Дело № 2-3785/2024
УИД: 29RS0014-01-2024-004262-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 12 сентября 2024 года
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Тучиной Ю.А.
при секретаре Лубовой Н.Н.
с участием представителя ответчика Неуступова К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 77510» к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» о возложении обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 77510» (далее – ФКУ «ВЧ 77510») обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее – ООО «ЭкоИнтегратор», Общество) о возложении обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов. В обоснование иска указало, что 29 октября 2019 года между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и «ЭкоИнтегратор» заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области. Предметом данного соглашения является организация региональным оператором деятельности по обращению с ТКО, а именно: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Архангельской области, являющейся зоной деятельности регионального оператора. Территория муниципального образования Городской округ «Новая Земля» включена в территориальную схему обращения с коммунальными отходами на основании постановления Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-пп, входит в обслуживаемую региональным оператором территорию. Согласно протоколу совещания от 10 августа 2021 года ООО «ЭкоИнтегратор» обязалось выполнить ряд мероприятий, которые не исполнены. Претензия в адрес ответчика об обеспечении вывоза ТКО оставлена без удовлетворения. На основании изложенного, истец просит возложить на ответчика обязанность обеспечить вывоз и утилизацию ТКО с территории муниципального образования «Новая Земля».
В судебном заседании представитель ответчика Неуступов К.М. возражал против удовлетворения иска по доводам, указанным в письменных возражениях.
Представитель истца, представители третьих лиц администрации Городского округа Архангельской области «Новая Земля» (далее – Администрация), Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Министерство направило в адрес суда мнение по иску, в котором полагал, что основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ).
Пункт 3 ст. 13.3 указанного закона устанавливает, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В силу п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в Соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - это оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641 (далее - Правила обращения с ТКО).
Как следует из пункта 4 Правил обращения с ТКО, обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой в обращения с ТКО на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
По результатам конкурсного отбора 29 октября 2019 года между Министерством и ООО «Экоинтегратор» заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области (далее - Соглашение).
Согласно п. 3.2 Соглашения, в числе прочего, региональный оператор обязан обеспечить своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, образованных в зоне деятельности Регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Архангельской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, графиком сбора и транспортирования ТКО (пп. 2); осуществлять сбор и транспортирование ТКО из мест (площадок) накопления отходов в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с объемами (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме обращения с отходами (пп. 9); соблюдать график сбора и транспортирования ТКО из мест (площадок) накопления ТКО (пп. 10); обеспечить организацию своей деятельности в соответствии с определенными в п. 35 критериями, в том числе не допускать более чем 50 нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год в отношении более чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора (пп. 35 «а»).
Постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года № 144-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Архангельской области.
Данной схемой на территории МО «ГО «Новая Земля» направление потоков ТКО с 2023 года запланировано на объект перегрузки ТКО, с дальнейшим вывозом отходов на материковую часть Архангельской области (полигон ТКО г. Архангельск, после закрытия полигона на объект «Комплекс обработки, утилизации и захоронения ТКО мощностью 275000 тонн в год, расположенный по адресу: ...»).
На дату рассмотрения спора данный объект перегрузки не создан, что препятствует ООО «ЭкоИнтегратор» оказывать услуги по обращению с ТКО на территории ГО «Новая Земля».
Ближайший объект перегрузки с возможностью временного накопления отходов в ..., предполагаемый к вводу в эксплуатацию согласно территориальной схеме с 2022 года, до настоящего времени не оборудован.
Транспортирование ТКО с ГО «Новая Земля» непосредственно на полигон в г. Архангельск без их временного накопления на объекте перегрузки не входит в предмет соглашения, заключенного ООО «ЭкоИнтегратор», а также в стоимость услуг по соглашению.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 8 Закона № 89-ФЗ).
Приведенные положения позволяют суду прийти к выводу о том, что органами местного самоуправления не созданы необходимые условия для оказания услуг на территории ГО «Новая Земля», что, в свою очередь, привело к невозможности ООО «ЭкоИнтегратор» оказать услуги.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов с территории ГО «Новая Земля».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 77510» (ИНН <№>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (ИНН <№>) о возложении обязанности по обеспечению вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней со дня окончания разбирательства дела.
Председательствующий Ю.А. Тучина
Верно: Судья Ю.А. Тучина
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2024 года