Докладчик Марьенкова А.В. Дело №33-2135/2023 (№2-2223/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 сентября 2023 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Баяновой А.С., Литвиновой Т.Н.,
при помощнике судьи: Волковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макаровского района в интересах Ф.И.О.1 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Пестовой О.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Хантаева К.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,прокурора Сущенко Е.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Макаровского района обратился в суд в интересах Ф.И.О.1 с иском к государственному учреждению – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, которыми Ф.И.О.1, являющийся инвалидом, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации не обеспечен, взыскании компенсации морального вреда.
Определением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Сахалинской области ввиду изменения наименования юридического лица.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области возложена обязанность обеспечить Ф.И.О.1 техническим средством реабилитации: протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии: 2 шт. С отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области в пользу Ф.И.О.1 взыскана компенсация морального вреда в размере 15000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Пестова О.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления. Указывает о нарушении судом первой инстанции норм материального права, необоснованном взыскании компенсации морального вреда. Приводит доводы о наличии у истца права на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации с последующей компенсацией расходов или с использованием электронного сертификата. Указывает, что действующим законодательством внеочередное или первоочередное обеспечение техническими средствами реабилитации не предусмотрено.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Хантаев К.В. настаивает на отмене состоявшегося по делу судебного постановления.
Прокурор Сущенко Е.П. указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Ф.И.О.1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что Ф.И.О.1 является инвалидом 2 группы бессрочно, нуждается в технических средствах реабилитации: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения – 1 шт.; кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) – 1 шт.; протез голени модульный, в том числе при недоразвитии – 2 шт.; обувь на протез – 4 шт.
Из материалов дела следует, что Ф.И.О.1 техническими средствами реабилитации обеспечен частично. До настоящего времени ему не поставлен протез голени модульный, в том числе при недоразвитии – 2 шт.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч.1 ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации) (п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями").
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
При этом обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости – сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости – сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями").
В соответствии с п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" в редакции, действующей с сентября 2021 года, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Установив, что Ф.И.О.1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, а равно как и факт неисполнения ответчиком обязанности, возложенной на него действующим законодательством, суд первой инстанции признал требования обоснованными, удовлетворив их в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не находит правовых оснований для отмены постановленного им решения по доводу апелляционной жалобы о наличии у Ф.И.О.1 права на компенсацию расходов, связанных с приобретением средств реабилитации за счет личных средств либо с использованием электронного сертификата, поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, получение как компенсации, так и электронного сертификата, является правом, а не обязанностью материального истца, тогда как своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации возложено на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
Довод апелляционной жалобы ответчика о праве инвалида на получение денежной компенсации за приобретённые технические средства реабилитации, судебная коллегия находит несостоятельными, так как, исходя из положений ч.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указанное право может быть реализовано в случаях, когда невозможно его обеспечить соответствующими средствами реабилитации, либо в случае самостоятельного приобретения инвалидом рекомендованных программой реабилитации средств.
Доказательств, подтверждающих возникновение у Ф.И.О.1 права на получение денежной компенсации за приобретённые технические средства реабилитации, материалы дела не содержат.
Согласно п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее – направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном в пункте 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Как указано ответчиком в суде первой инстанции, Ф.И.О.1 не обеспечен техническими средствами реабилитации в полном объеме ввиду большого количества нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации. При этом суд первой инстанции обоснованно высказал суждение о том, что данные доводы не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку нормами действующего законодательства обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации не поставлено в зависимость от объемов финансирования или количества нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации.
Являясь субъектом доказательственной деятельности, наделенным равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации), отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области по Сахалинской области в нарушение ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представило относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих факт обеспечения Ф.И.О.1 в полном объеме требуемыми техническими средствами реабилитации, равно как и факт наличия какой-либо очереди из числа указанной категории лиц, претендующих на получение таких технических средств, а потому у судебной коллегии отсутствуют правовые основания считать состоявшееся по делу решение суда в качестве судебного постановления, нарушающего принцип равенства граждан данной категории.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания в пользу Ф.И.О.1 компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями действующего гражданского законодательства, установленным фактом нарушения прав Ф.И.О.1 на гарантированное государством социальное обеспечение и своевременное получение технических средств реабилитации, в которых он нуждается в силу своего физического состояния, и, как следствие, причинения ему морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не находит правовых оснований для отмены постановленного им решения по доводам апелляционной жалобы, поскольку отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Согласно ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1). Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (п.2).
На основании ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
С учетом приведенных норм гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам их применения судебная коллегия приходит к выводу о том, что возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, в связи с чем отсутствие в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает отсутствие у истца права требовать взыскания в его пользу такой денежной компенсации.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации).
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В силу п.1 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившимися в необеспечении истца полагающимися ему техническими средствами реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного ему ответчиком.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм гражданского процессуального права и при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Пестовой О.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Марьенкова А.В.
Судьи: Баянова А.С.
Литвинова Т.Н.