Решение по делу № 33-7268/2024 от 07.08.2024

Унцукульский районный суд Республики Дагестан

Судья ФИО4

Номер дела в суде первой инстанции:

УИД: 05RS0-81

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2024 года, дело , г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО15

Судей ФИО12 ФИО16

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан,Э Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> о признании незаконным решение ответчика, включении периодов ее трудовой деятельности в трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО6 на решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО12, выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО7, просившего решение суда отменить, объяснения представителя истца ФИО13, просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - Отделение СФР по РД), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> (далее - Отделение СФР по РД в <адрес>) о признании незаконным решения ответчика от <дата> об отказе в назначении пенсии по старости, включении периодов ее трудовой деятельности в трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости в колхозе имени «Мичурина» <адрес> с <дата> по <дата>.

В обоснование требований указала, что ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого минимального страхового стажа работы. При этом не принят во внимание период ее трудовой деятельности в колхозе, сведения о котором были утрачены по вине руководства колхоза.

Просит суд признать незаконным и отменить решение Отделения СФР по РД в <адрес> от <дата> об отказе в установлении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить периоды трудовой деятельности в трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости в колхозе имени «Мичурина» <адрес> с <дата> по <дата>, назначить страховую пенсию с момента ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии - с <дата>.

Решением Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме, судом постановлено:

«Признать решение Отделения Социального Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости - незаконным.

Обязать Отделение Социального фонда Российской Федерации по Республике Дагестан включить ФИО1, <дата> года рождения, уроженке <адрес> РД, в трудовой стаж период ее трудовой деятельности с <дата> по <дата> в колхозе имени «Мичурина» <адрес>, с назначением страховой пенсии по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД, а именно, с <дата> года».

В апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО6 содержится просьба об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.

Полагает, что у суда отсутствовали основания для включения спорного периода трудовой деятельности ФИО1 в колхозе им. Мичурина.

Для назначения страховой пенсии необходимо наличие трех условий в совокупности, а именно: достижение пенсионного возраста, наличие минимального страхового стажа и необходимого индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). Даже с учетом спорных периодов деятельности ФИО1 не набирает необходимый для назначения пенсии по старости минимальный ИПК (23,4), истица же набирает всего 18,521.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФИО1 ФИО13 просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.

Истец ФИО1 и представитель Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте

рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах своей неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее представителя истца ФИО13, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.

Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).

В разделе II названных правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида

пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от <дата> N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 <дата> обратилась в Отделение СФР по РД в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Отделения СФР по РД в <адрес> от <дата> ФИО1 было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 13-ти летнего стажа. При этом пенсионным органом не зачтен в страховой стаж ФИО1 период ее работы в колхозе им. <адрес> (<дата> ввиду того, что в первичных документах отсутствуют записи о трудовом стаже и заработке заявителя.

В подтверждение своей трудовой деятельности истицей ФИО1 представила суду трудовую книжку серии РОС . Судом первой инстанции установлено, что согласно заявлению ФИО1 была принята членом колхоза имени «Мичурина» <адрес> в качестве колхозника с <дата>.

Решением общего собрания от <дата> ФИО1 освобождена от членства в колхозе им. Мичурина в связи с ликвидацией хозяйства. В трудовой книжке указаны период ее трудовой деятельности в колхозе им.Мичурина, ежегодно выполненный ею минимум трудового участия, а также сумма выплаченной заработной платы, записи о чем внесены на основании книги учета трудового стажа и заработка колхозников.

Из архивной справки администрации МО «<адрес>» от <дата> следует, что в книгах учета трудового стажа и заработка колхозника колхоза имени «Мичурина» <адрес> отсутствуют данные о трудовом стаже ФИО1 за <дата>.г.

Согласно справке администрации МО «сельсовет Игалинский» от <дата> документация колхоза имени «Мичурина» <адрес> согласно показаниям свидетелей, была выброшена в овраг и частично сожжена, а сохранившаяся часть была передана в архив администрации МО «<адрес>».

По ходатайству истца судом первой инстанции допрошены в качестве свидетелей ФИО8 и ФИО9, подтвердившие факт работы ФИО1 в вышеуказанный период.

Так, свидетель ФИО9 суду показал, что с <дата> являлся членом колхоза им.Мичурина и находился в одной комсомольской бригаде с ФИО1, они вместе работали в колхозных садах, собирали урожай.

Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что он является уроженцем и жителем <адрес>,ФИО1 знает с малых лет как свою односельчанку, подтверждает, что ФИО1 работала в колхозе им. Мичурина, поскольку сам в период с 1983 по 1994 год работал в этом колхозе в качестве рабочего, выполнял сезонные работы.

Показания допрошенных свидетелей согласуются с записями в их трудовых книжках, исследованных в судебном заседании, в которых отражены сведения о периодах их работы в колхозе им. Мичурина.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, к тому же предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных

показаний, не имеется, поскольку они согласуются как между собой, так и исследованными письменными доказательствами по делу.

Разрешая исковые требования ФИО1, оценив письменные доказательства и показания свидетелей в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 действительно работала в колхозе имени «Мичурина» <адрес> с <дата> по <дата>, где осуществляла трудовую деятельность,, и возложил на пенсионный орган обязанность включить ФИО1, <дата> года рождения, уроженке <адрес> РД, в трудовой (страховой )стаж период ее трудовой деятельности с <дата> по <дата> в колхозе имени «Мичурина» <адрес>

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 8, 14, 22, 35 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ, статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктам 10, 11, 64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015), и обстоятельствам данного гражданского дела.

Как правильно указано в решении суда, то обстоятельство, что в 1994 году в административном здании колхоза им. <адрес> произошел пожар и все находившееся там имущество и документация были уничтожены, не может служить основанием для умаления пенсионных прав ФИО1

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), включающее право на получение трудовой пенсии. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст.5 5 Конституции РФ ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении либо перерасчете пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (ошибки в заполнении, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника,

при том, что данное обстоятельство установлено при рассмотрении дела в суде, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного ч.1 ст.39 Конституции РФ.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей И настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. Аналогичное правило закреплено в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Вместе с тем решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> в части признания решения Отделения Фонда

пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и в части обязания Отделения Социального фонда Российской Федерации по Республике Дагестан назначить истице страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД - с <дата> не может быть признано законным, поскольку судом первой инстанции при разрешении требований ФИО1 в этой части допущено существенное нарушение норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с <дата>

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о назначении пенсии с момента ее обращения в пенсионный орган, суд первой инстанции не учел, что страховая пенсия по старости назначается при наличии установленных названным законом условий в совокупности: достижение установленного законом возраста; наличие необходимого страхового стажа; наличие установленной законом величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Между тем, с учетом зачтенных в страховой стаж ФИО1 спорных периодов ее трудовой деятельности в колхозе им. <адрес>, индивидуальный пенсионный коэффициент истицы, рассчитанный ответчиком на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции составляет 18, 576, то есть недостаточен для назначения страховой пенсии по старости. Исчисление величины индивидуального пенсионного коэффициента ФИО1 произведено ответчиком с применением пункта 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (наиболее выгодного варианта исчисления).

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным расчетом пенсионного органа, поскольку он основан на материалах пенсионного дела, произведен с соблюдением требований пенсионного законодательства.

По изложенным основаниям решение суда первой инстанции в части признания решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и в части обязания Отделения Социального фонда Российской Федерации по Республике Дагестан назначить истице страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД - с <дата> подлежит отмене с вынесением по делу в отмененной части нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

Решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> в части признания решения Отделения Социального Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и об обязании назначить страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД - с <дата> отменить.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - Отделение СФР по РД), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> (далее - Отделение СФР по РД в <адрес>) о признании решения Отделения Социального Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и об обязании назначить страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 к ОСФР по РД с <дата>, отказать.

В остальной части решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО6 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено <дата>.

Председательствующий: ФИО17

Судьи: ФИО12

ФИО18

Унцукульский районный суд Республики Дагестан

Судья ФИО4

Номер дела в суде первой инстанции:

УИД: 05RS0-81

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2024 года, дело , г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО15

Судей ФИО12 ФИО16

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан,Э Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> о признании незаконным решение ответчика, включении периодов ее трудовой деятельности в трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО6 на решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО12, выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО7, просившего решение суда отменить, объяснения представителя истца ФИО13, просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - Отделение СФР по РД), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> (далее - Отделение СФР по РД в <адрес>) о признании незаконным решения ответчика от <дата> об отказе в назначении пенсии по старости, включении периодов ее трудовой деятельности в трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости в колхозе имени «Мичурина» <адрес> с <дата> по <дата>.

В обоснование требований указала, что ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого минимального страхового стажа работы. При этом не принят во внимание период ее трудовой деятельности в колхозе, сведения о котором были утрачены по вине руководства колхоза.

Просит суд признать незаконным и отменить решение Отделения СФР по РД в <адрес> от <дата> об отказе в установлении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить периоды трудовой деятельности в трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости в колхозе имени «Мичурина» <адрес> с <дата> по <дата>, назначить страховую пенсию с момента ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии - с <дата>.

Решением Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме, судом постановлено:

«Признать решение Отделения Социального Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости - незаконным.

Обязать Отделение Социального фонда Российской Федерации по Республике Дагестан включить ФИО1, <дата> года рождения, уроженке <адрес> РД, в трудовой стаж период ее трудовой деятельности с <дата> по <дата> в колхозе имени «Мичурина» <адрес>, с назначением страховой пенсии по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД, а именно, с <дата> года».

В апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО6 содержится просьба об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.

Полагает, что у суда отсутствовали основания для включения спорного периода трудовой деятельности ФИО1 в колхозе им. Мичурина.

Для назначения страховой пенсии необходимо наличие трех условий в совокупности, а именно: достижение пенсионного возраста, наличие минимального страхового стажа и необходимого индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). Даже с учетом спорных периодов деятельности ФИО1 не набирает необходимый для назначения пенсии по старости минимальный ИПК (23,4), истица же набирает всего 18,521.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФИО1 ФИО13 просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.

Истец ФИО1 и представитель Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте

рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах своей неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее представителя истца ФИО13, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.

Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).

В разделе II названных правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида

пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от <дата> N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 <дата> обратилась в Отделение СФР по РД в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Отделения СФР по РД в <адрес> от <дата> ФИО1 было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 13-ти летнего стажа. При этом пенсионным органом не зачтен в страховой стаж ФИО1 период ее работы в колхозе им. <адрес> (<дата> ввиду того, что в первичных документах отсутствуют записи о трудовом стаже и заработке заявителя.

В подтверждение своей трудовой деятельности истицей ФИО1 представила суду трудовую книжку серии РОС . Судом первой инстанции установлено, что согласно заявлению ФИО1 была принята членом колхоза имени «Мичурина» <адрес> в качестве колхозника с <дата>.

Решением общего собрания от <дата> ФИО1 освобождена от членства в колхозе им. Мичурина в связи с ликвидацией хозяйства. В трудовой книжке указаны период ее трудовой деятельности в колхозе им.Мичурина, ежегодно выполненный ею минимум трудового участия, а также сумма выплаченной заработной платы, записи о чем внесены на основании книги учета трудового стажа и заработка колхозников.

Из архивной справки администрации МО «<адрес>» от <дата> следует, что в книгах учета трудового стажа и заработка колхозника колхоза имени «Мичурина» <адрес> отсутствуют данные о трудовом стаже ФИО1 за <дата>.г.

Согласно справке администрации МО «сельсовет Игалинский» от <дата> документация колхоза имени «Мичурина» <адрес> согласно показаниям свидетелей, была выброшена в овраг и частично сожжена, а сохранившаяся часть была передана в архив администрации МО «<адрес>».

По ходатайству истца судом первой инстанции допрошены в качестве свидетелей ФИО8 и ФИО9, подтвердившие факт работы ФИО1 в вышеуказанный период.

Так, свидетель ФИО9 суду показал, что с <дата> являлся членом колхоза им.Мичурина и находился в одной комсомольской бригаде с ФИО1, они вместе работали в колхозных садах, собирали урожай.

Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что он является уроженцем и жителем <адрес>,ФИО1 знает с малых лет как свою односельчанку, подтверждает, что ФИО1 работала в колхозе им. Мичурина, поскольку сам в период с 1983 по 1994 год работал в этом колхозе в качестве рабочего, выполнял сезонные работы.

Показания допрошенных свидетелей согласуются с записями в их трудовых книжках, исследованных в судебном заседании, в которых отражены сведения о периодах их работы в колхозе им. Мичурина.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, к тому же предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных

показаний, не имеется, поскольку они согласуются как между собой, так и исследованными письменными доказательствами по делу.

Разрешая исковые требования ФИО1, оценив письменные доказательства и показания свидетелей в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 действительно работала в колхозе имени «Мичурина» <адрес> с <дата> по <дата>, где осуществляла трудовую деятельность,, и возложил на пенсионный орган обязанность включить ФИО1, <дата> года рождения, уроженке <адрес> РД, в трудовой (страховой )стаж период ее трудовой деятельности с <дата> по <дата> в колхозе имени «Мичурина» <адрес>

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 8, 14, 22, 35 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ, статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктам 10, 11, 64 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015), и обстоятельствам данного гражданского дела.

Как правильно указано в решении суда, то обстоятельство, что в 1994 году в административном здании колхоза им. <адрес> произошел пожар и все находившееся там имущество и документация были уничтожены, не может служить основанием для умаления пенсионных прав ФИО1

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), включающее право на получение трудовой пенсии. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст.5 5 Конституции РФ ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении либо перерасчете пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (ошибки в заполнении, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника,

при том, что данное обстоятельство установлено при рассмотрении дела в суде, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного ч.1 ст.39 Конституции РФ.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей И настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. Аналогичное правило закреплено в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Вместе с тем решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> в части признания решения Отделения Фонда

пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и в части обязания Отделения Социального фонда Российской Федерации по Республике Дагестан назначить истице страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД - с <дата> не может быть признано законным, поскольку судом первой инстанции при разрешении требований ФИО1 в этой части допущено существенное нарушение норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с <дата>

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о назначении пенсии с момента ее обращения в пенсионный орган, суд первой инстанции не учел, что страховая пенсия по старости назначается при наличии установленных названным законом условий в совокупности: достижение установленного законом возраста; наличие необходимого страхового стажа; наличие установленной законом величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Между тем, с учетом зачтенных в страховой стаж ФИО1 спорных периодов ее трудовой деятельности в колхозе им. <адрес>, индивидуальный пенсионный коэффициент истицы, рассчитанный ответчиком на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции составляет 18, 576, то есть недостаточен для назначения страховой пенсии по старости. Исчисление величины индивидуального пенсионного коэффициента ФИО1 произведено ответчиком с применением пункта 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (наиболее выгодного варианта исчисления).

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным расчетом пенсионного органа, поскольку он основан на материалах пенсионного дела, произведен с соблюдением требований пенсионного законодательства.

По изложенным основаниям решение суда первой инстанции в части признания решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и в части обязания Отделения Социального фонда Российской Федерации по Республике Дагестан назначить истице страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД - с <дата> подлежит отмене с вынесением по делу в отмененной части нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

Решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> в части признания решения Отделения Социального Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и об обязании назначить страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 в ОСФР по РД - с <дата> отменить.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - Отделение СФР по РД), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> (далее - Отделение СФР по РД в <адрес>) о признании решения Отделения Социального Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> об отказе в установлении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным и об обязании назначить страховую пенсию по старости со дня обращения ФИО1 к ОСФР по РД с <дата>, отказать.

В остальной части решение Унцукульского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО6 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено <дата>.

Председательствующий: ФИО17

Судьи: ФИО12

ФИО18

33-7268/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Магомедова Айшат Магомедовна
Ответчики
ОСФР по Республике Дагестан
ОСФР по РД в Гумбетовском районе
Другие
Абдулаев Магомаали Магомедович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
09.08.2024Передача дела судье
11.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
05.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее