УИД 05RS 0№-84
Гр.<адрес>
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 декабря 2023 года
Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Щейхахмедове Щ.М.,
с участием помощника прокурора <адрес> Мусаева Р.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ОАО «Адам Интрнэшнл» Билалову Султану Гаджикурбановичу, Администрации <адрес> о признании недействительным постановления администрации <адрес> и истребовании земельного участка.
установил:
<адрес> обратился в суд с иском к ОАО «Адам Интрнэшнл», Билалову Султану Гаджикурбановичу, Администрации <адрес> о признании недействительным постановления администрации <адрес> и истребовании земельного участка.
В обоснование своих требований она указала, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка законности регистрации прав собственности на земельные участки и постановки их на кадастровый учет. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за Билаловым С.Г. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10600 кв.м, для строительства лечебно-оздоровительного комплекса по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, кадастровый номер земельного участка 05:40:000002:13 -основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ОАО «Адам Интернэшнл». Первичным документом - основанием государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ за Билаловым С.Г. послужило постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении Билалову С.Г. в собственность земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного комплекса на берегу Каспийского моря в районе «Ногаец-5» Юзбаш-Сулакского коллектора».
Вместе с тем, из ответа ГКУ «ЦГА РД», заверенной копии указа Государственного совета Республики Дагестан и материалов, послуживших основанием его издания следует, что Магомедовой Гезель Абдулзагировне -заведующей муниципальной поликлиникой № <адрес> на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № присвоено почетное звание - Заслуженный врач Республики Дагестан, приложенное к наградному делу Магомедовой Г.А.
Из ответа Управления по делам архивов администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему копии листа из журнала регистрации постановлений главы администрации <адрес> за 2004 год с записью к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Билалову С.Г. предоставлен вышеуказанный земельный участок, а согласно приложенному к ответу Перечню к вышеуказанному постановлению содержатся сведения о представлении Магомедовой Г.А. к присвоению почетного звания «Заслуженный врач РД».
В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Такое решение относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, кадастровый номер земельного участка 05:40:000002:13, администрацией ГОсВД «<адрес>» не принималось.
Следователем следственного отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории № СУ УМВД России по <адрес> по факту завладения земельным участком площадью 10600 кв.м, по подложным документам возбуждено уголовное дело.
Кроме того, порядок предоставления земельного участков под строительство регулировался статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации от
25.10.2001 №-Ф3, который действовал с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции по состоянию на 2004 год предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов, после их постановки на кадастровый учет.
Однако, каких-либо документов о формировании земельного участка Билалову С.Г. и его постановке на кадастровый учет до вынесения постановления не имеется.
Из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что земельный участок Билалову С.Г. предоставлялся в собственность.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлена на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ в редакции действовавшего в тот период).
Такое решение и соответствующие процедуры относительно продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м, не принимались, конкурс или аукционные торги по предоставлению этого земельного участка не проводились.
Кроме того, для решения вопроса предоставления земельного участка в этом порядке должны были проводиться определенные процедуры по формированию земельного участка и его границ, по их установлению на местности, по выяснению разрешенного вида использования участка, по государственному кадастровому учету земельного участка, по проведению торгов (конкурсов, аукционов), по подписанию протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).
Эти обстоятельства, а именно, то, что Билалов С.Г. в установленном порядке с заявлением о предоставлении участка не обращался, его формирование и постановка на кадастровый учет до даты постановления не производились, первичных документов, послуживших основанием для его издания, не имеется, приводят к выводу о том, что данное постановление не было изготовлено в установленном законодательством порядке, то есть постановление является подложным.
Это означает, что земельный участок из владения муниципального образования «<адрес>» не по постановлению, в котором был выражена воля муниципального образования, а по подложному постановлению, составленному неизвестными лицами, помимо воли муниципального образования.
Вышеназванное постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не является актом органа местного самоуправления, изданным в порядке, установленном земельным законодательством для предоставления земельных участков, поэтому, данные постановления не могли служить основанием для государственной регистрации права собственности Билалову С.Г.
С учетом того, что Билалову С.Г. земельный участок в установленном законом порядке не выделялся, основания для возникновения права собственности за ней на земельный участок общей площадью 10600 кв.м, отсутствовали.
Поэтому, запись о государственной регистрации права собственности Билалова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит аннулированию с исключением ее из Единого государственного реестра недвижимости.
Как указано выше, торги по продаже данного земельного участка не проводились, земельный участок значится как предоставленный на основании постановления Администрации <адрес>, что уже само по себе является грубым нарушением правил предоставления земельного участка для строительства из земель муниципальной собственности.
Эти факты прямо указывают на выбытие участка из владения муниципального образования помимо его воли.
Поскольку, земельный участок выбыл из владения муниципального образования помимо его воли на основании подложного постановления, надлежащим способом, восстанавливающим право собственности муниципального образования, является истребование земельного участка из чужого незаконного владения Билалова С.Г., ОАО «Адам Интернэшнл».
О том, что постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является подложным не было известно и то, что оно вынесено с нарушением установленного законом порядка и является подложным прокурору, который обращается в суд в интересах муниципального образования, стало известно в 2023 году в ходе проведенной проверки.
С этого времени срок исковой давности, который составляет три года, не истек.
Удовлетворение требований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения Билалова С.Г., ОАО «Адам Интернэшнл» является основанием для аннулирования регистрации права собственности им на спорные участки.
Согласно ч. 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы третьих лиц (ч. 2 ст. 166 ГК РФ).
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (ч. 4 ст. 166 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих ли, ничтожна.
Следовательно, сделка купли-продажи земельного участка, заключенная между Билаловым С.Г. и ОАО «Адам Интернэшнл» в соответствии с ГК РФ является ничтожной, поскольку указанный земельный участок в установленном порядке в собственность не предоставлялся и право собственности на данный земельный участок зарегистрировано незаконно.
Кроме того, само по себе наличие постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № также не даст прокурору основание считать каждое постановление вынесенным с нарушением закона и прав неопределенного круга лиц, поэтому, он может и не знать и не должен знать о том, что конкретное постановление вынесено с нарушением закона и прав неопределенного круга лиц, о порочности постановления, т.е. о его вынесении с нарушением прав неопределенного круга лиц прокурору может стать известно при проверке, проводиться либо в порядке прокурорского надзора, либо по получении соответствующей информации о незаконности постановления.
С учетом изложенного просит:
Признать незаконным постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении Билалову С.Г. в собственность земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного комплекса на берегу Каспийского моря в районе «Ногаец-5» Юзбаш-Сулакского коллектора».
Признать незаконной и аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности Билалова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м, из незаконного владения Билалова С.Г.
Истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м, из незаконного владения ОАО «Адам Интернэшнл».
Признать незаконной и аннулировать государственную регистрацию права собственности на имя ОАО «Адам Интернэшнл» от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м.
Признать незаконным и аннулировать кадастровый план земельного участка, выданный ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000002:13.
Обязать ОАО «Адам Интернэшнл» привести земельный участок в первоначальное состояние за свой счет в течение месяца со дня принятия решения судом по данному исковому заявлению.
В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> Мусаев Р.К. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаним указанных в исковом заявлении.
Ответчики ОАО «Адам Интрнэшнл», Билалов С.Г., Администрация ГОсВД «<адрес>» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили и не представили возражения.
Третьи лица - Управление Росреестар по РД, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
На основании ст. 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 9, 36 Конституции РФ земля может находиться в частной собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст.ст. 15, 21 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренными законодательством РФ. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного Кодекса РФ, сохраняется. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.
Согласно п. 1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.п.1, 2 ст.25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация права собственности гражданинана земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность (ч.5).
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При зтом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта 1 документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 7 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 268-ФЗ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, за Билаловым С.Г. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10600 кв.м, для строительства лечебно-оздоровительного комплекса по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, кадастровый номер земельного участка 05:40:000002:13 -основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ОАО «Адам Интернэшнл»
Из материалов дела, следует, что <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка законности регистрации прав собственности на земельные участки и постановки их на кадастровый учет выявлено, что ответчиком Билаловым С.Г. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10600 кв.м, для строительства лечебно-оздоровительного комплекса по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, кадастровый номер земельного участка 05:40:000002:13 -основание государственной регистрации перехода (прекращение) права послужил договор купли- продажи, заключенный с ОАО «Адам Интернэшнл».
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании Постановления Главы Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении Билалову С.Г. в собственность земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного комплекса на берегу Каспийского моря в районе «Ногаец-5» Юзбаш-Сулакского коллектора».
Из приложенной к материалам дела из ответа ГКУ «ЦГА РД», заверенной копии указа Государственного совета Республики Дагестан и материалов, послуживших основанием его издания следует, что Магомедовой Гезель Абдулзагировне -заведующей муниципальной поликлиникой № <адрес> на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № присвоено почетное звание - Заслуженный врач Республики Дагестан, приложенное к наградному делу Магомедовой Г.А.
Из ответа Управления по делам архивов администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему копии листа из журнала регистрации постановлений главы администрации <адрес> за 2004 год с записью к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Билалову С.Г. предоставлен вышеуказанный земельный участок, а согласно приложенному к ответу Перечню к вышеуказанному постановлению содержатся сведения о представлении Магомедовой Г.А. к присвоению почетного звания «Заслуженный врач РД».
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу указанных выше правовых норм, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, публичности и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу ч. 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса. Сведений о проведении каких-либо торгов, о наличии постановлений как таковых не имеется в Управлении архитектуры и градостроительства <адрес>, полномочном осуществлять данные действия в тот период.
В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Такое решение относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, кадастровый номер земельного участка 05:40:000002:13, администрацией ГОсВД «<адрес>» не принималось.
Из приложенной к материалам дела копии постановления следователя следственного отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории № СУ УМВД России по <адрес> следует, что по факту завладения земельным участком с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м., по подложным документам возбуждено уголовное дело.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о подложности указанного постановления о выделении и переоформлении земельного участка в собственность Билалова С.Г. в собственность земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного комплекса на берегу Каспийского моря в районе «Ногаец-5» Юзбаш-Сулакского коллектора».
Согласно закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено частью 1 статьи 38 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Между тем в пункте 21 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, было указано, что межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо- геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Пунктом 21 действующих Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, прямо предусмотрено, что для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
С учетом изложенного при образовании земельного участка с кадастровым номером 05:40:000002:13 допущены нарушения нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с установлением границ земельного участка.
Из межевых планов также следует, что они не основаны на соответствующих актах выноса или отвода земельных участков в натуре в землепользование гражданину, что является дополнительным доказательством незаконного осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 42.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", а также п. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при отсутствии необходимых документов уточнение границ земельных участков должно осуществляться по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленным с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.
Согласно п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с п.9 ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Между тем, ответчиком суду не представлены, первичные документы на основании которых земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Между тем, регистрационные записи не порождают право, если отсутствуют законные основания для этого, которые включают в себя комплекс юридических фактов, порождающих право собственности, в противном случае никакого права запись в реестре сама по себе не порождает, а тот, кто указан в реестре по содержательному и буквальному смыслу закона, собственником не является. Государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 132-0).
Из чего следует что ответчиком, незаконно в обход предусмотренного законом порядка произведено кадастровый учет земельного участка, что является нарушением принципа добросовестности участников гражданского оборота, закрепленного в ст. 10 ГК РФ. Так, в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Таким образом, незаконным владением и регистрацией права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушены права и законные интересы муниципального образования ГОсВД «<адрес>». При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 3.3 названного закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Согласно и. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Соответствующее право принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 ГК РФ).
В абзаце 4 пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
На основании изложенного истец вправе требовать признания права собственности ответчика на земельные участки отсутствующим.
В силу абз. 2 п. 52 указанного постановления высших судов № оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Между тем истцом заявлены требования о признании недействительными сделки заключенные между ответчиками.
Рассматриваю указанные требования истца суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло по возмездным сделкам, заключённым не с истцом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции по состоянию на 2004 год предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов, после их постановки на кадастровый учет.
Однако, каких-либо документов о формировании земельного участка Билалову С.Г. и его постановке на кадастровый учет до вынесения постановления не имеется.
Из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что земельный участок Билалову С.Г. предоставлялся в собственность.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлена на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 2 статьи 30 ЗК РФ в редакции действовавшего в тот период).
Такое решение и соответствующие процедуры относительно продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м, не принимались, конкурс или аукционные торги по предоставлению этого земельного участка не проводились.
Кроме того, для решения вопроса предоставления земельного участка в этом порядке должны были проводиться определенные процедуры по формированию земельного участка и его границ, по их установлению на местности, по выяснению разрешенного вида использования участка, по государственному кадастровому учету земельного участка, по проведению торгов (конкурсов, аукционов), по подписанию протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).
Эти обстоятельства, а именно, то, что Билалов С.Г. в установленном порядке с заявлением о предоставлении участка не обращался, его формирование и постановка на кадастровый учет до даты постановления не производились, первичных документов, послуживших основанием для его издания, не имеется, приводят к выводу о том, что данное постановление не было изготовлено в установленном законодательством порядке, то есть постановление является подложным.
Это означает, что земельный участок из владения муниципального образования «<адрес>» не но постановлению, в котором был выражена воля муниципального образования, а по подложному постановлению, составленному неизвестными лицами, помимо воли муниципального образования.В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Исходя из положений п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Согласно статье 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434).
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии с п. 2 ст. 558 Гражданского кодекса РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно положениям статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
<адрес> в иске ссылается на то, что первоначально право собственности возникло у ответчика на основании подложности постановления о выделении земельного участка.
Однако исходя из вышеприведённых положений закона именно на истце лежит обязанность доказать наличие оснований для удовлетворения иска и признания сделок недействительными по признакам ничтожности.
В силу абз. 2 п. 52 указанного постановления высших судов № оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Ответчик не представил суду возражения и доказательства опровергающие доводы искового заявления, в связи с чем, в силу положений статьи 68 ГПК РФ суд вправе обосновать свои выводы объяснениями истца.
Учитывая, что незаконными действиями по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м., и непринятием мер по их аннулированию затрагиваются интересы муниципального образования ГОсВД «<адрес>», в соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении Билалову С.Г. в собственность земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного комплекса на берегу Каспийского моря в районе «Ногаец-5» Юзбаш-Сулакского коллектора».
Признать незаконной и аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности Билалова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м, из незаконного владения Билалова С.Г.
Истребовать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м, из незаконного владения ОАО «Адам Интернэшнл».
Признать незаконной и аннулировать государственную регистрацию права собственности на имя ОАО «Адам Интернэшнл» от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на берегу Каспийского моря, с кадастровым номером 05:40:000002:13, площадью 10600 кв.м.
Признать незаконным и аннулировать кадастровый план земельного участка, выданный ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000002:13.
Обязать ОАО «Адам Интернэшнл» привести земельный участок в первоначальное состояние за свой счет в течение месяца со дня принятия решения судом по данному исковому заявлению.
Ответчик вправе подать в Кировский районный суд <адрес>, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.<адрес>