Решение по делу № 12-314/2021 от 13.04.2021

Мировой судья Козырева Т.В. УИД 10MS0009-01-2021-000905-12

Судебный участок №9 г.Петрозаводска (№ 12а-314/2021)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

26 мая 2021 г. г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гаазе Е. Г. Тупица Е. В. на постановление мирового судьи судебного участка №9 г. Петрозаводска Республики Карелия от 17 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаазе Е. Г.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 17 марта 2021 г. Гаазе Е.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. с конфискацией оружия «<данные изъяты> без действующих разрешений, принадлежащих Гаазе Е.Г.

С таким постановлением не согласна защитник Гаазе Е.Г. Тупица Е.В., в жалобе просит его отменить, признать совершенное правонарушение малозначительным и в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить Гаазе Е.Г. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, производство по делу прекратить по указанному основанию прекратить, оружие возвратить Гаазе Е.Г. Указывает, что при вынесении обжалуемого постановления суд без достаточных оснований не принял во внимание подробные объяснения Гаазе Е.Г. по факту пропуска сроков для перерегистрации оружия, что повлияло на исход дела. Работая в ООО «<данные изъяты>» в должности врача, в период с 11 ноября 2019 г. по 1 апреля 2020 г. Гаазе Е.Г. находился за пределами Российский Федерации. По прибытии в г.Петрозаводск 3 апреля 2020 г. Гаазе Е.Г. обращался по телефону в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии г.Петрозаводска по вопросу продления сроков действия разрешений на хранение и ношение оружия. Однако в связи с объявленными ограничительными мерами в условиях пандемии государственные органы, в том числе ЛРР Росгвардии г.Петрозаводска, прекратили прием граждан и выдачу разрешений, что является общеизвестным фактом. О сроках возобновления приема граждан пояснить ничего не могли. Из-за объявленной пандемии поликлиники г.Петрозаводска ограничили предоставление медицинских услуг, в том числе связанных с прохождением медицинской комиссии для получения соответствующих разрешений на оружие, что также является общеизвестным фактом. В связи с режимом самоизоляции на основании Приказа Министра МВД России с 30 марта 2020 г. участковые, в том числе по месту жительства Гаазе Е.Г., прекратили прием граждан, а по указанным в информационных объявлениях телефонам не поднимали трубку. Таким образом, на протяжении двух месяцев, несмотря на предпринимаемые попытки, Гаазе Е.Г. не мог продлить действие разрешений на хранение и ношение принадлежащего ему оружия в силу объективных обстоятельств. С 10 июня 2020 г. по 24 ноября 2020 г. Гаазе Е.Г. вновь был направлен работодателем в командировку за пределы Российской Федерации. По возвращении в г.Петрозаводск 1 декабря 2020 г. Гаазе Е.Г. звонил в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии г.Петрозаводска, где ему было рекомендовано мне вначале пройти медицинскую комиссию. 17 декабря 2020г. Гаазе Е.Г. получил медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием по договору о предоставлении медицинский услуг от 2 декабря 2020 г. 22 декабря 2020 г. Гаазе Е.Г. неоднократно звонил в участковый пункт полиции «Древлянский-2» и сообщал о необходимости осмотра места хранения оружия в целях получения соответствующих разрешений, а также оставлял телефон для связи. Поскольку участкового на месте не оказалось, Гаазе Е.Г. просил передать ему указанную информацию. Однако, ни до, ни после Нового года участковый не звонил и не приходил. В 20-х числах января 2021г. Гаазе Е.Г. позвонили из отделения лицензионно-разрешительной работы и попросили, чтобы он сдал оружие. 29 января 2021 г. он вместе с Литвиненко Н.И. отправился в дежурную часть Отдела полиции № 3 УМВД России по г.Петрозаводску сдавать оружие, которое у него отказались принять. После чего Гаазе Е.Г. принес ружья обратно домой и поместил в сейф, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к хранению оружия. В период с 15 по 24 февраля 2021 г. Гаазе Е.Г. был вынужден выехать из г.Петрозаводска в г.Мурманск для прохождения профессионального обучения. 26 февраля 2021г. через сайт «Госуслуги» подал заявление о переоформлении разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Заявление было сформировано и зарегистрировано, а 2 марта 2021 г. к Гаазе Е.Г. пришел ст.инспектор ОЛРР и изъял принадлежащие ему ружья. При изъятии инспектор был один, свидетели, указанные в протоколе, не присутствовали. Таким образом, защитник полагает, что при вынесении обжалуемого постановления суд не учел всех фактических обстоятельств, которые не позволили ему своевременно переоформить разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, а также то, что оружием он владеет длительное время, никогда нарушений правил хранения и обращения с оружием не допускал, своевременно обращался в компетентные органы для получения разрешений для хранения и ношения оружия. Кроме того, ружья являются для него памятными, поскольку достались в наследство от деда. Считает, что вмененное Гаазе Е.Г. административное правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства или гражданам. Правонарушение за длительное время хранения оружия совершено Гаазе Е.Г. впервые, ранее к административной ответственности он не привлекался, не пропускал сроков продления разрешения на хранение и ношение оружия, а также не нарушал иные требования действующего законодательства об оружии. Кроме того, указывает, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм процессуального права, а именно совершенное административное правонарушение должно квалифицироваться по части 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение правил хранения оружия либо по части 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет.

В судебное заседание Гаазе Е.Г. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседание. Его защитник Тупица Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Росгвардии по Республике Карелия Уваров Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Заслушав объяснения явившихся лиц, допросив в качестве свидетелей Феклова А.В., Литвиненко Н.И., Вздыхалкина Д.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы настоящего дела и материалы КУСП-1444, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Согласно частям 1 и 6 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.

Основанием для привлечения Гаазе Е.Г. к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что он 2 марта 2021 г. в 11 час. 30 мин., проживая по адресу: <адрес>, в нарушение положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, осуществил хранение 2 единиц огнестрельного гладкоствольного оружия: <данные изъяты>, без действующих разрешений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, сроки действия ранее выданных разрешений РОХа и РОХа истекли ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства и вина Гаазе Е.Г. в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, разрешениями РОХа и , объяснениями Гаазе Е.Г., квитанциями и на принятие оружия, другими материалами дела.

Диспозиция части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет бланкетный характер, а потому оценка степени определенности содержащихся в ней понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. Нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.

Статьей 13 Федерального закона «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

При этом в соответствии с требованиями указанной статьи граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Следовательно, по истечении срока действия разрешения, хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.

Истечение срока действия разрешения препятствует обладателю огнестрельного оружия осуществлять с ним какие-либо действия, в том числе хранение, и порождает незаконность его хранения, ношения или использования, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Таким образом, действия лица, допустившего хранение огнестрельного оружия, после истечения срока действия соответствующего разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», пунктом 1 Распоряжения Росгвардии от 01.08.2020 №1/891-Р «Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», установить, что подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 г., переносится на срок до 1 декабря 2020 г.

Поскольку срок выданных Гаазе Е.Г. разрешений на хранение и ношение оружия «<данные изъяты>, истек 4 мая 2020 г. (впоследующем срок переоформления соответствующих разрешительных документов перенесен распоряжением Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ -Р до ДД.ММ.ГГГГ), соответственно, действующие разрешительные документы на хранение и ношение оружия у Гаазе Е.Г. отсутствуют, то дальнейшее нахождение данного оружия у Гаазе Е.Г. является незаконным и влечет административную ответственность по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду вышеизложенного доводы защитника о необходимости квалификации действий Гаазе Е.Г. по части 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или по части 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаны на ошибочном толковании норм права.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть выражена, в том числе и в форме неосторожности, в связи с чем доводы защитника об отсутствии у Гаазе Е.Г. умысла на незаконное хранение спорного оружия, а также перечисленные в жалобе обстоятельства попыток получить спорные разрешения с приложенными к жалобами документами, в том числе с учетом пояснений допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей инспектора Феклова А.В., Литвиненко Н.И., Вздыхалкина Д.В., не свидетельствуют об отсутствии в действиях Гаазе Е.Г. состава рассматриваемого административного правонарушения.

Отсутствие свидетелей ФИО1 и ФИО2 в момент изъятия ДД.ММ.ГГГГ спорного оружия также не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечения Гаазе Е.Г. к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В связи с этим такие обстоятельства, как совершение правонарушения впервые, нахождение в командировке (принимая во внимание длительные периоды нахождения в г.Петрозаводске), болезнь ребенка, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности допущенного правонарушения.

Допущенное Гаазе Е.Г. правонарушение относится к формальным составам, по структуре своей диспозиции не требует наступления вредных последствий, а также определения размера вреда.

Оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также сопряжено с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства.

Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, длительность срока неполучения разрешительных документов на хранение и ношение оружия (более 3 месяцев), степень общественной опасности, объект посягательства, роль правонарушителя, объективных оснований признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта по делу об административном правонарушении, допущено не было.

Дело рассмотрено, наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 17 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаазе Е. Г. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья И.А. Кузнецова

Мировой судья Козырева Т.В. УИД 10MS0009-01-2021-000905-12

Судебный участок №9 г.Петрозаводска (№ 12а-314/2021)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

26 мая 2021 г. г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гаазе Е. Г. Тупица Е. В. на постановление мирового судьи судебного участка №9 г. Петрозаводска Республики Карелия от 17 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаазе Е. Г.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 17 марта 2021 г. Гаазе Е.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. с конфискацией оружия «<данные изъяты> без действующих разрешений, принадлежащих Гаазе Е.Г.

С таким постановлением не согласна защитник Гаазе Е.Г. Тупица Е.В., в жалобе просит его отменить, признать совершенное правонарушение малозначительным и в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить Гаазе Е.Г. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, производство по делу прекратить по указанному основанию прекратить, оружие возвратить Гаазе Е.Г. Указывает, что при вынесении обжалуемого постановления суд без достаточных оснований не принял во внимание подробные объяснения Гаазе Е.Г. по факту пропуска сроков для перерегистрации оружия, что повлияло на исход дела. Работая в ООО «<данные изъяты>» в должности врача, в период с 11 ноября 2019 г. по 1 апреля 2020 г. Гаазе Е.Г. находился за пределами Российский Федерации. По прибытии в г.Петрозаводск 3 апреля 2020 г. Гаазе Е.Г. обращался по телефону в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии г.Петрозаводска по вопросу продления сроков действия разрешений на хранение и ношение оружия. Однако в связи с объявленными ограничительными мерами в условиях пандемии государственные органы, в том числе ЛРР Росгвардии г.Петрозаводска, прекратили прием граждан и выдачу разрешений, что является общеизвестным фактом. О сроках возобновления приема граждан пояснить ничего не могли. Из-за объявленной пандемии поликлиники г.Петрозаводска ограничили предоставление медицинских услуг, в том числе связанных с прохождением медицинской комиссии для получения соответствующих разрешений на оружие, что также является общеизвестным фактом. В связи с режимом самоизоляции на основании Приказа Министра МВД России с 30 марта 2020 г. участковые, в том числе по месту жительства Гаазе Е.Г., прекратили прием граждан, а по указанным в информационных объявлениях телефонам не поднимали трубку. Таким образом, на протяжении двух месяцев, несмотря на предпринимаемые попытки, Гаазе Е.Г. не мог продлить действие разрешений на хранение и ношение принадлежащего ему оружия в силу объективных обстоятельств. С 10 июня 2020 г. по 24 ноября 2020 г. Гаазе Е.Г. вновь был направлен работодателем в командировку за пределы Российской Федерации. По возвращении в г.Петрозаводск 1 декабря 2020 г. Гаазе Е.Г. звонил в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии г.Петрозаводска, где ему было рекомендовано мне вначале пройти медицинскую комиссию. 17 декабря 2020г. Гаазе Е.Г. получил медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием по договору о предоставлении медицинский услуг от 2 декабря 2020 г. 22 декабря 2020 г. Гаазе Е.Г. неоднократно звонил в участковый пункт полиции «Древлянский-2» и сообщал о необходимости осмотра места хранения оружия в целях получения соответствующих разрешений, а также оставлял телефон для связи. Поскольку участкового на месте не оказалось, Гаазе Е.Г. просил передать ему указанную информацию. Однако, ни до, ни после Нового года участковый не звонил и не приходил. В 20-х числах января 2021г. Гаазе Е.Г. позвонили из отделения лицензионно-разрешительной работы и попросили, чтобы он сдал оружие. 29 января 2021 г. он вместе с Литвиненко Н.И. отправился в дежурную часть Отдела полиции № 3 УМВД России по г.Петрозаводску сдавать оружие, которое у него отказались принять. После чего Гаазе Е.Г. принес ружья обратно домой и поместил в сейф, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к хранению оружия. В период с 15 по 24 февраля 2021 г. Гаазе Е.Г. был вынужден выехать из г.Петрозаводска в г.Мурманск для прохождения профессионального обучения. 26 февраля 2021г. через сайт «Госуслуги» подал заявление о переоформлении разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Заявление было сформировано и зарегистрировано, а 2 марта 2021 г. к Гаазе Е.Г. пришел ст.инспектор ОЛРР и изъял принадлежащие ему ружья. При изъятии инспектор был один, свидетели, указанные в протоколе, не присутствовали. Таким образом, защитник полагает, что при вынесении обжалуемого постановления суд не учел всех фактических обстоятельств, которые не позволили ему своевременно переоформить разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, а также то, что оружием он владеет длительное время, никогда нарушений правил хранения и обращения с оружием не допускал, своевременно обращался в компетентные органы для получения разрешений для хранения и ношения оружия. Кроме того, ружья являются для него памятными, поскольку достались в наследство от деда. Считает, что вмененное Гаазе Е.Г. административное правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства или гражданам. Правонарушение за длительное время хранения оружия совершено Гаазе Е.Г. впервые, ранее к административной ответственности он не привлекался, не пропускал сроков продления разрешения на хранение и ношение оружия, а также не нарушал иные требования действующего законодательства об оружии. Кроме того, указывает, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм процессуального права, а именно совершенное административное правонарушение должно квалифицироваться по части 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение правил хранения оружия либо по части 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет.

В судебное заседание Гаазе Е.Г. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседание. Его защитник Тупица Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Росгвардии по Республике Карелия Уваров Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Заслушав объяснения явившихся лиц, допросив в качестве свидетелей Феклова А.В., Литвиненко Н.И., Вздыхалкина Д.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы настоящего дела и материалы КУСП-1444, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Согласно частям 1 и 6 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.

Основанием для привлечения Гаазе Е.Г. к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что он 2 марта 2021 г. в 11 час. 30 мин., проживая по адресу: <адрес>, в нарушение положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814, осуществил хранение 2 единиц огнестрельного гладкоствольного оружия: <данные изъяты>, без действующих разрешений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, сроки действия ранее выданных разрешений РОХа и РОХа истекли ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства и вина Гаазе Е.Г. в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, разрешениями РОХа и , объяснениями Гаазе Е.Г., квитанциями и на принятие оружия, другими материалами дела.

Диспозиция части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет бланкетный характер, а потому оценка степени определенности содержащихся в ней понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. Нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.

Статьей 13 Федерального закона «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

При этом в соответствии с требованиями указанной статьи граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

Следовательно, по истечении срока действия разрешения, хранение гражданского огнестрельного оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.

Истечение срока действия разрешения препятствует обладателю огнестрельного оружия осуществлять с ним какие-либо действия, в том числе хранение, и порождает незаконность его хранения, ношения или использования, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Таким образом, действия лица, допустившего хранение огнестрельного оружия, после истечения срока действия соответствующего разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», пунктом 1 Распоряжения Росгвардии от 01.08.2020 №1/891-Р «Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», установить, что подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 г., переносится на срок до 1 декабря 2020 г.

Поскольку срок выданных Гаазе Е.Г. разрешений на хранение и ношение оружия «<данные изъяты>, истек 4 мая 2020 г. (впоследующем срок переоформления соответствующих разрешительных документов перенесен распоряжением Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ -Р до ДД.ММ.ГГГГ), соответственно, действующие разрешительные документы на хранение и ношение оружия у Гаазе Е.Г. отсутствуют, то дальнейшее нахождение данного оружия у Гаазе Е.Г. является незаконным и влечет административную ответственность по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду вышеизложенного доводы защитника о необходимости квалификации действий Гаазе Е.Г. по части 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или по части 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаны на ошибочном толковании норм права.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть выражена, в том числе и в форме неосторожности, в связи с чем доводы защитника об отсутствии у Гаазе Е.Г. умысла на незаконное хранение спорного оружия, а также перечисленные в жалобе обстоятельства попыток получить спорные разрешения с приложенными к жалобами документами, в том числе с учетом пояснений допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей инспектора Феклова А.В., Литвиненко Н.И., Вздыхалкина Д.В., не свидетельствуют об отсутствии в действиях Гаазе Е.Г. состава рассматриваемого административного правонарушения.

Отсутствие свидетелей ФИО1 и ФИО2 в момент изъятия ДД.ММ.ГГГГ спорного оружия также не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечения Гаазе Е.Г. к административной ответственности по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В связи с этим такие обстоятельства, как совершение правонарушения впервые, нахождение в командировке (принимая во внимание длительные периоды нахождения в г.Петрозаводске), болезнь ребенка, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности допущенного правонарушения.

Допущенное Гаазе Е.Г. правонарушение относится к формальным составам, по структуре своей диспозиции не требует наступления вредных последствий, а также определения размера вреда.

Оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также сопряжено с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства.

Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, длительность срока неполучения разрешительных документов на хранение и ношение оружия (более 3 месяцев), степень общественной опасности, объект посягательства, роль правонарушителя, объективных оснований признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта по делу об административном правонарушении, допущено не было.

Дело рассмотрено, наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 17 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гаазе Е. Г. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья И.А. Кузнецова

12-314/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Гаазе Евгений Германович
Другие
Тупица Елена Вячеславовна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Статьи

20.8

Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
13.04.2021Материалы переданы в производство судье
30.04.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее