Решение по делу № 2а-8099/2021 от 15.09.2021

УИД 11RS0001-01-2020-008298-64 дело № 2а-8099/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием административного истца Громова А.И., представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Крюковой А.П.,

рассмотрев 17 ноября 2021 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Громова Артура Ивановича к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с ..., при транспортировке из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми с ... и обратно ..., взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и при транспортировке,

установил:

Громов А.И. обратился в суд с заявлением к Российской Федерации в лице ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с ..., при транспортировке из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми ... и обратно ..., взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и при транспортировке.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец по прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не был обеспечен вторым комплектом нательного белья и постельного белья, что исключало возможность его смены при стирке. При распределении в общежитие отряда № 3, который впоследствии переименован в отряд № 4, одновременно с административным истцом содержалось от 80-100 человек, в жилой секции – от 40-50 человек, на каждого приходилось от 1-1,5 кв.м. личного пространства. Помещения для хранения вещей и обуви не имело достаточного места для хранения вещей и обуви всех осужденных. Жилая секция №3 плохо проветривалась, искусственная вентиляция не работала, окна не открывались; недостаточное искусственное освещение; доступ к естественному освещению при этом был ограничен двухярусными кроватями, в секции отсутствовали емкости для питьевой воды. Кухня отряда № 4 не могла вместить всех осужденных, как по причине недостаточности площади, так и по причине отсутствия достаточного количества бытовых приборов. Санитарный узел в отряде №4 вмещал 8 унитазов, некоторые из которых находились в неисправном состоянии, двери отсутствовали, перегородки не превышали 1 метра, горячая вода отсутствовала, что создавало дополнительные неудобства при отбытии наказания. Жилая секция №3 находилась в антисанитарном состоянии, предметов первой необходимости и личной гигиены: зубная щетка и стиральный порошок не выдавалось, зубная паста, было и бритвенные одноразовые станки выдавались раз в месяц, чего было недостаточно для поддержания надлежащего уровня гигиены. Банно-прачечный комплекс можно было посещать 1 раз в неделю, после 2017 года-2 раза в недели, а с учетом количества осужденных и исправных душевых леек, времени для помывки было недостаточно, между душевыми лейками отсутствовали перегородки, помывочное помещение находилось в антисанитарных условиях. Во время посещения медсанчасти отсутствовала возможность пользоваться туалетом, осужденных в МЧ-1 водили группами, в связи с чем административный истец должен был ждать остальных до 2 часов. Питание однообразное, низкого качества, в столовой присутствовал запах канализации и обитали крысы, не было достаточного количества раковин для мытья рук, отсутствовало достаточное количество вешалок для хранения одежды. Также указано на то, что с ... при транспортировке административного истца из ФКУ ИК-1 в ФКЛПУ Б-18 и обратно условия перевозки были ненадлежащими, что выразилось в том, что в спецавтомобиле, на котором транспортировался до железнодорожного вокзала г.Сыктывкара, площадь личного пространства с учетом других осужденных и их багажа была недостаточной, отсутствовали ремни – безопасности и поручни, что делало транспортировку не безопасной, не работала система вентиляции и охлаждения. При последующей транспортировке в спецвагоне поезда, продолжительностью 8-9 часов, места в камере вагона также было недостаточно, багажное отделение отсутствовало, не были выданы спальные принадлежности, отсутствовал доступ к питьевой воде, вентиляция не работа. В камере вагона отсутствовало окно, мощности ламп не хватало, был лишен возможности пользоваться туалетом на стоянке поезда и в пределах санитарных зон, в иных случаях сотрудники конвойной службы также отказывали в посещении туалета по его требованию камера вагона находилась в антисанитарном состоянии, стоял невыносимый запах. По прибытии на вокзал, истец вновь был пересажен в спецавтомобиль, транспортировка в котором осуществлялась также в условиях тесноты, без поручней безопасности. Полгая, указанные условия содержания в исправительном учреждении и при транспортировке ненадлежащими, нарушающими права, административный истец просит взыскать в его пользу компенсацию за ненадлежащие условия содержания в порядке ст.227.1 КАС РФ в размере 1 800 000 рублей.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми; в качестве заинтересованных лиц ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКЛПУ Б -18 УФСИН России по Республике Коми.

Громов А.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Крюкова А.П. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Громов А.И. в период с ... по настоящее время содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми. В период с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., административный истец убывал в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.

По прибытию в исправительное учреждение административный истец с ... был распределен в отряд № 3, который располагался на 2 этаже в общежитии № 4, после июня 2018 года указанный отряд переименован в отряд № 4.

В пользовании осужденных отряда №3 (№4) находятся, в том числе следующие помещения: помещение воспитательной работы площадью - 51,8 кв.м., комната хранения продуктов питания и разогрева пищи – 22,4 кв.м., а также спальные помещения общей площадью 218,98 кв.м. (50,9 кв.м., 83,9 кв.м., 84,0 кв.м.).

Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в отряде № 3 за период с 28.02.2017 по 03.06.2018 проживало от 118-137 человек; в отряде № 4 за период с 04.06.2018 по 02.07.2020 проживало от 70-135 человек.

Таким образом, принимая во внимание площадь спальных помещений и комнаты воспитательной работы относительно количества осужденных содержащихся одновременно с административным истцом, суд приходит к выводу о том, что в период содержания административного истца в отряде № 3 с 16.11.2017 по 03.06.2018 периодически нарушалась норма площади на одного человека, поскольку она составляла менее 2 кв.м. на одного человека, как это предусмотрено требованиями ст. 99 УИК РФ.

Согласно примечаний № 7 к пункту 32 таблицы 14.3 Свода правил 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден «СП (в двух частях)» (далее – Свод правил) следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных.

Аналогичная норма содержалась в п. 34 Таблицы № 13 Приказа МЮ РФ от 06.02.2003 № 130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Установлено, что санитарный узел общежития № 4 имеет площадь 16,2 кв.м., оборудован: санитарными узлами в количестве 10 штук, 1 ножной раковиной, 11 раковинами для мытья рук.

Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.

К каждому общежитию подведено горячее и холодное водоснабжение, к общежитию № 4 горячее водоснабжение подведено с 28.01.2020 года, умывальники оборудованы смесителями под горячую и холодную воду, все смесители в исправном и работоспособном состоянии.

Искусственное и естественное освещения в помещениях общежитий соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

Как установлено судом и подтверждено представленными материалами дела, общежитие, в котором содержится административный истец, оборудовано окнами, а также стандартными лампами дневного света, обеспечивающими достаточное освещение помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями действующего законодательства.

В период с 2017 года по результатам замеров параметров микроклимата в спальных секциях отряда № 3 (4), нарушений прав осужденных выявлено не было.

Вентиляционная система в жилых секциях находится в исправном состоянии, что обеспечивает качественное проветривание помещения. Все жилые секции в общежитиях оборудованы окнами с исправными форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения и вентиляционными шахтами в перекрытиях во избежание появления переувлажнённости. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствует.

В ФКУ ИК-1 функционирует банно-прачечный комбинат. Моечное отделение банно-прачечного комбината оснащено 9 лейками-смесителями, 3 кранами, и 10 тазами. Исправность оборудования и санитарное состояние помещений проверяется ежедневно.

Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее – Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Согласно распорядку дня работы бани ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, утвержденного приказом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми, санобработка осужденных производится дважды в неделю, что соответствует требованиям п.21 гл.5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Питание осужденных осуществляется в столовой в ФКУ ИК-1, которая расположена в 1-этажном здании, располагает необходимым набором помещений. Канализационная и водопроводная системы функционируют исправно. Технологическое оборудование в достаточном количестве. Поточность технологического процесса соблюдается на всех этапах приготовления и реализации пищи. В помещениях столовой ремонтные работы проведены в начале 2019 года.

Питание осужденных организовано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время» и с Приказом Минюста России от 26.02.2016 №48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Столовая и кухонная посуда имеется в достаточном количестве и надлежащего качества.

Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи».

На все продукты, завозимые в столовую, в том числе свежие овощи имеют сертификаты соответствия и удостоверения качества. Свежие овощи для питания спецконтингента поступают в централизованном порядке с базы ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми и закладываются в спец. закрома учреждения
ФКУ ИК-1.

Медицинскими работниками филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежедневно проводится оценка качества готовых блюд с занесением соответствующих отметок в бракеражный журнал. Суточные пробы хранятся в варочном цехе в отдельном холодильнике не менее 48 часов. Ежедневно перед началом смены в столовой проводится осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, записи в журнале здоровья имеются. Меню-раскладка, журнал контроля за качеством приготовленной пищи, санитарный журнал, бракеражный журнал, журнал осмотра на гнойничковые заболевания ведутся согласно установленным формам.

Административный истец состоит на диспансерном учете в МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в связи с чем получает повышенную норму питания.

Исправительным учреждением регулярно проводятся работы по дератизации и дезинсекции, что подтверждается соответствующими договорами.

В медицинской части МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России имеется туалетная комната, доступ осужденных к которой предоставляет дежурный инспектор медицинской части по просьбе.

Прием больных из числа осужденных осуществляется поотрядно, согласно почасовому графику, утвержденному начальником МЧ-1.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что санитарно-эпидемиологические условия, содержания административного истца в отряде № 3 (4) в период с ... по ..., в том числе освещение, вентиляция, а также питание, обеспечение помывкой, количеством унитазом, умывальниками, соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца в данной части не установлено.

Вместе с тем, принимая во внимание, что горячая вода в жилые помещения исправительного учреждения была проведена лишь в 2020 году, то суд приходит к выводу о нарушении условий содержания административного истца, что выразилось в не обеспечении горячим водоснабжением.

Согласно п. 4 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из части 2 статьи 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.

Нормой № 1 Приложения № 1 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 установлены наименование предметов вещевого довольствия, их количество на одного человека, сроки носки для осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях.

Приложением N 6 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216 определено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы.

Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен Приложением № 3 к приказу Минюста России от 03.12.2013 № 216. Согласно данному порядку выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4). Переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода (пункт 9).

В норме N 6 снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, воспитательных колониях, тюрьмах, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, указано, что такие осужденные обеспечиваются: одеялом (полушерстяное или с синтетическим наполнителем), подушкой (ватная или с синтетическим наполнителем), матрацем (ватный или с синтетическим наполнителем), простыней, наволочкой, полотенцем, банным полотенцем.

В административном исковом заявлении административный истец приводит доводы о том, что он не был обеспечен по прибытию в исправительное учреждение вторым комплектом нательного белья и постельного белья.

Как следует из лицевого счета № Г-4874 в отношении Громова А.И., последнему было выдано нательное белье зимнее в количестве 2, также административный истец был обеспечен постельными принадлежностями, что соответствует с нормами № 6 и № 1 Приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216.

Размер средств гигиены установлен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», в соответствии с которым норма на одного человека в месяц составляет: туалетное мыло – 50 гр., зубная паста (порошок) – 30 гр., одноразовые бритвы – 6 шт., туалетная бумага – 25 м.

Из анализа ведомостей выдачи средств гигиены в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми за период с ..., судом установлено, что за период содержания в указанном исправительном учреждении административный истец обеспечивался нормой средствами гигиены ежемесячно кроме октября, ноября 2017 года, января 2019 года, марта и июля 2020 года.

При также обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца действиями исправительного учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, что выразилось в не обеспечении истца средствами гигиены в полном объеме, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства.

С учетом установленных в рамках рассмотрения дела ряда нарушений, допущенных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период содержания административного истца в исправительном учреждении в период с ... по ..., что выразилось в не обеспечении Громова А.И. нормой площади, горячим водоснабжением, нормой средствами гигиены, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, в связи с чем такие действия (бездействия) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми суд признает незаконными.

Проверяя доводы административного истца о ненадлежащих условиях при его транспортировке из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми с ... по ... и обратно ..., судом установлено.

Порядок транспортировки подозреваемых, обвиняемых и осужденных регламентируется Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп (далее - Инструкция).

Абзацем третьим пункта 167 Инструкции установлены нормы посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиль (грузоподъемностью 1,5 - 2 тонн - до 13 человек, 2,5 - 3 тонн - до 21 человека, 4 тонны - до 36 человек).

Во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.

Установлено, что 19.07.2018 административный истец конвоировался из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Сыктывкар в специальном автомобиле марки «...».

Указанный автомобиль изготовлен и сертифицирован в соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.

В соответствии со сведениями ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, административный истец размещался в большой камере №3 совместно с 4 осужденными, их личные вещи размещались в свободном пространстве под скамейками. Размеры больших камер специального автомобиля составляют – 360 см. в длину, 120 см. в ширину и 174 см. в высоту. Поскольку количество перевозимых совместно с административным истцом осужденных менее установленной наполняемости камеры, нарушений прав административного истца в данном вопросе суд не усматривает.

Движение автомобиля осуществлялось в пределах населенного пункта, с соблюдением разрешенной скорости движения 60 км./ч, либо ниже в соответствии с требованиями установленных знаков дорожного движения, что исключало тряску.

Отсутствие в автомобиле поручней и ремней безопасности обусловлено конструктивными особенностями самого автомобиля, и не свидетельствует о нарушении прав административного истца действиями административных ответчиков.

В пути следования и по прибытии на железнодорожную станцию жалоб административного истца на ненадлежащие условия конвоирования не зарегистрировано.

В период с ... до ... административный истец конвоировался от железнодорожной станции Сыктывкар до железнодорожной станции Ухта плановым караулом по железнодорожному маршруту «...-...», назначенным от ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, в специальном вагоне, где он размещался в большой камере № 2, на всем протяжении пути загрузка камеры не превышала 10 человек.

Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.

Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» норму размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые.

Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался административный истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-О3, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал Громов А.И., а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.

Конструктивными особенностями специального вагона не предусмотрено оборудование окон, плафонов освещения, столов для приема пищи, креплений для фиксации багажа, мягких полок с конвоируемыми лицами.

Общее освещение специального вагона состоит из 8 комбинированных плафонов освещения, каждый из которых оснащен светодиодной лампой 40 Ватт. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер, что позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.

В коридорах специальных вагонов модели «...» имеются 6 застекленных оконных проемов, размером: высота - 79 см, ширина - 98 см.

В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, с достаточной светопропускной способностью.

Большая камера спецвагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 6 мест для сидения (по 3 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.

Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м (под нижними полками с каждой из сторон).

Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует, оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно пункту 229 Инструкции по служебной деятельности - по первому требованию и фиксируется в листах учета вывода в туалет осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С.

Выдача питьевой воды осуществляется по просьбам конвоируемых лиц без ограничений.

Нормами действующих нормативных правовых актов не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам постельного белья, подушек, одеял, матрацев, а также отдельного спального места в спецвагонах, на период конвоирования. Кроме того, конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование мягких полок и столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.

Перед отправкой специального вагона в рейс, начальником караула проверяется заправка воды, работоспособность системы вентиляции, освещения, после чего делается пометка в путевой ведомости о принятии специального вагона.

При этом, перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем спецвагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем имеются отметки в путевых ведомостях.

По прибытии на станцию Ухта ... административный истец был переведен в специальный автомобиль марки «...» по маршруту следования от железнодорожной станции Ухта до ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми. Указанный автомобиль имел аналогичные ранее изложенным конструктивные характеристики.

При этом, административный истец размещался в большой камере №3 совместно с 11 осужденными, что не превышает предельное количество перевозимых осужденных, с учетом плановой максимальной наполняемости камеры.

Также установлено, что ... административный истец конвоировался от ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожной станции Ухта в специальном автомобиле марки «...», где размещался в большой камере №3 совместно с 9 осужденными.

В ту же дату, после прибытия на железнодорожную станцию Ухта административный истец был размещен в специальном вагоне по железнодорожному маршруту «...», где он размещался в большой камере № 3, на всем протяжении пути загрузка камеры не превышала 9 человек.

По прибытии в тот же день на станцию Сыктывкар Громов А.И. был переведен в специальный автомобиль марки «...» по маршруту следования от железнодорожной станции Сыктывкар до ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Указанный автомобиль оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.

Административный истец размещался в большой камере №5 совместно с 3 осужденными, их личные вещи размещались в свободном пространстве под скамейками. Поскольку количество перевозимых совместно с административным истцом осужденных менее установленной наполняемости камеры, нарушений прав административного истца в данном вопросе суд не усматривает.

С жалобами на условия перевозки, содержания в период перевозки, состояние помещений, освещенности, отсутствие вентиляции в конкретные периоды, Громов А.И. не обращался, такие жалобы также не зафиксированы уполномоченными органами в документах, которые в последующем могли бы быть использованы в качестве доказательств.

Отсутствие со стороны административного истца обращений по поводу ненадлежащих условий перевозки и содержания свидетельствует о низкой значимости для него заявленных обстоятельств.

Нарушение действиями ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия содержания при его перевозке в заявленные периоды соответствовали установленным требованиям. Страдания административного истца в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы. При таких обстоятельствах требования Громова А.И. в части признания ненадлежащими условий содержания при транспортировке из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми ..., ... и обратно ..., взыскании компенсации за нарушение условий содержания при транспортировке, удовлетворению не подлежат.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования Громова А.И. фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми за период с с ... по ..., характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 25 000 руб., подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.

На основании изожженного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Громова Артура Ивановича к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с ... по ..., при транспортировке из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми с ... по ... и обратно ..., взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и при транспортировке, удовлетворить частично.

Признать незаконным действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Громова Артура Ивановича в исправительном учреждении с ... по ....

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Громова Артура Ивановича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25 000 рублей (двадцать пять тысяч) рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Громова Артура Ивановича по следующим реквизитам:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

В удовлетворении административных исковых требований Громова Артура Ивановича к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, Управлению по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания при транспортировке из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми ..., ... и обратно ..., взыскании компенсации за нарушение условий содержания при транспортировке, отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2021 года.

2а-8099/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Громов Артур Иванович
Ответчики
ФСИН России
Управление Конвоирования УФСИН по Республике Коми
УФСИН по Республике Коми
Другие
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.09.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
16.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2021Предварительное судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее