Дело №
УИД 26RS0№-75
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
24 мая 2022 года <адрес>
Георгиевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Купцовой С.Н.,
при секретаре ФИО4,
с участием
истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периода службы в армии в страховой стаж, назначении пенсии с даты обращения за ней,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, в котором просит признать уважительной причины пропуска срока подачи искового заявления, восстановлении срока для подачи иска на решение ГУ УПФР по <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение ГУ-УПФР по <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, обязать включить в страховой стаж периоды службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить страховую пенсию со дня подачи заявления о ее назначении, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать выплатить пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по 23.09.2021
В обоснование заявленных требований ФИО3 указал, что ДД.ММ.ГГГГ представителем истца ФИО5 было подано в УПФР заявление о назначении пенсии по старости и приложены паспорт гражданина РФ, трудовая книжка, справка № от ДД.ММ.ГГГГ. Такой способ обращения был вызван тем, что он отбывал наказание в качестве осужденного в ФКУ ИК-3 УФСИН России по СК.
ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органов вынесено решение № об отказе в установлении пенсии истцу, поскольку заявитель подтвердил документами страховой стаж продолжительностью 10 лет 11 месяцев 29 дней, а ИПК составил 9, 710, других документов о стаже не представил, следовательно право на назначение страховой пенсии по старости он не имеет.
Ранее ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 через представителя подавалось заявление о назначении пенсии в ГУ УПФР по <адрес>, также было получено решение об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ.
В сентябре 2021 года после отбытия наказания и возвращения домой истец лично обратился за установлением пенсии в Управление ГУ ОПФР по РД в городе Каспийске. ДД.ММ.ГГГГ Управлением вынесено решение о назначении пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительных документов при подаче заявления он не предоставлял, недостающие коэффициенты были взяты сотрудниками ПФР при зачете периодов прохождения службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на основании записи в трудовой книжке, впоследствии им был представлен военный билет.
Полагает, что ответчик незаконно проигнорировал запись о прохождении истцом службы в армии в трудовой книжке, не обеспечил в порядке межведомственного взаимодействия проверку достоверности сведений, в связи с чем лишил его права на получение гарантированной социальной выплаты.
Его нахождение в местах лишения свободы ставило его в неравные условия с другими гражданами, поскольку ограничивало его права лично обратиться за их реализацией, по указанным причинам им был пропущен срок на обжалование решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Суду показал, что несколько раз обращался в УПФР, но ему в назначении пенсии было отказано. Пояснил, что неграмотен, но в трудовой книжке имеется запись о прохождении службы в армии, в связи с чем полагает, что УПФР должен был направить соответствующий запрос для проверки этой информации. Отбывал наказание в колонии с 2012 года по 2021 год. Обжалуемое решение было им получено в период отбывания наказания. Ранее он его не пытался обжаловать, стал заниматься вопросом назначения пенсии уже после освобождения. Просил суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО6 исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (межрайонное) рассмотрев пакет документов ФИО3, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, представленных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для назначения страховой пенсии по старости согласно статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приняло решение отказать ФИО3 в назначении страховой пенсии по старости по следующим причинам. Право на назначение страховой пенсии по старости согласно ч.1 ст. 8 и ч.1,2 и ч.3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ имеют мужчины достигшие возраста 60 лет при наличии не менее восьми лет страхового стажа и при наличии с ДД.ММ.ГГГГ величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4. В соответствии с пунктом 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения котором устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Для подтверждения периодов работы ФИО3 предоставил трудовую книжку, выданную ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ документы, необходимые для назначения пенсии должны быть представлены не позднее, чем через три месяца со дня обращения за пенсией.
Заявитель подтвердил документами страховой стаж продолжительностью 10 лет 11 месяцев 29 дней, ИПК составил—9,710. Других документов о стаже в установленный законодательством срок ФИО3 не представил.
Кроме того, в материалах отказных дел имеются заявления, согласно которым истец указывает: «военный билет предоставить не могу, так как в армии не служил. Других документов, подтверждающих стаж, не имею».
Таким образом, довод истца о том, что Управление ПФР не сделало запрос о его службе в армии и не разъяснило, какими документами может быть подтвержден стаж, является несостоятельным.
Решение Управление от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, вынесенным в строгом соответствии с законом. Оснований признавать его незаконным не имеется, возвращаться на дату первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии как на дату назначения пенсии не имеется.
При рассмотрения вопроса о восстановлении срока исковой давности само по себе нахождение истца в местах лишения свободы не может быть оценено как уважительная причина пропуска срока. Так, на официальном сайте Георгиевского городского суда имеется информация рассмотрении материалов в отношении истца. Это указывает на то, что истец имел возможность направлять документы в суд.
Кроме того, в трудовой книжке не указан период прохождения службы и воинская часть, в которой служил истец, в связи с чем даже в случае наличия оснований для направления соответствующего запроса, ответчик не смог бы его направить.
Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Установление государственных пенсий, пособий является одной из гарантий социальной защиты в Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. на момент обращения за назначением пенсии, далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч.1,2 и ч.3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ право на назначение страховой пенсии возникает при наличии не менее восьми лет страхового стажа и при наличии с ДД.ММ.ГГГГ величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4.
Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
В статью 8 Закона N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Согласно ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 12 названного Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
На основании ч. 9 ст. 13 Закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 Закона N 400-ФЗ.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Согласно статье 14 ФЗ № при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ № «Об учете» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ № «Об учете» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ № «Об учете» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР по <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости и представил документы, подтверждающие его занятость.
В соответствии с пунктом 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости должны быть приложены документы:
- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность гражданству;
- о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения котором устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; об индивидуальном пенсионном коэффициенте:
- о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности.
Для подтверждения периодов работы ФИО3 предоставил трудовую книжку, выданную ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель подтвердил документами страховой стаж продолжительностью 10 лет 11 месяцев 29 дней, ИПК составил—9,710. Других документов о стаже в установленный законодательством срок ФИО3 не представил, в связи с чем решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия права на ее назначение. Изложенное подтверждается соответствующими материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Решением Управления ОПФР по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
В обоснование своих требований о признании незаконным решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии, истец ссылается на необоснованное не включение с страховой стаж периода службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд соглашается с указанными выводами УПФР в части невключения периодов прохождения службы в Советской Армии по следующим основаниям.
В соответствии с пп. "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил ФИО2 и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при ФИО2, Министерства охраны общественного порядка ФИО2, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел ФИО2, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
На основании абз. 2 подпункта "в" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 в страховой стаж включается (засчитывается), в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 27 указанных Правил предусмотрено, что период прохождения военной службы подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Согласно представленной копии трудовой книжки истца от ДД.ММ.ГГГГ, на первой странице указано – Служба Советской Армии, однако, период ее прохождения и наименование воинской части в указанных графах отсутствуют.
Кроме того, материалы отказного пенсионного дела содержат заявление от ДД.ММ.ГГГГ, поданное от имени истца ФИО3 представителем истца ФИО5, действующей по доверенности, из содержания которого следует, что военный билет истец представить не может, поскольку в армии не служил, других документов, подтверждающих стаж, не имеет.
В материалах отказного пенсионного дела ФИО3 копия военного билета отсутствует, как отсутствует и иные документы, подтверждающие прохождение истцом службы в армии в указанный им период, при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Истец также не оспаривает тот факт, что указанные документы он не предоставлял.
Согласно статье 14 ФЗ № при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № «Об учете») подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно Правил № (ранее п.1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №) основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения содержатся и в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу пункта 2 которых трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Имеющаяся запись в трудовой книжке о прохождении истцом службы в Советской армии при отсутствии указания периода такой службы, а также отсутствие иных надлежащих доказательств в подтверждение прохождения службы в армии в указанный истцом период, с учетом заявления представителя истца о невозможности предоставления военного билета по причине не прохождения службы в армии, свидетельствуют о законности принятого ГУ УПФР по <адрес> СК (межрайонное) решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем основания для возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить страховую пенсию со дня подачи заявления о ее назначении, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязанности выплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Кроме того, суд приходит к выводу об отсутствии у ФИО3 уважительных причин пропуска срока обжалования решения об отказе в назначении пении от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Как следует из материалов дела, причиной обращения истца в суд с иском явилось его несогласие с решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости.
Таким образом, исходя из приведенного выше участие пенсионного органа в рассмотрении данного дела в качестве ответчика обусловлено осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16-КГ20-11-К4, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, срок на обжалование решения УПФР составляет 3 месяца.
Согласно части 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
На основании части 8 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела оспариваемое решение пенсионного органа принято ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, с исковыми требованиями о его оспаривании ФИО3 обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Заявляя о восстановлении срока на обжалование решения УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ истец ссылается на отбывание наказание в местах лишения свободы как на уважительность причины пропуска срока обжалования.
С указанными доводами истца суд согласиться не может, поскольку изначально за реализацией своих прав на назначении пенсии истец обращался, отбывая наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по СК, через представителя, на чьем имя была выдана доверенность. Кроме того, истец не был лишен возможности самостоятельного обжалования оспариваемого решения пенсионного органа, направив жалобу посредством почтового отправления.
Кроме того, согласно представленного отказного пенсионного дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 снова обратился в ГУ УПФР по <адрес> СК (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив тот же пакет документов, что и при обращении ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ УПФР по <адрес> СК (межрайонное) № от 14.09.20167 истцу было отказано в установлении пенсии. Указанное, по мнению суда, также свидетельствует, об осведомленности ФИО3 о принятом ответчиком по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ решении и наличии возможности обжалования его в установленные законом сроки. Само по себе отбывание наказания в местах лишения свободы не является уважительной причиной пропуска процессуального срока обжалования решения ответчика. Иных уважительных причин пропуска истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для восстановления срока на обжалование решения ГУ УПФР по <адрес> СК (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
В силу вышеприведенных положений процессуального законодательства, пропуск срока на обжалование является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления с учетом непредоставления сведений о наличии доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании уважительной причины пропуска срока подачи искового заявления, восстановлении срока для подачи иска на решение ГУ УПФР по <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным решения ГУ-УПФР по <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, обязании включения в страховой стаж периодов службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении страховой пенсии со дня подачи заявления о ее назначении, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании выплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)
Судья С.Н. Купцова