Решение по делу № 2а-373/2020 от 02.06.2020

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

У С Т А Н О В И Л :

    РњРµР¶СЂР°Р№РѕРЅРЅР°СЏ ИФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ Р Рў обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє ФИО1 Рѕ взыскании недоимки РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное Рё медицинское страхование. Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что ФИО1 СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем. Р—Р° административным ответчиком числится задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ фиксированном размере, Р·Р° 2019 РіРѕРґ РІ размере 676 рублей 11 копеек, пени Р·Р° период СЃ 21 февраля РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 2 рубля 10 копеек; РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере, Р·Р° 2019 РіРѕРґ РІ размере 2882 рубля 98 копеек, пени Р·Р° период СЃ 21 февраля РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ размере 8 рублей 94 копейки. ДД.РњРњ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в„– РїРѕ Мамадышскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ Рѕ взыскании СЃ ФИО1 недоимки РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное Рё медицинское страхование. Определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– РїРѕ Мамадышскому судебному району Республики Татарстан РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ отменен РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим РѕС‚ должника возражением. МРИ ФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– РїРѕ <адрес> РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ административного ответчика задолженность РїРѕ страховым взносам Р·Р° 2019 РіРѕРґ всего РІ СЃСѓРјРјРµ 3570 рублей 13 копеек.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РТ», ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РТ.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № по РТ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен по известному суду месту регистрации, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела без его участия не просил.

Представители заинтересованных лиц - ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РТ», ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РТ в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Изучив в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Из материалов дела видно, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем.

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов за 2019 год своевременно исполнена не была, у административного ответчика образовалась задолженность в размере 3559 рублей 09 копеек, в том числе по взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 2882 рубля 98 копеек; по взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год – в размере 676 рублей 11 копеек.

Административному ответчику направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которое в установленный срок не исполнено.

По заявлению налоговой инспекции ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № по Мамадышскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2882 рубля 98 копеек, пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 21 февраля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 рублей 94 копейки, в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 676 рублей 11 копеек, пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 рубля 10 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим от должника возражением вышеуказанный судебный приказ отменен (л.д. 12-13).

В суд с настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, анализ взаимосвязанных положений статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 48 НК РФ, пропущенный срок может быть восстановлен судом на основании заявления налоговой инспекции.

Таким образом, учитывая срок исполнения указанного выше требования и сумму задолженности, Инспекция вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем согласно материалам административного дела №а-315/2019 по заявлению Межрайонной ИФНС России № по РТ о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного статьей 48 НК РФ шестимесячного срока.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Налоговый орган ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд не заявлял, а также не представил доказательств того, что был лишен возможности своевременно обратиться мировому судье в указанные сроки в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные.

Учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, в обоснование уважительности причин пропуска срока налоговый орган какие-либо доводы не приводил и соответствующие доказательства не представил, оснований для удовлетворения требований налогового органа не имеется. Административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЎСѓРґСЊСЏ                    Р“атина Р“.Р .

2а-373/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан
ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан
Васильев М.В.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Татарстан
Суд
Мамадышский районный суд Республики Татарстан
Судья
Гатина Г.Р.
Дело на сайте суда
mamadyshsky.tat.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.06.2020Передача материалов судье
08.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее