Решение по делу № 2-3365/2021 от 25.10.2021

Дело № 2-3365/2021

УИД 92RS0003-01-2021-005311-23

Категория 2.146

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2021 года                                                                г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания Зоткине И.А. с участием представителя истца – Беличенко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веретешкина Александра Владимировича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Ивашко Раисе Ивановне, Тонофрей Семену Романовичу, Юрину Виктору Владиленовичу об установлении границы земельного участка,

установил:

Веретешкин А.В. обратился в суд с иском, в котором просил установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о поворотных точках земельного участка с кадастровым номером , согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО8

Исковые требования обоснованы тем, что Веретешкин А.В. является собственником указаного земельного участка, который был сформирован в 1993 году, однако границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, что нарушает права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом.

В судебном заседании представитель истца иск поддержала по изложенным доводам.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, письменных возражений на иск не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть део без их участия.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании договора купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> целевое назначение для индивидуального жилищного строительства.

Сведения об указанном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости имеют статус «ранее учтенный».

Из заключения кадастрового инженера ФИО9, которое содержится в материалах межевого плана, подготовленного с целью уточнения границ земельного участка истца, следует, что площадь фактического землепользования принадлежащего истцу участка составляет 1000 кв.м и соответствует сведениям в ЕГРН.

Сведения о границах земельных участков смежных землепользователей уже внесены в ЕГРН и не меняются, в связи с чем интересы смежных землепользователей не затрагиваются при установлении координат характерных точек спорного земельного участка. К спорному земельному участку имеется прямой доступ со стороны земель общего пользования.

С целью уточнения сведений о границах спорного земельного участка кадастровым инженером ФИО8 по заказу истца подготовлен межевой план, истец обратился с заявлением в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об уточнении сведений в государственном кадастре.

По заявлению истца о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН было получено уведомление Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя о неустранении причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета №КУВД-001/2021-28213794/2 от 30.07.2021 года в связи с непредставлением документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности более 15 лет. Указано также, что в осуществлении государственного кадастрового учета будет отказано в случае не устранения указанных замечаний, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

С 01 января 2017 года действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно - правового регулирования.

Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (4.1).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч. 3).

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).

Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч. 2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).

Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.

Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 г. по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».

При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.

Таким образом, представляется возможным установить границу земельного участка истца на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО8, с учетом того, что границы смежных земельных участков внесены в ЕГРН и не меняются при внесений сведений о поворотных точках земельного участка истца, что соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Веретешкина Александра Владимировича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Ивашко Раисе Ивановне, Тонофрей Семену Романовичу, Юрину Виктору Владиленовичу об установлении границы земельного участка удовлетворить.

Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о следующих поворотных точках земельного участка с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 24.12.2021 года.

Председательствующий –

2-3365/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Веретешкин Александр Владимирович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Тонофрей Семен Романович
Ивашко Раиса Ивановна
Юрин Виктор Владиленович
Другие
Беличенко Марина Витальевна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Фисюк Оксана Ивановна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2021Судебное заседание
17.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее