Решение по делу № 2а-956/2020 от 17.11.2020

УИД № 05RS0047-01-2020-003396-66

Дело № 2а-956/2020


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хасавюрт 15 декабря 2020 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Азизова С.А., при секретаре судебного заседания Иманалиевой М.А., с участием помощника прокурора Хасавюртовского района Турабова Т.З., административного истца Атаева Э.А., представителей административных ответчиков – председателя УИК № 1575 Айдемирова М.А. и представителя Собрания депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района Гасайниева Д.З., а также представителя заинтересованного лица – ТИК Хасавюртовского района Хочавова М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Атаева Э.А. к УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и Собранию Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района о признании незаконным решения СД СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ о назначении выборов депутатов СД СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД седьмого созыва,

У С Т А Н О В И Л:

    

Атаев Э.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением и в обоснование заявленного административного иска указал, что он является избирателем (гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом) зарегистрированным в МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД. Также является зарегистрированным кандидатом в депутаты собрания депутатов сельского поселения муниципального образования «село Эндирей» седьмого созыва. ДД.ММ.ГГГГ Собрание Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «Село Эндирей» Хасавюртовского района РД приняло решение о назначении выборов депутатов Собрания Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД седьмого созыва. Данное решение принято с нарушением порядка назначения выборов - процедура принятия данного решения нарушена. В нарушении ст. 18 п.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представительный орган муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД не утвердил новую схему избирательного округа. В нарушении ст.18 п.З. избирательная комиссия муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД не утвердила новую схему избирательного округа. ДД.ММ.ГГГГ (дело № 2а-614/2020) Хасавюртовский районный суд установил - Собранием депутатов муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не было издано решение « Об утверждении схемы многомандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан. Также в ходе вышеуказанного судебного заседания Хасавюртовский районный суд установил - избирательной комиссией муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан в нарушении требований предусмотренных частью 3 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-фз « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не утверждена схема избирательного округа, в течении одного месяца по истечению срока, указанного в пункте 2 статьи 18 указанного закона. При назначении выборов депутатов муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан нарушен порядок назначения выборов - нарушен Федеральный закона от 12 июня 2002 года №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение Собрание Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ о назначении выборов депутатов Собрания Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД седьмого созыва - незаконно. По указанным основаниям истец просит суд решение Собрание Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ о назначении выборов депутатов Собрания Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД седьмого созыва признать незаконным.

В последующем в ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом Атаевым Э.А. были внесены дополнения в основание иска, указав, что также основанием признания решения о назначении выборов от ДД.ММ.ГГГГ является отсутствие в бюджете МО «село Эндирей» финансирования выборов.

В судебном заседании административный истец Атаев Э.А. свой иск поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нём основаниям и при этом пояснил суду, что данное его административное исковое заявление основывается на том, что есть нарушения ФЗ №67. Представительный орган муниципального образования с.Эндирей Хасавюртовского района РД не утвердил новую схему избирательного округа. Избирательная комиссия МО село Эндирей не утвердила новую схему избирательного округа. В его исковом заявлении ДД.ММ.ГГГГ Хасавюртовский районный суд РД установил, что собранием депутатов не было издано решение об утверждении схемы многомандатного избирательного для проведения выборов депутатов МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД. Также в ходе вышеуказанного судебного заседания суд установил, что избирательной комиссией МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД в нарушении требований, предусмотренных ч.3 ст.18 ФЗ от 12.06.2002г. ФЗ не утверждена схема избирательного округа, в течении одного месяца по истечении срока, указанного в п.2 ст.18 указанного закона. Когда это судебное заседание проходило ответчиком были представлены документы, косвенные, касающиеся назначения выборов. Документ об образовании избирательного округа ими не был представлен. <адрес> не был создан, нарушен порядок назначения выборов. Представленный после документ, якобы об образовании избирательного округа, недействительный. Он вступает в силу после того как официально опубликован или обнародован, но он не был обнародован. Доказательств, в предыдущем судебном заседании, об опубликовании данного муниципального правового акта не было представлено. Этот акт не имеет силы. Он ставит под сомнение апелляционное определение Верховного суда РД, которым отменено решение суда от ДД.ММ.ГГГГ и оно им обжаловано, и оно будет на днях рассматриваться в кассационном суде в <адрес>. Также новое решение, принятое по делу о не образовании избирательного округа, не вступило в законную силу, оно им обжаловано в апелляционную инстанцию.

Представитель административного ответчика - председатель УИК № 1575 Айдемиров М.А. в судебном заседании административный иск не признал и просил суд в удовлетворении заявленного требования оказать и пояснил, что имеется решение, избирательный округ был создан, бюджет был утверждён, все бумаги представлены.

Представитель административного ответчика - председатель Собрания депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района Конакбиев Г.А. в судебное заседание не явился, хотя был извещен о дне, месте и времени судебного заседания в связи с чем, судом определено рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика - Собрания депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района Гасайниев Д.З. в судебном заседании административный иск не признал и просил суд в удовлетворении заявленного требования оказать и пояснил, что определены были округа в соответствии с решением. Решение было вынесено в соответствии с законом. Все было проведено в соответствии с законом. Решение было обнародовано в соответствии с уставом муниципального образования, на информационном стенде в здании администрации.

    Представитель заинтересованного лица – председатель ТИК Хасавюртовского района Хочавов М.Б. в судебном заседании административный иск не признал и просил суд в удовлетворении заявленного требования оказать и пояснил, что схема избирательных округов была утверждена в соответствии с законодательством. Округ в <адрес> всегда был один, изменилась система выборов.

Выслушав лиц, участвующих по делу, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска и исследовав материалы дела, суд полагает заявленный административный иск подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, в том числе избирателями (пункты 1, 10).

В силу пунктов 18 и 26 статьи 2 названного Федерального закона избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Приведенной норме соответствует положение пункта 17 и 25 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан».

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

Частью 2 той же статьи установлено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Частью 3 данной статьи указано, что если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

В то же время, часть 7.1 данной статьи предусмотрено, что в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за назначены выборы депутатов Собрания депутатов СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района седьмого созыва на ДД.ММ.ГГГГ

Решением УИК № 1575 от ДД.ММ.ГГГГ за определено, что для проведения выборов депутатов Собрания депутатов СП МО « село Эндирей» Хасавюртовского района применяется единый 15-ти мандатный мажоритарный избирательный округ, утверждена схема избирательного округа согласно приложению.

Решением Хасавюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен административный иск Атаева Э.А. к избирательной комиссии муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан и Собранию Депутатов муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан. Постановлено: «Признать незаконным бездействие Собранию Депутатов муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан выразившегося в не образовании (определении) избирательного округа. Признать незаконным бездействие Избирательной комиссии муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан выразившегося в не образовании (определении) избирательного округа. Обязать Избирательную комиссию муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района Республики Дагестан устранить допущенные нарушения в срок предусмотренный Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указанное решение суда апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РД от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Решением Хасавюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Атаева Э.А. к УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и Собранию Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района о признании незаконным бездействия Собрания Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района выразившиеся в не образовании избирательного округа отказано.

Указанное решение суда административным истцом обжаловано в апелляционном порядке.

    При установленных выше обстоятельствах ссылка административного истца на решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым был удовлетворен его иск, являются не состоятельными, т.к. указанное решение суда было отменено, т.е. преюдициальной силы указанное решение суда не имеет.

Относительно доводов истца об отсутствие в бюджете МО «село Эндирей» Хасавюртовского района финансирования выборов судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Приведенной норме соответствует положение статьи 62 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009года № 50 «О муниципальных выборах в <адрес>».

Судом установлено, что решением Собрания депутатов МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за -VI-СД утвержден бюджет администрации МО «село Эндирей» на 2020 г. и плановым период 2021 и 2022 годов определенный исходя из прогнозируемого объема поступления доходов и получаемых из республиканского бюджета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субвенцией.

Как усматривается из приложений № 1, 2 и 3 к вышеуказанному решению расходы на проведение выборов в указанном бюджете не содержались.

Из решения Собрания депутатов МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за усматривается, что внесены изменения в решение Собрания депутатов МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за «О бюджете муниципального образования «село Эндирей» на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Судом установлено, что решением Собрания депутатов МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за внесены также изменения в приложения и в них внесены расходы на проведение выборов.

Из сметы расходов избирательной комиссии МО на подготовку и проведение выборов СД МО «село Эндирей» усматривается, что на выборы в МО «село Эндирей» заложены расходы в сумме 297 470,00 руб.

    В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

    При установленных выше судом обстоятельствах дела суд приходит к выводу, что административными ответчиками в соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ доказаны доводы о законности своих действий по рассматриваемому предмету спора, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Атаева Э.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Атаева Э.А. к УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и Собранию Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района о признании незаконным решения СД СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД от 22.06.2020 г. о назначении выборов депутатов СД СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района РД седьмого созыва, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий          подпись      С.А.Азизов

2а-956/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Атаев Эдуард Абдуллаевич
Ответчики
Ик МО село Энджирей
Собрание депутатов сп МО село Эндирей
Суд
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Азизов Султан Азизович
Дело на странице суда
hasavjurt-rs.dag.sudrf.ru
17.11.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.11.2020Передача материалов судье
18.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2020Подготовка дела (собеседование)
27.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
20.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее