Решение по делу № 2-3785/2024 от 13.05.2024

Дело № 2-3785/2024

УИД: 29RS0014-01-2024-004262-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск                             12 сентября 2024 года

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Тучиной Ю.А.

при секретаре Лубовой Н.Н.

с участием представителя ответчика Неуступова К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 77510» к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» о возложении обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 77510» (далее – ФКУ «ВЧ 77510») обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее – ООО «ЭкоИнтегратор», Общество) о возложении обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов. В обоснование иска указало, что 29 октября 2019 года между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и «ЭкоИнтегратор» заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области. Предметом данного соглашения является организация региональным оператором деятельности по обращению с ТКО, а именно: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Архангельской области, являющейся зоной деятельности регионального оператора. Территория муниципального образования Городской округ «Новая Земля» включена в территориальную схему обращения с коммунальными отходами на основании постановления Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-пп, входит в обслуживаемую региональным оператором территорию. Согласно протоколу совещания от 10 августа 2021 года ООО «ЭкоИнтегратор» обязалось выполнить ряд мероприятий, которые не исполнены. Претензия в адрес ответчика об обеспечении вывоза ТКО оставлена без удовлетворения. На основании изложенного, истец просит возложить на ответчика обязанность обеспечить вывоз и утилизацию ТКО с территории муниципального образования «Новая Земля».

В судебном заседании представитель ответчика Неуступов К.М. возражал против удовлетворения иска по доводам, указанным в письменных возражениях.

Представитель истца, представители третьих лиц администрации Городского округа Архангельской области «Новая Земля» (далее – Администрация), Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Министерство направило в адрес суда мнение по иску, в котором полагал, что основания для удовлетворения требований отсутствуют.

Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ).

Пункт 3 ст. 13.3 указанного закона устанавливает, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

В силу п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в Соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - это оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641 (далее - Правила обращения с ТКО).

Как следует из пункта 4 Правил обращения с ТКО, обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой в обращения с ТКО на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

По результатам конкурсного отбора 29 октября 2019 года между Министерством и ООО «Экоинтегратор» заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области (далее - Соглашение).

Согласно п. 3.2 Соглашения, в числе прочего, региональный оператор обязан обеспечить своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, образованных в зоне деятельности Регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Архангельской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, графиком сбора и транспортирования ТКО (пп. 2); осуществлять сбор и транспортирование ТКО из мест (площадок) накопления отходов в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с объемами (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме обращения с отходами (пп. 9); соблюдать график сбора и транспортирования ТКО из мест (площадок) накопления ТКО (пп. 10); обеспечить организацию своей деятельности в соответствии с определенными в п. 35 критериями, в том числе не допускать более чем 50 нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год в отношении более чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора (пп. 35 «а»).

Постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Архангельской области.

Данной схемой на территории МО «ГО «Новая Земля» направление потоков ТКО с 2023 года запланировано на объект перегрузки ТКО, с дальнейшим вывозом отходов на материковую часть Архангельской области (полигон ТКО г. Архангельск, после закрытия полигона на объект «Комплекс обработки, утилизации и захоронения ТКО мощностью 275000 тонн в год, расположенный по адресу: ...»).

На дату рассмотрения спора данный объект перегрузки не создан, что препятствует ООО «ЭкоИнтегратор» оказывать услуги по обращению с ТКО на территории ГО «Новая Земля».

Ближайший объект перегрузки с возможностью временного накопления отходов в ..., предполагаемый к вводу в эксплуатацию согласно территориальной схеме с 2022 года, до настоящего времени не оборудован.

Транспортирование ТКО с ГО «Новая Земля» непосредственно на полигон в г. Архангельск без их временного накопления на объекте перегрузки не входит в предмет соглашения, заключенного ООО «ЭкоИнтегратор», а также в стоимость услуг по соглашению.

Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 8 Закона № 89-ФЗ).

Приведенные положения позволяют суду прийти к выводу о том, что органами местного самоуправления не созданы необходимые условия для оказания услуг на территории ГО «Новая Земля», что, в свою очередь, привело к невозможности ООО «ЭкоИнтегратор» оказать услуги.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов с территории ГО «Новая Земля».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 77510» (ИНН <№>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (ИНН <№>) о возложении обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней со дня окончания разбирательства дела.

Председательствующий                                Ю.А. Тучина

Верно: Судья                                     Ю.А. Тучина

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2024 года

2-3785/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Начальник ФКУ "Войсковая часть 77510"
Ответчики
ООО "ЭкоИнтегратор"
Другие
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО
Администрация МО "Городской округ "Новая Земля"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Тучина Юлия Андреевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
13.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2024Передача материалов судье
13.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.07.2024Предварительное судебное заседание
19.07.2024Предварительное судебное заседание
02.09.2024Предварительное судебное заседание
12.09.2024Судебное заседание
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее