОЗ оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть прекращено территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения принимает меры по взысканию сумм, полученных с нарушением условий оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных в пункте 2-2 статьи 4 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.07.2021 ФИО1 обратилась в Управление социальной политики N 25 с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Законом Свердловской области от 29.10.2007 N 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области".
Управлением социальной политики N 25 принято решение (протокол №-А/2 от 30.07.2021) назначить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта.
29.07.2021 между Управлением социальной политики N 25 и ФИО1 заключен социальный контракт №, предметом которого является сотрудничество между Управлением и заявителем по реализации программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на период действия социального контракта в целях максимальной социальной реабилитации, повышения уровня и качества жизни заявителя (и членов его семьи).
По условиям социального контракта заявитель принят на себя следующие обязательства:
- выполнять программу социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки, предпринимать активные действия, направленные на преодоление трудностей жизненной ситуации;
- в период действия социального контракта ежемесячно, до 25 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Управление информацию в письменной форме о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением соответствующих документов;
- в случае реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно:
встать на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой службы по Свердловской области в качестве индивидуального предпринимателя;
приобрести основные средства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта;
- возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе (в случае прекращения в период действия социального контракта).
Результатом социального контракта в случае реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности является регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, повышение денежных доходов заявителя (его семьи) по истечении срока действия социального контракта (п. 3-1).
Государственная социальная помощь по настоящему социальному контракту предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, Управление организует перечисление единовременной денежной выплаты через кредитную организацию ПАО «СКБ-Банк».
Настоящий социальный контракт вступает в силу 01.08.2021 и действует до 31.07.2022.
Приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации малоимущей семьи, которая предусматривает план мероприятий по социальной адаптации, а именно: постановка гражданина на учет в качестве индивидуального предпринимателя в срок до 25.08.2021; закупка оборудования в срок до 30.09.2022.
Согласно выписке из ЕГРИП 07.09.2021 ФИО1 зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, 23.09.2021 прекратила статус индивидуального предпринимателя.
Как следует из искового заявления и материалов дела, 22.07.2021 ФИО1 предоставила товарный чек на приобретение смартфона, однако, доказательств того, что смартфон приобретался для осуществления предпринимательской деятельности суду не представлено.
До настоящего времени ФИО1 не предоставила в Управление ни одного документа, подтверждающего уважительные причины невыполнения условий социального контракта.
В связи с невыполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, истцом принято решение о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты, образовавшейся по вине получателя, в связи с неисполнением обязанностей (протокол № от 10.01.2023).
В адрес ответчика направлено уведомление о необходимости вернуть денежные средства в размере 250 000 рублей, разъяснено, что в случае спора, денежные средства будут взысканы в судебном порядке.
Уведомление оставлено ответчиком без ответа и без исполнения.
Проанализировав и оценив представленные доказательства, учитывая установленные фактические обстоятельства дела, непредставление доказательств ответчиком, опровергающих доводы истца, суд приходит к выводу о невыполнении ответчиком условий социального контракта, что влечет возникновение у ответчика обязанности по возврату денежных средств в размере 250 000 рублей.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом понесены почтовые расходы, связанные с направлением искового заявления и приложенных к нему документов ответчику, в размере 254,44 руб. Указанные расходы связаны с рассмотрением настоящего дела и подтверждены документально.
Согласно п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика надлежит взыскать в местный бюджет государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в сумме 5 700 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 к ФИО1 о взыскании денежной суммы, выплаченной по социальному контракту – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (паспорт №) в доход областного бюджета на расчетный счет Государственного казенного учреждения Свердловской области «Областной информационный – расчетный центр» денежные средства в размере 250 000 руб.
Взыскать с ФИО1 (паспорт №) в пользу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 почтовые расходы в размере 275,44 руб.
Взыскать с ФИО1 (паспорт №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 700 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения в окончательной форме с указанием причин уважительности неявки в судебное заседание, а также доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого заочного решения суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья: И.В.Зырянова