Дело № 5-154/2022
УИД19RS0004-01-2022-000713-85
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
село Аскиз 12 мая 2022 года
Судья Аскизского районного суда Республики Хакасия Лачинов А.А., изучив дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Малышкиной Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
06.05.2022 в Аскизский районный суд Республики Хакасия поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Малышкиной Е.А.
Согласно протоколу об административном правонарушении 19 РХ № 097945/1087, составленному 26.04.2022 УУП ГУУП и ПДН ОМВД России по Аскизскому району лейтенантом полиции ФИО1., Малышкиной Е.А. инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что 26.04.2022 в 10 час. 25 мин. в магазине «Хороший», расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, с. Аскиз, пер. Коммунальный, д. 2, Малышкина Е.А. в нарушение подп. 2 п. 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 № 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" не исполнила обязанность по ношению гигиенической маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 года № 102 (ред. от 15.04.2022) "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" в границах территории Республики Хакасия режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - режим повышенной готовности, территориальная подсистема) с 13 марта 2020 года по 15 мая 2022 года (п.1).
В подпункте 2 пункта 4 того же Постановления № 102 (ред. от 15.04.2022) на граждан возложена обязанность носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 15.04.2022 № 102 (ред. от 04.05.2022) "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" возложены обязанности на граждан:
- соблюдать требование по ношению гигиенических масок для защиты органов дыхания, установленное постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», в торговых центрах и в общественном транспорте;
- имеющих видимые признаки ОРВИ (повышенная температура, кашель, чихание, выделения из носа), и (или) находившихся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и не подвергнутых изоляции, соблюдать требование по ношению гигиенических масок для защиты органов дыхания, установленное постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом»;
- соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
Таким образом, приведенные выше нормы подпункта 2 пункта 4 указанного Постановления № 102 (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Малышкиной Е.А. к административной ответственности), устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении Малышкиной Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, возбуждено производство по настоящему делу об административном правонарушении, утратили силу.
При этом в рассматриваемом случае протоколом об административном правонарушении, составленным 26.04.2022 в отношении Малышкиной Е.А., не исполнение обязанности по ношению гигиенической маски для защиты органов дыханияпри нахождении в торговом центре и общественном транспорте ему не вменялось, поскольку ей вменено лишь не исполнение обязанности по ношению такой маски в магазине. Также Малышкиной Е.А. не вменялось не исполнение обязанности по ношению гигиенической маски для защиты органов дыхания как имеющей видимые признаки ОРВИ (повышенная температура, кашель, чихание, выделения из носа), и (или) находившейся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и не подвергнутой изоляции.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
В силу ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 этого же Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением, законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
Таким образом, изучив дело об административном правонарушении, судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Малышкиной Е.А., в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, то есть на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29,4, п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Малышкиной Н.А. прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Лачинов