Административное дело № 2а-902/2020
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 28 декабря 2020 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Сивец О.Г.,
при секретаре Топоевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Чертыкову Х.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее по тексту – МИФНС России № 2 по Республике Хакасия) обратилась в суд с административным иском к Чертыкову Х.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты>, мотивируя требования неисполнением налогоплательщиком обязательств по уплате соответствующего налога за ДД.ММ.ГГГГ, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд.
Определением судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия от 10.12.2020 произведено процессуальное правопреемство по административному делу № 2а-902/2020, административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия заменена ее правопреемником – Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.
Административный истец – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия своего представителя для участия в судебном заседании не направил, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени его проведения.
Административный ответчик Чертыков Х.Ю. в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял.
Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п. 1 Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденных приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н, инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. К полномочиям Инспекции в соответствии с п. 6.14 данных Типовых положений отнесено взыскание в установленном порядке недоимки, а также пени, процентов и штрафов по налогам и сборам, предъявление в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков (заявлений) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судом установлено, что МИФНС России № 2 по Республике Хакасия прекратила свою деятельность с 23.11.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, являющегося её правопреемником.
Следовательно, Управление обладает полномочиями по обращению в суд с указанными требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ <данные изъяты>
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что административным истцом в отношении должника Чертыкова Х.Ю. выявлена задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты>, подлежавшая уплате на основании требования № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Срок для оплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
С административным иском в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из оттиска печати на конверте, т.е. с пропуском, предусмотренного законом срока для такого обращения.
При этом административный истец обратился к суду с ходатайством о восстановлении срока для обращения в суд, ссылаясь на то, что спорная задолженность была обнаружена налоговым органом только в 2020 году.
Разрешая данное ходатайство, суд исходит из того, что возможность восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключающими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Кроме того, суд принимает во внимание, что на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Чукотскому автономному округу спорная задолженность была взыскана с Чертыкова Х.Ю. судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Аскизского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, сведений об отмене которого суду не представлено.
Исходя из изложенного, суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с настоящим административным иском к Чертыкову Х.Ю.
В силу ч. 1 ст. 290 КАС РФ решение суда по административному иску о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока для обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, уважительных причин пропуска срока судом не установлено, административному истцу отказано в восстановлении срока обращения в суд с административными исковыми требованиями к Чертыкову Х.Ю., принимая во внимание положения ч. 5 ст. 180 КАС РФ, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Чертыкову Х.Ю. о взыскании задолженности по налогу, пени отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Чертыкову Х.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 11.01.2021.
Председательствующий: