Дело № 2а-30/2020
25RS0036-01-2017-000286-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 февраля 2019 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ельмеевой Т.Р.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО2 – адвоката ФИО6, действующего на основании доверенности <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ.
представителя административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Отделу судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о признании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя незаконными,
установил:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование требований указал, что с августа 2017 г. по нескольким исполнительным листам с него удерживают 50% размера пенсии.
Ранее в Отдел судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю было написано соответствующее заявление о том, что кроме пенсии ФИО2 никаких доходов не имеет и с него уже удерживается 50% пенсии.
Несмотря на данный факт, после удержания 50% пенсии, оставшаяся часть пенсии в рамках исполнительного производства 19443/19/25035-ИП/5351020697061 от 15.10.2019г. была списана с расчётного счёта № в Приморском отделении № СбербанкаРоссии 15.10.2019г. - 3673,35 руб. Таким образом, фактически ФИО2 остался без средств к существованию.
Полагал, что нарушена ч.2 ст.99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" которым установлено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.
05.11.2019г. было написанозаявление о возврате излишне удержанных денежных средств.
Однако, как следует из ответа от 19.11.2019г. за № в удовлетворении о возврате излишне удержанных денежных средств, отказано.
В соответствии ч.ч.5, 7 ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выноситпостановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Таким образом, в нарушение указанных нормативных актов были нарушены права и законные интересы ФИО2, гарантированные Конституцией РФ и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
На основании изложенного, представитель административного истца просил суд признать действия судебного пристава исполнитель Отдела судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО1 незаконным, признать действия судебного пристава исполнитель Отдела судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО1 по удержанию оставшейся части пенсии по лицевому счёту № в Приморском отделении № Сбербанка России 15.10.2019 г. - 3673,35 рублей, после удержания 50%, незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца – адвокат ФИО6 поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем доводам.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО4 возражала противудовлетворению исковых требований. Представила возражение на административное исковое заявление, из которого следует, чтов Отделе судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО2 о взыскании налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 11518,81 рублей, в пользу МИФНС № 4 по Приморскому краю.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику ФИО2 по адресу: <адрес> почтовым отправлением.
В ч. 5 постановления о возбуждении исполнительного производства №- ИП судебный пристав-исполнитель ФИО1 должника предупрежден, что после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения в соответствии с частью 3 ст. 68 ФЗ от 02 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об Исполнительном производстве», в том числе обращает взыскание на имущество и имущественные права должника.
15.10.2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Яковлевскому району ФедонюкЛ.H. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
24.07.2019 г. исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО2 окончено, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
Сведений о счетах ФИО2, находящихся в банке или иной кредитной организации, в том числе о счетах, на которые работодателем производится зачисление заработной платы (пенсии), а также сведения о поступлении на указанные счета денежных средств, на которые в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание представителемФИО6 и ФИО2 судебному приставу-исполнителю ОСП по Яковлевскому району не предоставили.
13.11.2019 г.вОСП по Яковлевскому району поступило заявление представителя административного истца ФИО6 от 05.11.2019г. о возврате излишне удержанных денежных средств в сумме 3673,35 руб. Однако сумма, указанная в заявлении не является излишне взысканной.
Остаток долга по исполнительному производству №-ИП от 01.10.2019г., составляет 7676,43 рублей.
Согласно методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве от 11 апреля 2014г. № 15-9 Министерства юстиции РФ ФССП в порядке ст. 64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатамрассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение.
Заявление представителя административного истцаФИО6 не влечет за собой никакого процессуального решения. Так как ФИО6, ссылается на справку (б/н, без даты), выданную его доверителю Управлением Пенсионного Фонда фондом по удержаниям, произведенным в 2017 году. При этом, не указывает номер исполнительного производства, не предоставляет доказательства (сведения, справки об удержании из пенсии). Крометого, вОСП по Яковлевскому району отсутствуют исполнительные производства, возбужденные в 2017г., и находящиеся до сих пор на исполнении.
Исполнительное производство № от 15.10.2019г., не возбуждалось в ОСП по Яковлевскому району и отсутствует на исполнении.Таким образом, заявление было рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2006 г.№ 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Также указала, что, несмотря на просьбы судебного пристава-исполнителя, до настоящего времени ни должником, ни его представителем вОСП по Яковлевскому району не представлена справка с указанием банковского счета, на который переводится пенсия должника.
В судебное заседание административный истец ФИО2 надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду не известны.
Представитель административного ответчика УФССП России по Приморскому краю надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду не известны.
Руководствуясь ч. 6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие должника.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
На основании ст. 121 Федерального закона Российской Федерации № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом -исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Исходя из положений ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч. 1 ст. 98 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, в том числе, в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
В силу ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (ч. 1).
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2).
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное ч. 2 указанной статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (ч. 3).
Таким образом, положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяют обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в размере до 50%, а в исключительных случаях до 70 %.
В силу п. 2 ч. 3 ст.68ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
При этом минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на пенсию взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов, законом не предусмотрен.
Из материалов дела следует, что 1 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю на основании судебного приказа № от 7 августа 2019 года было возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения – взыскание налогов, пеней, штрафов за счет имущества в сумме 11 518,81 рублей, взыскатель – Межрайонная ИФНС № 4 по Приморскому краю, должник ФИО2.
2 октября 2019 года в адрес ФИО2 (<адрес>) было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП и извещение о вызове на прием.
15 октября 2019 годасудебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Яковлевскому району УФССП России по Приморскому краю было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, поскольку в ходе совершения исполнительных действий установлено, что должник имеет счёт в Дальневосточном банке ПАО «Сбербанк России», сумма в валюте счета: 3 285,12 рублей, счет №.
Из справки о движении денежных средств по депозитному счету исполнительного производства №-ИП следует, что ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 были взысканы денежные средства в сумме 3 673,35 рублей (транспортный налог).
5 ноября 2019 года представитель ФИО2 по доверенности ФИО6 обратился в отдел судебных приставов по Яковлевскому району с заявлением о возврате излишне взысканных денежных средств.
Из ответа судебного пристава-исполнителя от 19.11.2019г. усматривается, что для снятия ареста со счета, принадлежащего ФИО2, последнему необходимо былопредоставить справку из Пенсионного Фонда о том, на какой счет перечисляются пенсионное обеспечение.
Из пояснений судебного-пристава исполнителя ФИО4 данных ей в судебном заседании, следует, что ФИО2 на прием к ней не приходил, никаких подтверждающих документов не представлял.
В материалах дела имеется справка, выданная УПФР в г. Арсеньев Приморского края (межрайонное) о том, что из пенсии ФИО2 удерживается задолженность по кредиту на основании постановления № от 26 июля 2017 года, вместе с тем суд, не может принять ее во внимание, поскольку, сведения, изложенные в ней, актуальны на 1 ноября 2017 года.
Сведений о том, удерживаются ли в настоящее время какие-либо денежные суммы из пенсионного обеспечения ФИО2 не предоставлено.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что получаемая им пенсия является для него единственным источником доходов.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд на основании всестороннего анализа действующего законодательства Российской Федерации, приходит к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, судебный пристав-исполнитель действовал добросовестно, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», не имел сведений о том, что на данный расчетный счет, открытый в ПАО «Сбербанк России» поступают именно пенсионные отчисления и в какой именно сумме, информацию о которых из Пенсионного фонда должен предоставить сам должник.
Размер удержания из пенсии должника не превышает размера удержаний установленных названной статьей Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Каких-либо доказательств, тому, что судебный пристав-исполнитель действовали недобросовестно, незаконно, судом не установлено, равно как и не установлено каких-либо доказательств тому, что в период, установленный для добровольного исполнения решения суда, ФИО2 совершил какие-либо действия, направленные на исполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 195 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░.