64RS0044-01-2022-004861-13
Решение
Именем Российской Федерации
18 января 2023 года город Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Хисяметдиновой В.М.,
при секретаре Архипове А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлевой Н. В. к муниципальному учреждению культуры «Городской дом культуры национального творчества» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Яковлева Н.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к муниципальному учреждению культуры «Городской дом культуры национального творчества» (далее по тексту – МУК «ГДКНТ») о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что 20.10.2021 директором
МУК «ГДКНТ» был издан приказ №31-ОД, обязывающий сотрудников пройти принудительную вакцинацию и предоставить сведения об этом до 15.12.2021. Указанный приказ истец полагает незаконным, аморальным, нарушающим неприкосновенность частной жизни. Истец направила руководителю докладную записку с подробным объяснением норм трудового права в совокупности с иными законами Российской Федерации.
Приказом работодателя от 15.12.2021 истец была отстранена от работы на основании ст. 76 ТК РФ в связи с неисполнением приказа работодателя от 20.10.2021 о проведении вакцинации. С 15.12.2021 истцу не выплачивается заработная плата.
Истец указывает, что медицинское вмешательство корреспондирует конституционному праву на свободу и личную неприкосновенность, в том числе и на физическую свободу. Право на отказ от профилактической прививки предоставлено гражданину законом. Сотрудники могут законным образом отстранены от работы работодателем без сохранения заработной платы согласно перечня, который является исчерпывающим и специальности истца (руководителя кружка) в нем нет. Истец указывает, что законных оснований для отстранения ее от работы в связи с отказом от профилактических прививок не имелось. Таким образом, в связи с необоснованным отстранением у ответчика имеется задолженность перед истцом по заработной плате, а также на основании ст. 236 ТК РФ истец указывает о наличии оснований для компенсации за задержку выплаты заработной платы.
Кроме того, истец указывает, что вследствие действий работодателя истцу не оплачены больничные листы, действия ответчика повлекли за собой серьезное ухудшение состояния здоровья истца ввиду недостатка питания, невозможности получения полноценного лечения, невозможности приобретения ортезов на голеностоп. Изложенное повлекло развитие у истца <данные изъяты>. 26.06.2022 истец сломала руку и находилась на больничном.
Уточнив требования, истец просит взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в размере 145080,11 руб. (с учетом компенсации за отпуск 2022 г.) в период с 16.12.2021 по 16.12.2022, компенсацию за невыплату заработной платы за период с 16.12.2021 по 16.12.2022 в размере 25617,93 руб., обязать ответчика производить выплаты по новым реквизитам, взыскать с ответчика в порядке компенсации морального вреда и причиненных физических и нравственных страданий 2000000 руб.
В судебном заседании истец Яковлева Н.В. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Малофеева М.С. возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что Яковлева Н.В. на законных основаниях была отстранена от работы без сохранения заработной платы. Впоследствии после отмены приказа об отстранении Яковлева Н.В. была извещена о необходимости явки на работу, однако на работу не выходила.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Яковлева Н.В. на основании трудового договора от 30.10.2002 с последующими дополнениями к нему, осуществляет трудовую деятельность в МУК «ГДКНТ» в должности руководителя кружка.
МУК «ГДКНТ» является муниципальным бюджетным учреждением, некоммерческой организацией, созданной на основании решения Саратовской городской Думы от 24.02.2000 №42-418 с целью осуществления социально-культурных функций некоммерческого характера. Учредителем бюджетного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, является муниципальное образование «Город Саратов». Функции учредителя учреждения, в части, определенной решениями Саратовской городской Думы, и иными муниципальными правовыми актами от имени администрации муниципального образования «Горд Саратов» осуществляет управление по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитет по управлению имуществом г.Саратова. Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени муниципального образования «Город Саратов» осуществляет уполномоченный представитель собственника – комитет по управлению имуществом г.Саратова в соответствии с действующим законодательством. Для достижения целей своей деятельности Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенным за счет доходов от приносящей доход деятельности. Задачами учреждения являются, в том числе, удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии самодеятельного народного и художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения. Для достижения установленных Уставом целей и задач Учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по созданию и организации работы любительских творческих коллективов, кружков, студий, объединений, клубов по интересам и клубных формирований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 08.10.2021 №10 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Саратовской области в 2021 году» указано обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Саратовской области, с охватом не менее 80% от общей численности контингентов, в том числе, работникам образовательных организаций; работникам организаций социального обслуживания населения, многофункциональных центров оказания населению государственных и муниципальных услуг; работникам организаций в сфере предоставления услуг (в объектах торговли, общественного питания; доставки товаров и продуктов питания, в том числе курьерской; транспорта общего пользования, такси; в организациях, оказывающих услуги связи, включая почтовые; гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, бань, саун, прачечных, химчисток, бассейнов, аквапарков и других услуг, связанных с обслуживанием населения; работникам организаций, оказывающих клининговые услуги, работникам организаций, предоставляющих населению культурно-зрелищные услуги, работникам организаций спортивной сферы, фитнес-центров; работникам клиентских подразделений финансово-кредитных организаций); государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работникам органов государственной власти Саратовской области и подведомственных им организаций, работникам органов местного самоуправления и подведомственных им организаций (п.1). Указано руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям: организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего постановления; в срок до 15.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до 15.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции с охватом в соответствии с планом (п. 7 п.п. 7.1, 7.2).
Согласно п.2 указанного постановления пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».
Приказом от 20.10.2021 №31-ОД «О проведении профилактических прививок» сотрудникам МУК «ГДКНТ» указано предоставить сведения о прохождении вакцинации первым компонентом или сведения о противопоказаниях к прививке в срок до 15.11.2021, вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции в срок до 15.12.2021.
С указанным приказом Яковлева Н.В. ознакомлена 20.10.2021.
Приказом от 15.12.2021 №151-ЛС на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановления Главного государственного санитарного врача по Саратовской области №10 от 08.10.2021; приказа Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» руководитель кружка Яковлева Н.В., не предоставившая сведений о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции и сведений о наличии противопоказаний к прививке, в связи с неисполнением приказа от 20.10.2021 №31-ОД отстранена от работы с 16.12.2021 до улучшения эпидемиологической обстановки или прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции, указано в период отстранения от работы заработную плату работнику не начислять.
С приказом об отстранении от работы Яковлева Н.В. ознакомлена 15.12.2021.
Заявляя о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, истец указывает о незаконности ее отстранения от работы ввиду отказа от прививки.
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, в том числе, работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно ч.2 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются, в том числе соблюдение санитарно-эпидемиологических требований; соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главный государственный санитарный врач при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абзац 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 внесено изменение в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому «коронавирусная инфекция» (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», действовавшим на дату возникновения спорных отношений, к категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 относятся: к приоритету 1-го уровня лица в возрасте 60 лет и старше;взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации (при отсутствии оснований для освобождения от нее, например, таких, как противопоказания) к установленному сроку (например, справки о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, медицинского сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)) работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (пункты 1, 10 Письма Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ, пункт 6 Приложения к Разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора).
В целях разрешения юридически значимых по делу обстоятельств на основании определения Заводского районного суда г.Саратова от 24.10.2022 по делу была назначена судебная бухгалтерская экспертиза, производство которой поручено экспертам
ООО «Приоритет-оценка».
В соответствии с заключением эксперта №10/22-88 от 14.11.2022 и дополнением №1 от 25.11.2022 к заключению размер среднего дневного заработка работника
Яковлевой Н.В. за 12 месяцев, предшествующих дню ее отстранения от работы 16.12.2021, составляет 724,66 руб. за 1 рабочий день без учета индексации с учетом НДФЛ. Согласно п. 16 Положения №922 индексация среднего дневного заработка истца будет производиться в следующем порядке – повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период. Коэффициент индексации с 16.12.2021 по 28.06.2022 составляет 1,036, с 29.06.2022 по 13.07.2022 составляет 1,1001.
Экспертом приведены варианты расчета размера недополученной Яковлевой Н.В. заработной платы при законности либо незаконности отстранения ее от работы. Так, в случае законности отстранения размер неполученной заработной платы за период с 16.12.2021 по 31.10.2022 составляет 8134 руб., при незаконности отстранения –
41967,22 руб., при этом ответчик обязан скорректировать сведения о закрытии электронного листа нетрудоспособности и передать в Фонд Социального Страхования сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия Яковлевой Н.В. При оплате листов нетрудоспособности Яковлевой Н.В. за период с 16.12.2021 по 12.04.2022 за счет МУК «ГДКНТ» в полном объеме при незаконности отстранения размер неполученной заработной платы за период с 16.12.2021 по 31.10.2022 составляет 61786 руб.
В случае законности отстранения размер компенсации за задержку выплаты заработной платы Яковлевой Н.В. за период с 16.12.2021 по 31.10.2022 составляет
1182,42 руб. В случае незаконности отстранения и оплате листов нетрудоспособности Яковлевой Н.В. за период с 16.12.2021 по 12.04.2022 за счет Фонда социального страхования размер компенсации за задержку выплаты заработной платы Яковлевой Н.В. за период с 16.12.2021 по 31.10.2022 составляет 7001,64 руб. В случае незаконности отстранения и оплате листов нетрудоспособности Яковлевой Н.В. за период с 16.12.2021 по 12.04.2022 за счет работодателя размер компенсации за задержку выплаты заработной платы Яковлевой Н.В. за период с 16.12.2021 по 31.10.2022 составляет 11009,32 руб.
Оснований ставить под сомнение выводы, изложенные в заключении эксперта с учетом его дополнения, не имеется, поскольку оно достаточно аргументировано, научно обоснованно, выполнено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ, квалифицированным экспертом, выводы обоснованно и полно раскрывают ответ на поставленные вопросы. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В судебном заседании эксперт Каманова Т.П. поддержала выводы экспертного заключения с учетом дополнения, указав, что в связи с технической неточностью ввиду наличия на территории Саратовской области выходного дня Радоница, подготовлено дополнительное заключение с учетом исключения указанного дня из расчета заработной платы, подлежащей выплате Яковлевой Н.В.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Яковлева Н.В. сведений о вакцинации от новой коронавирусной инфекции либо о наличии противопоказаний к прививке работодателю не предоставляла.
Учитывая вышеизложенные нормы, а также то, что трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом людей, носила риск распространения новой коронавирусной инфекцией, истец была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции с указанием сроков прохождения вакцинации либо о противопоказаниях к прививке, суд приходит к выводу о правомерности отстранения Яковлевой Н.В. от работы ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения.
Вопреки доводам истца в данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям (в виде мотивированного постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принято Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ и Федеральным законом №157-ФЗ и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя и с учетом трудовой функции работника.
Судом учитывается, что предусмотренная обязательная вакцинация введена в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения и продиктована необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимых целей, соответствует принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата.
Ввиду изложенного доводы истца о незаконности отстранения от работы, неоплаты больничных листов за период до 13.04.2022 суд признает необоснованными.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 12.04.2022 № 3, вступившим в силу 13.04.2022, постановление главного государственного санитарного врача Саратовской области от 08.10.2021 № 10 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Саратовской области в 2021 году» признано утратившим силу.
09.06.2022 ответчиком издан приказ о признании утратившим силу с 13.04.2022 приказа №151-ЛС от 15.12.2021 об отстранении от работы Яковлевой Н.В., допуске ее к работе с 11.06.2022 и возмещении истцу неполученного заработка за период с 13.04.2022 по 10.06.2022.
Из материалов дела следует, что 06.07.2022 Яковлевой Н.В. была перечислена заработная плата за период с 13.04.2022 по 10.06.2022 в размере 25519,10 руб.
С учетом выводов суда о законности отстранения от работы истца, заключения судебной экспертизы, при которой размер заработной платы Яковлевой Н.В. за период с 13.04.2022 по 10.06.2022 при законности отстранения не превышает выплаченной истцу ответчиком суммы за указанный период, суд не находит оснований для взыскания с ответчика заработной платы за период с 16.12.2021 по 10.06.2022.
Между тем суд принимает во внимание, что несмотря на признание утратившим с 13.04.2022 постановления главного государственного санитарного врача Саратовской области от 08.10.2021 № 10 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям отдельным категориям (группам) граждан Саратовской области в 2021 году», работодателем приказ о допуске Яковлевой Н.В. до работы издан только 09.06.2022, уведомление о допуске до работы получено истцом только 13.07.2022 (т.1 л.д. 77). Уведомление о допуске истца до работы подписано заместителем директора по персоналу Ульяновой А.А., наделенной в соответствии с приказом работодателя от 02.10.2017 №33-ОД правом подписи и визирования уведомлений о вызове работников в отдел кадров.
Доводы ответчика об уведомлении истца о допуске до работы ранее посредством телефонных переговоров объективно не подтверждены.
Таким образом, невыплату заработной платы Яковлевой Н.В. за период, в который она не осуществляла трудовую деятельность по причине неуведомления ее работодателем о допуске к работе, нельзя признать обоснованной.
Исходя из материалов дела – расчетных листков по выплате заработной платы, выписок из списка перечисления заработной платы, сведений ГУ – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, за период с июня 2022 года по 14.09.2022 Отделением Фонда выплачены пособия по временной нетрудоспособности: за период с 02.07.2022 по 22.07.2022 в сумме 9177,72 руб.; за период с 23.07.2022 по 12.08.2022 в сумме 9176,72 руб., с 18.08.2022 по 26.08.2022 в сумме 3933,88 руб., с 27.08.2022 по 29.08.2022 в сумме 1310,96 руб., с 02.09.2022 по 14.09.2022 в сумме
5759,90 руб. Работодателем МУК «ГДКНТ» Яковлевой Н.В. оплачены больничные листы с 29.06.2022 по 30.06.2022, 01.07.2022, с 15.08.2022 по 17.08.2022, с 30.08.2022 по 01.09.2022. Таким образом, с 29.06.2022 Яковлева Н.В. на работу не выходила в связи с временной нетрудоспособностью, периоды которой ей оплачивались в соответствующие периоды работодателем, а также Фондом социального страхования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности по заработной плате за период с 11.06.2022 по 28.06.2022 в размере 8258,25 руб. исходя из расчета 724,66 руб. (средний дневной заработок)*1,036(коэффициент)*11 (количество рабочих дней).
В дальнейшем, с 29.06.2022 Яковлевой Н.В. оплачивались периоды временной нетрудоспособности. 13.07.2022 истец была уведомлена о допуске к работе. Сторонами в судебном заседании не оспаривается, что Яковлева Н.В. после 13.07.2022 (не в периоды нетрудоспособности) к работе не приступила. При этом на указанную дату истцу была выплачена задолженность по заработной плате за период с 13.04.2022 по 10.06.2022, о приостановлении работы истец ответчика не уведомляла. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика вопреки доводам истца задолженности по заработной плате с 29.06.2022 по 16.12.2022.
20.10.2022 истцу ответчиком выплачена компенсация за задержку выплаты заработной платы в сумме 721,70 руб. в соответствии с приказом от 19.10.2022 №53-ОД.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Положения ст. 236 ТК РФ устанавливают материальную ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований Яковлевой Н.В. о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат у суда не имеется.
Требования истца об обязании ответчика производить выплаты по новым реквизитам суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку материалами дела подтверждается, что заработная плата истцу ответчиком перечисляется по имеющимся у работодателя реквизитам, обстоятельств неполучения начисленных заработной платы либо иных выплат ввиду некорректности реквизитов не установлено, со стороны ответчика прав истца не допущено в указанной части. При этом истец вправе обратиться с соответствующим заявлением к работодателю. Таким образом, в данной части права истца, требующие судебной защиты, не затронуты.
Обсуждая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 ТК РФ).
Согласно п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, причиненных в связи с несвоевременным допуском к работе, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы за период с 13.04.2022 по 10.06.2022, невыплатой заработной платы за период с 11.06.2022 по 28.06.2022, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., удовлетворив частично исковые требования истца. Суд полагает, что указанная компенсация морального вреда является разумной и справедливой с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, степени и длительности нарушения трудовых прав истца, способствует восстановлению нарушенных прав истца, отвечает признакам справедливого вознаграждения за перенесенные нравственные страдания.
Виновные действия ответчика, повлекшие ухудшения состояния здоровья истца и возникновение у нее заболевания в рамках рассмотрения настоящего спора о взыскании заработной платы в ходе судебного разбирательства не установлены.
Согласно сообщению ООО «Приоритет-оценка» просит распределить судебные расходы по производству судебной экспертизы в размере 50000 руб.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, подлежат оплате стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
Материально-правовые требования истца по данному спору удовлетворены судом на 4,83%, в связи с чем расходы по производству судебной экспертизы в сумме 2415 руб. подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации, работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.
Согласно пп. 20.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» судебный департамент финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что расходы по производству судебной экспертизы в размере 47585 руб. подлежат возмещению Управлением Судебного департамента в Саратовской области.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец от уплаты государственной пошлины был освобожден на основании подп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, с ответчика в соответствии с п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 700 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Яковлевой Н. В. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального учреждения культуры «Городской дом культуры национального творчества» (ОГРН 1026402497340) в пользу Яковлевой Н. В. (ИНН <№>) задолженность по заработной плате за период с
11 июня 2022 года по 28 июня 2022 года в размере 8258 руб. 25 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с муниципального учреждения культуры «Городской дом культуры национального творчества» в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 700 руб.
Взыскать с муниципального учреждения культуры «Городской дом культуры национального творчества» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Приоритет-оценка» расходы по производству судебной экспертизы в размере 2415 руб.
Взыскать с Управления Судебного департамента в Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Приоритет-оценка» расходы по производству судебной экспертизы в размере 47585 руб.
Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2023 года.
Судья В.М. Хисяметдинова