Судья ФИО10
Дело [номер]
УИД 52RS0[номер]-[номер]
ФИО6 ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело [номер]
[адрес] ФИО9 17 января 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО11,
судей ФИО15, ФИО12,
с участием прокурора ФИО13,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО14,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.ФИО7 к ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, законному представителю несовершеннолетнего ФИО3 - ФИО5, об изъятии жилого помещения путем выкупа, определении выкупной цены жилого помещения, выплате выкупной цены, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
по встречному иску ФИО1 к администрации г.ФИО7 о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. ФИО7 на решение Московского районного суда г. ФИО7 от [дата],
заслушав доклад судьи ФИО15, объяснения ФИО1,
установила:
представитель администрации г.ФИО7 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением администрации г.ФИО7 от 29.12.2014 [номер] многоквартирный [адрес] литера А, находящийся по адресу: [адрес] ФИО9, ул.ФИО4 признан аварийным и подлежащим сносу.
ФИО1, [дата] года рождения, на праве собственности принадлежит комната [номер] в [адрес], и соответствующие им доли в праве с собственности на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул. ФИО4 г.ФИО7.
В целях исполнения указанного постановления администрации города ФИО7, администрация [адрес] города ФИО7 предъявила собственникам помещений требования о сносе дома в срок до [дата].
[дата] Администрацией города ФИО7 принято постановление от [номер] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом [адрес] литера А по улице ФИО4». На основании указанного Постановления администрацией города ФИО7 проведены мероприятия, направленные на заключение с собственниками соглашения о выкупе для муниципальных нужд изымаемых объектов.
Согласно отчету ООО «НОВСИСТЕМ КОНСАЛТ» от [дата] [номер] об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: жилое помещение (с учетом общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом), назначение: жилое помещение общей площадью 9,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] ФИО9, [адрес], ул. ФИО4, [адрес], комн. 1, рыночная стоимость составила 644 200 руб.
[дата] ФИО2 получила отчет об оценке и проект соглашения об изъятии недвижимости, расположенной по адресу: [адрес] ФИО9, ул.ФИО4, [адрес], комн.1. Однако до настоящего времени соглашение о выкупе недвижимого имущества с ответчиками не достигнуто по причине отказа ответчиков в подписании соглашения об изъятии недвижимости.
Представитель истца просил суд: изъять жилое помещение – комнату [номер] в [адрес] долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул.ФИО4 г.ФИО7, принадлежащее на праве собственности ФИО1, для муниципальных нужд; определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение, с учетом убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и земельного участка в размере 644 200 руб.; прекратить право собственности ФИО1 на комнату [номер] в [адрес] долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул.ФИО4 города ФИО7; признать право собственности за муниципальным образованием «[адрес] ФИО9» на комнату [номер], в [адрес] долю в праве общей долевой собственность на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул.ФИО4 города ФИО7; обязать ФИО2 в течении 7 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить администрации города ФИО7 банковские реквизиты для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение; выселить ФИО2 [дата] г.р., ФИО3 [дата] г.р., из изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес] ФИО9, ул. ФИО4, [адрес], комн. [номер]; снять их с регистрационного учета из изымаемого жилого помещения.
Ответчик ФИО2 обратилась в суд со встречным иском к администрации г.ФИО7, в котором просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей в собственность взамен изымаемой комнаты [номер] в [адрес] доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул.ФИО4 г.ФИО7, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, общей площадью не менее 12,8 кв.м., жилой площадью не менее 9,3 кв.м., не относящееся к категории ветхого и аварийного жилого фонда, расположенное на территории города ФИО7.
Решением Московского районного суда г.ФИО7 от [дата] постановлено:
«Иск Администрации города ФИО7 удовлетворить частично.
Встречный иск ФИО1 удовлетворить.
Изъять жилое помещение – комнату [номер] в [адрес] долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул. ФИО4 г.Н.ФИО9, принадлежащее на праве собственности ФИО1 для муниципальных нужд.
Обязать Администрацию города ФИО7 предоставить в собственность ФИО1 взамен изымаемой комнаты [номер] в [адрес] доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул. ФИО4 г.Н.ФИО9, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 12,8 кв. м, жилой площадью не менее 9,3 кв.м., не относящееся к категории ветхого и аварийного жилого фонда, расположенное на территории города ФИО7.
Прекратить право собственности ФИО1 на комнату [номер], в [адрес] долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул. ФИО4 города ФИО7.
Признать право собственности за муниципальным образованием «[адрес] ФИО9» на комнату [номер], в [адрес] долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул. ФИО4 города ФИО7.
Выселить ФИО2 27.12.1991г. рождения, ФИО3 16.10.2019г. рождения из изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес] ФИО9, ул. ФИО4, [адрес], комн. [номер].
Настоящее решение является основанием для снятия с регистрационного учета ФИО2 27.12.1991г. рождения, ФИО3 16.10.2019г. рождения из изымаемого жилого помещения по адресу: [адрес] ФИО9, ул. ФИО4, [адрес], комн. [номер].
В остальной части иска администрации г.Н.ФИО9 к ФИО1 о выплате выкупной стоимости изымаемого жилого помещения отказать.
Решение в части изъятия жилого помещения, прекращения права собственности за ответчиком, признания права собственности за администрацией города, выселении ответчиков и снятии их с регистрационного учета подлежит исполнению после исполнения администрацией города ФИО7 решения в части предоставления ответчику равнозначного благоустроенного жилого помещения».
В апелляционной жалобе представителя администрации г.ФИО7 поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявителем выражается несогласие с выводом суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения взамен изымаемого.
Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 той же статьи).
Частью 10 той же статьи установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В силу части 8 той же статьи, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Федеральный закон №185-ФЗ от [дата] «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 2.1 той же статьи установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации [дата], в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от [дата] №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации [номер] (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ [дата]) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации г.ФИО7 от [дата] [номер] многоквартирный [адрес] литера А, находящийся по адресу: [адрес] ФИО9, ул. ФИО4 признан аварийным и подлежащим сносу. В целях исполнения указанного постановления администрация города ФИО7, администрация [адрес] города ФИО7 предъявила собственникам помещений в [адрес] по ул.ФИО4 требования о сносе дома в срок до [дата].
Собственники помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома.
Администрацией города ФИО7 принято постановление от [дата] [номер] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом [адрес] литера А по улице ФИО4». На основании указанного постановления администрацией города ФИО7 проведены мероприятия, направленные на заключение с собственниками соглашения о выкупе для муниципальных нужд изымаемых объектов.
Установлено, что ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит комната [номер] в [адрес], и соответствующие доли в праве с собственности на общее имущество в многоквартирном [адрес] по ул. ФИО4 г. ФИО7.
В жилом помещении зарегистрированы: ФИО2, и ФИО3, [дата] года рождения.
Согласно отчету ООО «НОВСИСТЕМ КОНСАЛТ» от [дата] [номер] об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: жилое помещение (с учетом общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом), назначение: жилое помещение общей площадью 9,3 кв.м., расположенное по адресу: [адрес] ФИО9, [адрес], ул. ФИО4, [адрес], комн. 1, рыночная стоимость составила 644 200 (шестьсот сорок четыре тысячи двести) рублей.
[дата] ФИО2 получила отчет об оценке и проект соглашения об изъятии недвижимости, расположенной по адресу: [адрес] ФИО9, ул.ФИО4, [адрес], комн.1. Однако до настоящего времени соглашение о выкупе недвижимого имущества с ответчиком не достигнуто по причине отказа ответчика в подписании соглашения об изъятии недвижимости.
Отказавшись от получения выкупа за изымаемое жилое помещение, ответчик просил суд предоставить ей равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилья.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, дав оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно распределив бремя доказывания и применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, учитывая, что жилой дом, где расположено изымаемое жилое помещение, включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда, пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является основанием для предоставления другого равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого.
Данные выводы суда представляются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 55, 56, 59, 60, 67, 71 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе представителя администрации г.ФИО7 не согласна с выводом суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения взамен изымаемого.
Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит их несостоятельными в силу следующего.
Материалами дела подтверждено, что постановлением Правительства ФИО6 [адрес] от [дата] [номер] «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ФИО6 [адрес] на 2019 - 2025 годы», предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах жилых помещений на основании договоров мены, соответственно у собственника жилого помещения имеется право выбора способа возмещения ему стоимости изымаемого жилого помещения, в том числе получение взамен изъятого иного жилого помещения.
Спорный жилой [адрес], по ул.ФИО4 включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации государственной адресной программы, установлен срок его расселения – 2023 год.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда правильно оценено в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 2.1 ст. 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.
Государственной региональной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ФИО6 [адрес] на 2019-2025 годы» было предусмотрено переселение граждан из многоквартирного дома, в котором ФИО1 принадлежит на праве собственности жилое помещение, планируемое к переселению, и в силу вышеназванных разъяснений ВС РФ именно собственнику предоставлено право выбирать способ выбора обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, выводы суда об обязании администрации г.ФИО7 предоставить ФИО1 в собственность благоустроенное жилое помещение в [адрес] ФИО9 общей площадью не менее 12.8 кв.м., взамен изымаемого, признанного аварийным, что соответствует вышеприведенным нормам материального права.
Доводы жалобы администрации г. ФИО7 о том, что истец вправе лишь выкупить изымаемое жилое помещение у собственника основан на неправильном толковании норм материального права и не принимается во внимание, поскольку как указывалось выше, право выбора собственника изымаемого жилого помещения способа реализации своих жилищных прав находится в приоритете, и данный выбор по настоящему делу был сделан ответчиком по первоначальному иску в пользу предоставления ему жилого помещения, что следует из заявленных встречных требований.
Основываясь на материалах дела, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил все значимые по делу обстоятельства, правильно определил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустил нарушений норм процессуального права.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда.
Основания, предусмотренные положениями статьи 330 ГПК РФ для отмены либо изменения оспариваемого решения, по настоящему делу отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Московского районного суда г. ФИО7 от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.ФИО7 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: