2а-452/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 года г.Спасск-Рязанский
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Линевой Ю.А.,
при секретаре Суворовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Спасского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Спасского района Рязанской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО – Спасский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, в обоснование своих исковых требований указав, что прокуратурой Спасского района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в части соответствия автомобильных дорог на территории Спасского района требованиям ГОСТ, допускающим их эксплуатацию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные, на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения (в частности, сооружения, предназначенные для движения пешеходов), производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (к которым, в частности, относятся светофоры).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установлено, что светофоры Т.7 применяют в случаях, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
В соответствии с пунктом 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м. от начала опасного участка.
В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности администрации МО - Спасский муниципальный район Рязанской области находится автомобильная дорога, проходящая по <адрес>. На указанной дороге имеется участок возле дома №, которая проходит вдоль территории МБОУ «Старокиструсская СОШ».
При проведении проверки состояния автомобильных дорог на маршрутах подвоза детей к образовательным организациям и эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети Спасского района Рязанской области, на предмет соответствия требованиям законодательства, действующего в области обеспечения безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Спасскому району совместно с прокуратурой Спасского района выявлены нарушения требований действующего законодательства: на участке автодороги, расположенном по адресу <адрес>, в нарушение п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют светофоры Т.7, в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 выявлены недостатки в виде отсутствия технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков 1.23 «Дети».
Согласно ч. 2 ст. 12ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из содержания ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного значения.
Таким уполномоченным органом на территории Спасского района Рязанской области является администрация МО - Спасский муниципальный район, действующая на основании Устава Спасского муниципального района, принятого Решением Спасской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, которым на нее возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.
Как указанно выше, автомобильная дорога общего пользования местного значения «а/д по с. Ст. Киструс»; протяженностью 1769 метров в соответствии с Постановлением администрации МО - Спасский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения ФИО2 муниципального района Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» находятся в ведении Спасского муниципального района.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 11 Устава Спасского района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения Спасского муниципального района.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 11 Устава Спасского района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения Спасского муниципального района.
Исходя из вышеизложенного следует, что обязанность по организации нормативного состояния автомобильных дорог: «а/д по с.Ст.Киструс» протяженностью 1769 метров возложена на администрацию МО - Спасский муниципальный район Рязанской области.
В результате проверки установлено, что должностными лицами администрации муниципального образования Спасский муниципальный район не исполняются требования федерального законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении норм законодательства, действующего в сфере безопасности дорожного движения, несоблюдении прав и интересов участников дорожного движения, что является недопустимым.
Согласно положениям статей 18, 46 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием, каждому гарантируется защита его прав.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ определено, что защиту нарушенных прав осуществляет суд.
Из содержания ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Право прокурора на обращение в суд с исковым заявлением регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Указанный в административном иске пешеходный переход расположен вблизи детского учреждения, и отсутствие светофоров может привести к созданию аварийных ситуаций, дорожно-транспортным происшествиям, в том числе, с участием несовершеннолетних детей. Отсутствие светофорных объектов на данном участке дорог нарушает права граждан на безопасные условия движения по названным участкам дорог.
Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, обусловлено в первую очередь необходимостью защитить права и интересы учащихся образовательного учреждения МБОУ «Старокиструсская СОШ», которая находится вблизи данной автомобильной дороги и по которой учащиеся вышеуказанной, организации постоянно осуществляют движение, а также иных участников дорожного движения, к числу которых относятся, и жители Спасского района Рязанской области и другие граждане Российской Федерации, определить и индивидуализировать круг лиц, которых невозможно, поскольку количество граждан постоянно или временно проживающих, а также граждан, пребывающих на территории муниципального образования постоянно меняется.
На основании изложенного, прокурор Спасского района Рязанской области просит признать бездействие администрации МО - Спасский муниципальный район Рязанской области, выразившееся в непринятии мер к содержанию автомобильной дороги, проходящей вдоль образовательного учреждения МБОУ «Старокиструсская СОШ» (<адрес>) незаконным, а также обязать администрацию МО - Спасский муниципальный район Рязанской области привести в нормативное состояние автодорогу, проходящей вдоль образовательного учреждения МБОУ «Старокиструсская СОШ» (<адрес>), а именно установить дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004г, а также светофор Т.7 в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, установить административному ответчику срок в 4 месяца для совершения указанных действий.
В судебное заседание административный истец прокурор Спасского района Рязанской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен судом своевременно и надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался.
Административный ответчик представитель администрации МО – Спасский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением, в котором полностью признал исковые требования административного истца, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и установить срок исполнения решения суда один год.
Суд, в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Согласно ч.3 и ч.5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, учитывая, что представитель административного ответчика признает административный иск в полном объеме, признание иска не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает прав других лиц, суд принимает признание административным ответчиком административного иска и приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Спасского района Рязанской области требований в полном объеме.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения требований истца, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения указанных в иске мероприятий, позицию сторон по данному вопросу, учитывая, что несоответствие объектов улично-дорожной сети требованиям закона влечет нарушение прав граждан, прежде всего, несовершеннолетних, на безопасность их жизни и здоровья в случае участия в дорожном движении, в связи с чем приходит к выводу о необходимости установления ответчику срока для исполнения указанных в решении суда действий в пределах четырехмесяцев.
Также в силу ч.9 ст.227 КАС РФ суд полагает необходимым обязать административного ответчика сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Спасского района Рязанской области в течение десяти дней со дня устранения в полном объеме допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180, 227,293,294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Спасского района Рязанской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования –Спасский муниципальный район Рязанской области, выразившееся в непринятии мер к содержанию автомобильной дороги, проходящей вдоль образовательного учреждения МБОУ «Старокиструсская СОШ».
Обязать администрацию муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области в течение четырех месяцев привести в нормативное состояние автодорогу, проходящую вдоль образовательного учреждения МБОУ «Старокиструсская СОШ» (<адрес>), а именно: установить дорожные знаки 1.23 «Дети» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, а также светофор Т.7 в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
Обязать администрацию муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Спасского района Рязанской области в течение десяти дней со дня устранения в полном объеме допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Ю.А. Линева