Дело № 2-329/2023
УИД 16RS0004-01-2023-000492-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Алексеевское 18 августа 2023 года
Республика Татарстан
Алексеевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сергеева А.А., при секретаре Игнатьевой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры к Исполнительному комитету Большетиганского сельского поселения Алексеевского муниципального района РТ об обязании обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ обратилась в суд к Исполнительному комитету Большетиганского сельского поселения Алексеевского муниципального района РТ об обязании обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения. В обоснование заявленных требований указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) в деятельности Большетиганского сельского поселения Алексеевского муниципального района РТ. Установлено, что на территории ... сельского поселения имеется одно ГТС, собственником которого является Большетиганское сельское поселение Алексеевского МР РТ (кадастровый ..., свидетельство о государственной регистрации права ... от ...). Однако, проведённой проверкой выявлено, что не принимаются достаточные меры по обеспечению его безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. Проверка показала, что в нарушение требований закона органом местного самоуправления поселения не исполнены следующие обязанности собственника ГТС: обеспечить проведение регулярных обследований ГТС; произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии ГТС; представление деклараций безопасности ГТС. На основании выявленных нарушений действующего законодательства в адрес Исполнительного комитета ... внесено представление об устранении нарушений закона. Однако указанное в акте прокурорского реагирования требование о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений до настоящего времени органом местного самоуправления не исполнено. Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Большетиганского сельского поселения, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде. Истец просит обязать Исполнительный комитет Бьшетиганского сельского поселения Алексеевского муниципального района РТ в срок до ..., обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения кадастровый ..., а именно в установленном законодательством РФ порядке: провести регулярное обследование ГТС; произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии ГТС; при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от ... ... «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».
В судебном заседании помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Артамонов М.Н. исковые требования подтвердил и просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика руководитель Исполнительного комитета Большетиганского сельского поселения Алексеевского муниципального района РТ Гатин М.А. судебном заседании исковые требования признал полностью.
Представитель третьего лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Горев Д.А., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.8 Федерального Закона РФ от 10.01.2001. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия ( бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническое сооружение – плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподьемники; сооружения предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а так же другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения и (или) водоотведения;
- эксплуатирующая организация – государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационной формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;
- безопасность гидротехнических сооружений – свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
- декларация безопасности гидротехнических сооружений - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
- обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Согласно ст.9 Федерального закона «О безопасности ГТС» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, кроме всего прочего обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а так же правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке установленном правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.10 Федерального закона «О безопасности ГТС» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, обосновывает безопасность ГТС, его соответствие критериям безопасности, проекту, техническим нормам и правилам, определяет порядок и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации на основании Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303.
Приказом МЧС РФ № 243, Минэнерго РФ № 150, МПР РФ №270, Минтранса РФ № 68, Гостехнадзора РФ № 89 от 18 мая 20002 года « Об утверждении порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» утвержден Порядок определения размера вреда, который может быть причинен здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а так же для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.
Вероятный вред определяется в денежном выражении. Основными определяющими по определению вероятности вреда являются, помимо прочего, прогнозы количества людей, которые могут погибнуть, пропасть без вести, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения.
Материалами дела, а именно представлением прокурора Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры на имя руководителя Исполкома Большетиганского сельского поселения Алексеевского муниципального района от ... (л.д.8-10), Выпиской из ЕГРН на гидротехническое сооружение, (кадастровый ...) площадью 699,5 кв.м. (л.д.18-24) подтверждается принадлежность гидротехнического сооружения ответчику.
Материалами дела (л.д.11-17) подтверждается эксплуатация ГТС с нарушениями законодательства.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку ответчик иск признал добровольно, действия эти не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы других лиц, признание иска судом принимается.
руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Большетиганского сельского поселения Алексеевского муниципального района РТ в срок до ..., обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения (кадастровый ...), а именно:
-провести регулярное обследование ГТС;
-произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии ГТС;
-при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 №1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан с подачей жалобы в Алексеевский районный суд, в течение месяца со следующего дня после составления мотивированного решения суда.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья: А.А. Сергеев
Решение в окончательной форме принято 25.08.2023