1-инстанция: Леонтьева Н.В.
2-инстанция: Серёжкин А.А., Зорова Е.Е., Харитонова В.А. (докладчик)
УИД 69RS0039-01-2022-002159-14
Дело № 88-21078/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 сентября 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО8
судей ФИО4, ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ <адрес> «Клиническая больница скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству имущественных и земельных отношений <адрес> о понуждении к совершению определенных действий (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-1365/2022),
по кассационной жалобе представителя Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО7 на решение Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, выслушав объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора ФИО6, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
у с т а н о в и л а :
<адрес>, действующий в защиту
прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с
исковыми требованиями к ГБУЗ <адрес> «Клиническая больница
скорой медицинской помощи», Министерству здравоохранения Тверской
области, <адрес>, Министерству финансов Тверской
области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской
области, третьему лицу на стороне ответчика, не заявляющему самостоятельных требований на предмет спора, ГУ МЧС России по <адрес> о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой
<адрес> была проведена проверка соблюдения и
исполнения ГБУЗ <адрес> «Клиническая больница скорой
медицинской помощи» законодательства в сфере защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, в ходе которой были выявлены следующие нарушения
нормативных требований: п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. ст. 1, 2, 6, 9 ФЗ «О
гражданской обороне»; п. 2, п. 14 «Порядка создания убежищ и иных
объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением
Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; п. 3.2.1, п. 3.2.7, п. ДД.ММ.ГГГГ,
п. 3.5.1, п. 3.5.2, п. 3.6, п. 4.1.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 6.2.1 «Правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных
Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенной проверки <адрес>
<адрес> установлено, что ГБУЗ <адрес> «Клинической больницей
скорой медицинской помощи», за которым Распоряжением Министерства
имущественных и земельных отношений <адрес> № от
ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления закреплено защитное сооружение гражданской обороны - нежилое помещение бомбоубежища
площадью 622,7 кв.м, с кадастровым номером: 69:40:0300040:25,
расположенное по адресу: <адрес>, не
обеспечены постоянная готовность помещений данного защитного
сооружения гражданской обороны и оборудования их систем
жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного времени. Этим нарушены права
неопределенного круга лиц в связи с отсутствием возможности
использования указанного защитного сооружения гражданской обороны по
назначению, так как надлежащее содержание защитного сооружения не
производится.
Прокурор просил обязать ГБУЗ <адрес> «Клиническая
больница скорой медицинской помощи», Министерство имущественных и
земельных отношений <адрес> в течение 6 месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по
устранению выявленных нарушений требований Приказа МЧС России от
ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: обеспечить сохранность защитных свойств
бомбоубежища, путем их восстановления; обеспечить необходимые условия
для пребывания укрываемых в бомбоубежище, а именно: восстановить
входы, аварийные выходы, противовзрывные устройства защитно-
герметических и герметических дверей и ставней, герметизацию и
гидроизоляцию указанного сооружения, защитные свойства основных
несущих конструкций, установить герметические, защитно-герметические
двери и ставни; обеспечить поддержание температуры в помещении
бомбоубежища, путем проведения отопления в соответствие с требованиями
проектной документации, устранить влажность, провести водоснабжение,
устранить нарушения канализации и протечки; обеспечить исправность
инженерно-технического оборудования бомбоубежища, привести его в
исправное состояние, а именно: провести герметизацию и гидроизоляцию,
провести системы освещения, электроснабжения, вентиляции и очистки
воздуха, водоснабжения; укомплектовать помещения бомбоубежища
ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми
покрывалами и ящиками с песком; разработать документацию в соответствии
с п. 3.6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: паспорт ЗС ГО
с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и
экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО;
сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим
приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и
находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и
внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список
личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационную
схему систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационную схему водоснабжения и
канализации ЗС ГО; эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО;
инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию ДЭС; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы
ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
схему эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов;
провести техническую оценку состояния бомбоубежища; провести текущий
и капитальный ремонты строительных конструкций и защитных устройств
бомбоубежища; разработать обозначения бомбоубежища в соответствии с
п. 6.2.1 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №; обеспечить постоянную готовность
помещений бомбоубежища и оборудовать системами жизнеобеспечения,
средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки,
специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом
согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении №
Правил. Также прокурор просил обязать Министерство имущественных и
земельных отношений <адрес>, Министерство здравоохранения
<адрес>, ГБУЗ <адрес> «Клиническая больница скорой
медицинской помощи» в пределах полномочий и компетенции каждого
из данных ответчиков осуществить финансирование проведения ГБУЗ
<адрес> «Клиническая больница скорой медицинской помощи»
работ, связанных с устранением нарушений законодательства в сфере
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на объекте, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес>, по восстановлению и обеспечению необходимых
условий для пребывания укрываемых в ЗС ГО, восстановлению входов,
аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и
ставней, герметизации и гидроизоляции указанного сооружения, защитных
свойств основных несущих конструкций, установке герметических, защитно-
герметических дверей и ставней; по обеспечению исправности инженерно-
технического оборудования бомбоубежища, а именно по проведению
отопления в соответствии с требованиями проектной документации,
устранению влажности, проведения водоснабжения, устранения
нарушений канализации и протечки, проведению системы освещения,
электроснабжения, вентиляции и очистки воздуха; по ремонту строительных
конструкций и защитных устройств бомбоубежища, герметических дверей
и ставней; по закупке ручными пенными или углекислотными
огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком
Решением Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Клиническая больница скорой медицинской помощи» возложена обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления данного решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны - нежилого помещения бомбоубежища площадью 622,7 кв.м, с кадастровым номером: 69:40:0300040:25, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем организации производства следующих видов работ:
провести техническую оценку состояния бомбоубежища; провести
текущий и капитальный ремонты строительных конструкций и защитных
устройств бомбоубежища; восстановить входы, аварийные выходы, противовзрывные устройства защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизацию и гидроизоляцию данного сооружения; восстановить защитные свойства основных несущих конструкций; установить герметические, защитно- герметические двери и ставни; обеспечить поддержание температуры в помещении бомбоубежища, путем проведения отопления в соответствии с требованиями проектной документации; устранить влажность; провести водоснабжение; устранить нарушения канализации и протечек; обеспечить исправность инженерно-технического оборудования бомбоубежища путем приведения его в исправное состояние; провести герметизацию и гидроизоляцию; оборудовать систему электрического освещения, электроснабжения; оборудовать систему вентиляции и очистки воздуха; оборудовать систему водоснабжения; укомплектовать помещения бомбоубежища ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком;
разработать документацию, предусмотренную пунктом 3.6 «Правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационную схему системы вентиляции защитного сооружений гражданской обороны; эксплуатационную схему систем водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкцию по использованию средств
индивидуальной защиты; инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкцию по обслуживанию ДЭС; инструкцию о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схему эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов разработать обозначения бомбоубежища в соответствии с пунктом 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ;
обеспечить постоянную готовность помещения бомбоубежища и
оборудовать его системами жизнеобеспечения, средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ.
На Министерство имущественных и земельных отношений Тверской
области возложена обязанность обеспечить финансирование проведения
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской
области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» всех
перечисленных выше работ по обеспечению готовности защитного
сооружения гражданской обороны нежилого помещения бомбоубежища
площадью 622,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, улица
Маршала Конева <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в
условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований
<адрес>, действующим в защиту
прав и законных интересов неопределенного круга лиц отказано. В удовлетворении исковых требований <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения <адрес>, Министерству финансов <адрес>, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменено, дополнена резолютивная часть указанием на необходимость исполнения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Клиническая больница скорой медицинской помощи» и Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> приведенных в решении мероприятий и их финансирования в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО7 просит отменить принятые судебные постановления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность оспариваемых судебных постановлений, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО7
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм процессуального законодательства при принятии судебных постановлений не усматривается.
При рассмотрении дела судами установлено, что <адрес> проведена проверка соблюдения и исполнения ГБУЗ <адрес> «Клиническая больница скорой медицинской помощи» законодательства в сфере зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении защитного сооружения гражданской обороны - нежилого помещения <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения нормативных требований, изложенных в предписании <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном Главному врачу ГБУЗ <адрес> «Клиническая больница скорой медицинской помощи» Шахматову K.Л.: п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. ст. 1, 2, 6, 9 ФЗ «О гражданской обороне»; п. 2, п. 14 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; п. 3.2.1, п. 3.2.7, п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 3.5.1, п. 3.5.2, п. 3.6, п. 4.1.1, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 6.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном предписании <адрес>
предъявлено требование об обеспечении постоянной готовности помещений бомбоубежища и оборудования его систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем устранения выявленных нарушений нормативных требований, а также о рассмотрении данного представления прокурора в месячный срок.
Выявленные нарушения нормативных требований по обеспечению
постоянной готовности помещений спорного бомбоубежища и оборудования его систем жизнеобеспечения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, до настоящего времени ГБУЗ <адрес> «Клиническая больница скорой медицинской помощи» не устранены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 209, 210, 296 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 1, 2 Федерального закона «О гражданской обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ, п. п. 2, 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. п. 1.2, 1.3, 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что больница является бюджетным учреждением, при этом функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени <адрес> осуществляет Министерство здравоохранения <адрес> (учредитель), функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> (п. 2 и п. 18 Устава), в связи с чем пришел к выводу о возложении на ответчиков обязанностей по приведению бомбоубежища в состояние, соответствующее его назначению, по выполнению требований действующего законодательства Российской Федерации и установленным техническим требованиям.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание значимость рассматриваемого вопроса, с учетом того, что ситуация, в которой не обеспечена безопасность людей, должна быть устранена в возможно короткие сроки, пришел к выводу о сокращении срока установленного судом первой инстанции для выполнения мероприятий, указанных в судебном решении, в связи с чем изменил решение суда и установил срок для его исполнения - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Все доводы и доказательства, приводимые в обоснование своей позиции по делу, были предметом оценки суда двух инстанций, обжалуемые судебные акты отвечают требованиям части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, судом также не допущено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Руководствуясь ст.ст. 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
решение Пролетарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи