Решение по делу № 2-281/2023 (2-5739/2022;) от 16.05.2022

УИД 47RS0011-01-2022-000378-19

Дело № 2-281/2023 23 марта 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Красносельский районный суд города Санкт-Петербурга под председательством судьи Слободянюк Ж.Е.,

    при секретаре Андреевой М.С.,

    рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга к Румянцевой Татьяне Владимировне Карамышеву Константину Александровичу о признании недействительными результатов межевания, исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, восстановлении первоначальных сведений о площади и местоположении границ земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Истец, Комитет) обратился с иском к Румянцевой Т.В., Карамышеву К.А. (далее – Ответчики), в котором просит: признать недействительными результаты межевания в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым № <№>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, <адрес> (далее – Участок); исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) путем исключения недостоверных сведений о местоположении и площади границ Участка; восстановить первоначальные сведения о площади и местоположении границ Участка; истребовать из незаконного владения Румянцевой Т.В. земельный участок общей площадью 483 кв.м, за счет которого произошло незаконное увеличение площади Участка, являющегося собственностью Румянцевой Т.В., прилегающего к Участку, при этом решений о перераспределении границ земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, изменения границ, а также продаже земельного участка Истцом не принималось.

В судебное заседание явилась представитель истца Светлова Е.Н., которая исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчики и их представитель, а также третьи лица – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу и Администрация муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке сторон.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

На основании постановления Мэра Городского сельского совета Ломоносовского района Ленинградской области от 19.10.1992 № 230А земельный участок площадью 2100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен ответчику Карамышеву К.А. в собственность бесплатно для ведения для личного подсобного хозяйства, выдано свидетельство о праве собственности на землю от 15.12.1992. Участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового № <№>.

На основании договора купли-продажи от 12.12.2018, заключенного между ответчиком Карамышевым К.А. и ответчиком Румянцевой Т.В., 20.12.2018 в отношении Участка зарегистрировано право собственности на ответчика Румянцеву Т.В.

Территория, на которой расположен Участок (далее – территория), является территорией Санкт-Петербурга, что также ответчиками не оспаривается.

Описание административных границ между субъектами Российской Федерации – Санкт-Петербургом и Ленинградской областью установлено Соглашением об уточнении границы, подписанным 17.03.2003 Губернатором Ленинградской области, 28.03.2003 Губернатором Санкт-Петербурга и утвержденным постановлениями Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 03.03.2004 № 123 и Законодательного Собрания Ленинградской области от 23.12.2003 № 1326. В соответствии с письмом Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Федерального Собрания Российской Федерации от 15.02.2005 № 3.3-29/48 Соглашение не было утверждено Советом Федерации Федерального Собрания, так как Соглашением не изменялись границы двух субъектов Российской Федерации, а уточнялись. Поскольку Соглашение не требовало утверждения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и вступило в силу с 28.03.2003 (дата подписания Соглашения со стороны Санкт-Петербурга). Как ранее действующим земельным законодательством Российской Федерации, так и действующим в настоящее время передача земельных участков по акту приема-передачи не требуется.

В настоящее время Участку присвоен адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, <адрес> (решение Комитета № 05-26-121112/21-0-1 от 19.01.2022).

В связи с обращениями ООО «ЛКМ» от 01.10.2020 и Карамышевым К.А. от 14.12.2020 по вопросам, связанным с исправлением ошибки в местоположении границ Участка и передачей реестрового дела в филиал Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Комитету стало известно, что в соответствии с постановлением Главы администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 19.06.2009 № 1575 осуществлен государственный кадастровый учет изменений Участка в части уточнения границ и площади с 2100 кв.м на 2583 кв.м.

Однако Постановление от 19.06.2009 в соответствии с которым границы Участка были изменены с 2100 кв.м на 2583 кв.м - увеличены на 483 кв.м за счет земель на Территории Санкт-Петербурга, собственность на которые не разграничена, издано органом местного самоуправления, неуправомоченным с 29.03.2003 на распоряжение земельными участками в границах Территории.

В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98, также как и в соответствии с ранее действующим Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589, Комитет осуществляет управление, распоряжение государственным имуществом, распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту имущественных прав Санкт-Петербурга при ведении дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах, осуществляя полномочия истца, ответчика либо третьего лица.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 43 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

Статья 304 ГК РФ предусматривает, что собственник может требовать устранение всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно подпункта 2 пункта 1, подпункта 4 пункта 3 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.

В силу пункта 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, сносу незаконных возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Согласно части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (часть 4 статьи 11.2 ЗК РФ).

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (часть 8 статьи 11.2 ЗК РФ).

Согласно части 5 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В Санкт-Петербурге, в соответствии с пунктом 3.49 Постановления № 98 таким уполномоченным органом является Комитет.

Вместе с тем, Комитетом не принималось решений о перераспределении границ земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, об изменении границ Участка, а также продаже государственных земель.

Государственная регистрация права собственности на ответчика Карамышева К.А., а затем на ответчика Румянцеву Т.В. на измененный участок за счет присоединенных государственных земель, которые им не передавались и не имеют никакого отношения к участку, переданному ответчику Румянцевой Т.В. в собственность, нарушает права Комитета, как представителя собственника земельного участка, поскольку измененный Участок включает в себя земли, находящиеся в государственной собственности. Изменение границ Участка произведено с нарушением статей 11.2, 11.3, 39.28 ЗК РФ.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Основания полагать, что сведения в ЕГРН содержали техническую ошибку либо ошибка имелась в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН ранее, отсутствуют.

Кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляется, в том числе при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, которой признается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия (статья 61 Закона № 218-ФЗ).

Основания изменения границ и площади Участка, которые были в последующем воспроизведены органом кадастрового учета при внесении изменений в ЕГРН, отсутствовали.

Основания для исправления ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствовали, а произведенные действия по государственному кадастровому учету изменений в сведениях об Участке нарушают имущественные интересы Санкт-Петербурга, поскольку, по сути, вследствие образования Участка было осуществлено выбытие территории из государственной собственности площадью 483 кв.м бесплатно и без согласования с Комитетом, в то время как полномочия по распоряжению присоединенными землями осуществляет Комитет.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Права Комитета - как собственника присоединенных государственных земель, нарушены внесением в ЕГРН сведений об изменении границ, площадей и контуров Участка должны быть защищены путём восстановления в ЕГРН сведений об этом участке, существовавших до государственного кадастрового учета изменений.

Таким образом, надлежащим способом защиты в рассматриваемом случае является предъявление требований об исправлении реестровой ошибки, в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ. Названный способ защиты обеспечит восстановление прав и законных интересов Комитета, а решение суда об исправлении реестровой ошибки будет являться основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН без необходимости предъявления дополнительных требований к регистрирующему органу.

Статьей 4 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости, в качестве которых согласно пункту 23 Порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943, предусмотрены список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат) и иные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).

Доказательств того, что сведения в государственном кадастре недвижимости содержали техническую ошибку, либо ошибка имелась в документах, на основании которых вносились эти сведения, не имеется.

Сведения о наличии реестровой ошибки (кадастровой ошибки) в отношении Участка, как основания для применения процедуры уточнения местоположения границ Участка, отсутствуют.

При этом, по общему правилу, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в ЕГРН сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы ЕГРН, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости не актуальными или подлежащими уточнению.

Помимо несоблюдения требований к основаниям уточнения, при уточнении границ и площади Участка, нарушены правила межевания, поскольку с представителем собственника смежных земель изменение местоположения границ участков не согласовывалось. Произведенные действия по государственному кадастровому учету изменений в сведениях об Участке нарушают имущественные интересы Санкт-Петербурга, поскольку, по сути, направлены на смещение границ земельного участка путем включения в его состав части земель из числа земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми осуществляет Комитет.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Статьей 40 Закона № 221-ФЗ, Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, регламентирован порядок определения и оформления границ объекта землеустройства на местности и их согласование в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (пункты 14.1, 14.3, 14.4).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке (часть 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ).

Требование о согласовании границ с заинтересованными лицами и необходимость их извещения о проведении землеустройства направлены на обеспечение информированности и защиты их интересов.

Изложенное свидетельствует, что в результате внесения изменений в ЕГРН фактически осуществлено распоряжение земельным участком из числа не разграниченных государственных земель. Оснований полагать, что внесение в государственный кадастр недвижимости изменений, связанных с увеличением площади Участка не затрагивает интересы Комитета, как представителя собственника этих земель и может быть произведено без его уведомления, не имелось.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При рассмотрении дела факт нахождения спорного земельного участка во владении ответчиков, последними не оспаривался.

Учитывая изложенное, исковые требования Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым № <№>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, <адрес>

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости путем исключения недостоверных сведений о местоположении и площади границ земельного участка с кадастровым номером № <№>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, <адрес>

Восстановить первоначальные сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым № <№>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, <адрес>

Истребовать из незаконного владения Румянцевой Татьяны Владимировны земельный участок общей площадью 483 кв.м, за счет которого произошло незаконное увеличение площади земельного участка, являющегося его собственностью, прилегающего к земельному участку с кадастровым № <№>, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2023 года.

<...>

<...> <...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

2-281/2023 (2-5739/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Ответчики
Карамышев Константин Александрович
Румянцева Татьяна Владимировна
Другие
Управление Росреестра по Санкт-Петербургу
Царукян Казар Пайлакович
Администрацию МО Ломоносовского муниципального р-на ЛО
пр. истца Светлова Елена Николаевна
Суд
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
ksl.spb.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2022Предварительное судебное заседание
27.09.2022Предварительное судебное заседание
22.11.2022Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.02.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.02.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее