Решение по делу № 33-7689/2024 от 01.11.2024

Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-898/2024 (33-7689/2024)

УИД 11RS0020-01-2024-001776-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Костенко Е.Л.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2024 года дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 3 сентября 2024 года.

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., прокурора Захарову Е.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Зубова Н.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК об обеспечении в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу техническим средством реабилитации - аппаратом на всю ногу в количестве 1 шт.

В обоснование иска указано, что Зубов Н.А., является ..., в нарушение требований действующего законодательства не обеспечен техническим средством реабилитации свыше 1 года 8 месяцев.

ОСФР по РК иск не признан.

Судом постановлено решение, которым на ОСФР по РК возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Зубова Н.А. техническим средством реабилитации – аппаратом на всю ногу в количестве 1 шт.

В апелляционной жалобе ОСФР по Республике Коми просит об отмене решения суда.

Прокурор Захарова Е.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными, просила оставить без изменения решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 3 сентября 2024 года.

Участники процесса надлежаще извещены о рассмотрении дела в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Установлено, что Зубов Н.А. является ..., инвалидность установлена истцу с <Дата обезличена> года бессрочно.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Зубов Н.А. нуждается в выдаче ... в количестве 1 шт. с 15 декабря 2022 года бессрочно.

Указанное техническое средство реабилитации включено в федеральный перечень и должно быть предоставлено за счет средств федерального бюджета.

На основании заявления от <Дата обезличена><Номер обезличен> Зубов Н.А. поставлен на учет в ОСФР по Республике Коми по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе аппаратом на всю ногу – 1 шт., рекомендованным ему индивидуальной программой реабилитации инвалида № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции указанным средством реабилитации истец не обеспечен.

Оценив указанные обстоятельства применительно к положениям ст.ст. 9, 10, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к Правилам обеспечения инвалидов ТСР, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ОСФР по РК обязанности обеспечить Зубова Н.А. необходимым средством реабилитации, а именно: аппаратом на всю ногу в количестве 1 шт.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на законе и соответствует обстоятельствам дела. При этом коллегия руководствуется следующими положениями законодательства.

Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с 9 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Вместе с тем, Зубов Н.А. на момент вынесения решения не был обеспечен необходимым средством реабилитации.

Поскольку истец не обеспечен техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных исковых требований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы приведенные выше правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению названных в Перечне технических средств реабилитации. Право выбора способа обеспечения принадлежит непосредственно истцу.

Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к тому, что ОСФР по РК имеет возможность обеспечить нуждающихся лиц техническими средствами реабилитации исходя из объема финансирования, поступающего из бюджета соответствующего уровня, а также с учетом сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, недостаточность финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.

Указанные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность обжалуемого судебного акта, поскольку право инвалида, нуждающегося в государственном обеспечении средствами технической реабилитации, не может быть поставлено в зависимость от объемов финансирования указанных расходов, а также процедуры заключения государственных контрактов, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.

Отсутствие заключенного государственного контракта не должно нарушать гарантированное законом право на обеспечение жизнедеятельности в бытовой и общественной деятельности в целях его социальной адаптации.

С учетом изложенного решение суда является законным.

Каких-либо доводов, способных привести к отмене или изменению решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 3 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 14 ноября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-7689/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Удорского района Республики Коми
Зубов Николай Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного страхования Российской Федерации по Республике Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Архарова Л.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
11.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2024Передано в экспедицию
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее