Дело № 2а-2211/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
судьи: Мальцевой О.А.,
при секретаре Абрамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гончарова Артура Александровича к администрации Центрального района г.Барнаула о признании незаконным постановлений, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что являясь собственником земельных участков по адресам: .... и ...., обратился в администрацию Центрального района г. Барнаула с заявлениями о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участках.
Постановлениями администрации Центрального района г. Барнаула от 06.02.2018 №159 и №163 отказано в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, поскольку земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне скотомогильника, строительство в которой жилой застройки запрещено.
Административный истец полагает, что отказ по указанному основанию является незаконным, поскольку земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства с объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, из публичной кадастровой карты и действующего Генерального плана городского округа – г. Барнаула усматривается, что спорные земельные участки расположены в границах зоны индивидуальной жилой застройки и не включены в границы нормативно определенной санитарно-защитной зоны скотомогильника.
В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконными постановления администрации Центрального района г. Барнаула от 06.02.2018 № и № об отказе в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов по адресам: .... и ...., обязать повторно рассмотреть заявления о выдаче разрешений на строительство.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава администрации Центрального района г. Барнаула Сабына М.Н., Управление ветеринарии Алтайского края.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Центрального района г. Барнаула в судебном заседании административный иск не признал, указал, что спорные земельные участки находятся в границах зоны скотомогильника, на которой исключена возможность индивидуального жилищного строительства.
Представитель заинтересованного лица - комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указывая, что санитарно-защитная зона от скотомогильника до жилых, общественных зданий составляет 1000 метров, ее размещение не противоречит законодательству, действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений.
Административный истец, заинтересованные лица глава администрации Центрального района г.Барнаула, Управление ветеринарии Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Управлением ветеринарии Алтайского края в материалы дела представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано на необоснованность заявленных административным истцом требований.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений (п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации – далее по тексту ГрК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником земельных участков по адресам: .... и ...., кадастровые номера 22:61:050601:3623 и 22:61:050601:3624 соответственно, категория земель: земли населенных пунктов: вид разрешенного использования: в целях индивидуального жилищного строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
30.01.2018 Гончаров А.А. обратился в администрацию Центрального района г.Барнаула с заявлениями о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участках.
К заявлениям были представлены документы в отношении каждого из земельных участков: выписка из ЕГРП, схема планировочной организации земельного участка, градостроительный план земельного участка, постановление о выдаче градостроительного плана.
Постановлениями администрации Центрального района г. Барнаула от 06.02.2018 №159 и №163 Гончарову А.А. отказано в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках по адресам: .... и ...., поскольку указанные земельные участки расположены в санитарно – защитной зоне скотомогильника, в которой размещение жилой застройки запрещено.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Закон N 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сфере градостроительства применяется в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, санитарно-защитная зона скотомогильника составляет 1 000 метров. Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
Постановлением Администрации Алтайского края от 09.04.2015 N 129 утверждены нормативы градостроительного проектирования Алтайского края, п. 8.11 которых предусмотрено, что размер санитарно-защитной зоны скотомогильников следует принимать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, при этом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет: для скотомогильников с захоронением в ямах - 1000 м.
Системный анализ приведенных норм, позволяет сделать вывод, что указание в пункте 5.4 названных Ветеринарно-санитарных правил размера санитарно-защитной зоны скотомогильника носит ориентировочный характер, поскольку таковой определяется с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Из представленной ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник следует, что его площадь составляет 900 кв.м., захоронения производятся с 1970 года.
В силу п. 4 ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Следовательно, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитных зон и их размеров определено требованиями СанПиН, Градостроительного кодекса Российской Федерации и является обязательным.
Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (далее - Правила), являются муниципальным правовым актом города Барнаула, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края и иными правовыми актами с целью создания условий для устойчивого развития территории города Барнаула, сохранения окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила распространяются на все, расположенные на территории города Барнаула земельные участки и объекты капитального строительства, являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статей 58, 59 Правил землепользования карта градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула Алтайского края представляет собой чертеж с отображением границ города Барнаула и границ территориальных зон (приложение 1). Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа - города Барнаула Алтайского края представляет собой чертеж с отображением границ городского округа - города Барнаула, границ территориальных зон и границ зон с особыми условиями использования территории (приложение 2).
Согласно статей 50, 52 Правил землепользования на карте градостроительного зонирования территории выделены следующие виды территориальных зон, в частности Ж4- зона застройки индивидуальными жилыми домами, а также границы территориальных зон с особыми условиями использования территорий в целях определения имеющихся ограничений использования земельных участков. Границы территориальных зон могут не совпадать с границами установленных Правилами территориальных зон. На Карте градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула (приложение 2) отображены зоны с особыми условиями использования территорий (таблица 2) – к числу которых отнесена санитарно-защитная зона.
Из приложенных к административному иску постановлений администрации г. Барнаула следует, что земельные участки сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза «Барнаульский» были включены в границы поселка Центральный г.Барнаула с переводом в категорию земли населенных пунктов, в 2008 году изменено целевое назначение земельных участков «для индивидуального жилищного строительства с объектами социальной и инженерной инфраструктуры».
По запросу суда комитетом по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула представлены в цветном варианте фрагменты карты зон с особыми условиями использования территории городского округа – город Барнаул Правил, карты градостроительного зонирования Правил и Генерального плана городского округа – город Барнаул, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №245.
Судом установлено, что на карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки (приложение 2) земельные участки по адресу .... и ...., включены в границы санитарно-защитной зоны.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (приложение 1) названная территория отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).
На фрагменте Генерального плана спорный земельный участок не включен в границы санитарно-защитной зоны, расположен в границах зоны «индивидуальной застройки с участками».
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы поселений (часть 2 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Таким образом, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Как усматривается из материалов дела, на действующем Генеральном плане спорные участки не включены в границы санитарно-защитной зоны, расположены в границах зоны индивидуальной жилой застройки. Из публичной кадастровой карты усматривается, что в данном районе размещена жилая застройка.
Таким образом, карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки не соответствует Генерального плану в части размещения спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне, что является основанием для вывода о невключении спорного земельного участка в границы санитарно-защитной зоны.
Кроме того, учитывается отсутствие надлежащих доказательств установления границ (координат) санитарно-защитной зоны.
С учетом изложенных обстоятельств отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
При таких обстоятельствах отказ истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке, нарушает права, предусмотренные ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, данные основания судом установлены, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, постановления администрации Центрального района г.Барнаула от 06.02.2018 № и № об отказе Гончарову А.А. в выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домом по адресам: .... и .... подлежат признанию незаконными, на административного ответчика подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче Гончарову А.А. данных разрешений.
Доводы о необходимости руководствоваться решением Алтайского краевого суда по делу по иску Копылова Б.Ф., Виноградовой Н.И. о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа – город Барнаул в части установления санитарно-защитной зоны скотомогильника в п.Центральный, судом не учитываются, поскольку не носят преюдициального значения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемые постановления приняты 06.02.2018, в суд административный истец обратился 16.02.2018, то есть в установленный срок.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск Гончарова Артура Александровича - удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Центрального района г.Барнаула № от 06.02.2018 об отказе в выдаче Гончарову Артуру Александровичу разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу .....
Признать незаконным постановление администрации Центрального района г.Барнаула № от 06.02.2018 об отказе в выдаче Гончарову Артуру Александровичу разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу .....
Возложить на администрацию Центрального района г.Барнаула обязанность повторно рассмотреть заявления Гончарова Артура Александровича о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: .... и .....
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Мальцева