Решение по делу № 2-3092/2017 от 02.10.2017

       Дело № 2-3092/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017 г.                                                        г. Уфа

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.В.,

при секретаре Ишбаевой Н.Х.,

с участием представителя истца Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Лаптевой Н.В., действующего по доверенности от 9.01.2017 г., представителей ответчика Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. - Шаймардановой Э.С., Ханнанова М.Р., действующих по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район РБ к Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне о признании сделки недействительной, по встречному иску Абдуллиной Р.М., Ялаловой Л.Ш., Абдуллиной З.З. к администрации сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район РБ о признании права общей долевой собственности на земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район РБ обратилась в суд с иском к Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне о признании сделки недействительной, по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением главы сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. за был изъят в собственность сельского поселения земельный участок площадью 57758 кв.м., кадастровый , адрес: РБ, <адрес>, <данные изъяты>, принадлежавший на праве долевой собственности Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне.

На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение, в соответствии с которым взамен изъятого земельного участка Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне в долевую, собственность были предоставлены земельный участок площадью 49426 кв.м., кадастровый , адрес: РБ, <адрес>, с<данные изъяты>, <адрес>, и земельный участок площадью 8300 кв.м., кадастровый , адрес: РБ, <адрес>, с<данные изъяты>, <адрес>, принадлежавшие на праве собственности сельскому поселению Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Соглашение удостоверено ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа город Уфа Республики Башкортостан Хилаевой Э.А., реестровый , ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация в Управлении Росреестра по РБ.

Вместе с тем соглашение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, подлежит признанию недействительным с применением последствий недействительности сделки.

Так, в соответствии с п. 11 оспариваемого соглашения сторонами согласована стоимость земельного участка площадью 49426 кв.м., кадастровый , в размере 32374030 рублей и земельного участка площадью 8300 кв.м., кадастровый , в размере 5436500 рублей.

Указанная стоимость определена в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ИП Валитовой Г.З. по заказу ответчиков.

В связи с получением представления прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ для устранения допущенных нарушений Администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан заказана повторная оценка земельных участков.

В соответствии с отчетами оценки №-Н, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выполненными ООО «Аудит-Оценка», определена рыночная стоимость земельных участков, которая для участка площадью 49426 кв.м., кадастровый , составила 34195000 рублей, для участка площадью 8300 кв.м., кадастровый , составила 5932000 рублей, что превышает стоимость, согласованную сторонами соглашения на 2316470 рублей.

Таким образом, по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне предоставлены земельные участки, стоимость которых превышает стоимость изъятого земельного участка на 2316470 рублей, что не соответствует принципу равноценности, предусмотренному ст.281 ГК РФ.

О том, что стоимость предоставленных земельных участков значительно занижена при их оценке Администрация сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не знала и знать не могла, т.к. отчет о рыночной стоимости не заказывала, что подтверждается представлением прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ .

Стоимость возмещения в связи с изъятием земельного участка по смыслу ст. 281 ГК РФ предполагается существенным условием соглашения, при этом, очевидно, что при наличии информации о более высокой стоимости предоставленных участков соглашение на приведенных в нем условиях не было бы заключено, что в соответствии со ст. 178 ГК РФ является основанием для признания его недействительным.

На основании изложенного истец просил признать недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа <адрес> Республики Башкортостан Хилаевой Э.А., реестровый , зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра по РБ, и применить последствия недействительной сделки.

Абдуллина Р.М., Ялалова Л.Ш., Абдуллина З.З. обратились со встречным иском, где указали следующее.

Главой сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ издано постановление за об изъятии земельного участка, кадастровый номером 02:47:060601:587, площадь 57758 кв.м., адрес: РБ, <адрес>, с/с Зубовский, <адрес>, кв-л Зубово-Лайф 2. По смыслу указанного постановления земельный участок изымается для муниципальных нужд сельского поселения связанных со строительством дорог и инженерных сетей, размещение которых в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории предусмотрено на изымаемом земельном участке. Постановление опубликовано в газете «Уфимские нивы» от ДД.ММ.ГГГГ (11338).

Постановлением за от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан утверждены проект планировки территории и проект межевания территории, где расположен изъятый земельный участок. Таким образом, постановление от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка, кадастровый номером 02:47:060601:587, площадь 57758 кв.м., адрес: РБ, <адрес>, с/с Зубовский, <адрес>, кв-л Зубово-Лайф 2, издано в пределах трехгодичного срока после утверждения проекта планировки территории, что согласуется с ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, регламентирующей срок для принятия решения об изъятии земельных участков, обуславливаемый датой утверждения проекта планировки территории.

Решение об изъятии земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за принято уполномоченным на это органом местного самоуправления, в пределах компетенции и полномочий, а также в сроки, установленные законом. Указанное решение никем не оспорено, не признано не действующим, подлежит исполнению.

Постановление главы сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ от фактически исполнено, право долевой собственности Абдуллиной Раисы Масгутовны, Ялаловой Лилии Шарифзяновны, Абдуллиной Зиляры Зинфиловны на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 57758 кв.м. прекращено, что подтверждается выпиской из ЕГРП, а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ , полученной с официального сайта Росреестра, согласно которой право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 57758 кв.м., принадлежит сельскому поселению Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на праве собственности, которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за , что сопоставляется с отметкой Управления Росреестра по РБ на соглашении от ДД.ММ.ГГГГ.

До заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость изымаемого земельного участка и предоставляемых взамен земельных участков определена в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании отчета об определении рыночной стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ИП Валитовой Г.З., согласно которому стоимость земельного участка площадью 49426 кв.м. с кадастровым номером 02:47:060601:625 определена в размере 32374030 рублей, стоимость земельного участка площадью 8300 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 5436500 рублей, стоимость земельного участка площадью 57758 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 37831490 рублей, что нашло свое отражение в соглашении (п.п. 11, 14).

В обоснование заявленных требований администрация сельского поселения указывает на заблуждение относительно стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, площадь 49426 кв.м., и 02:47:060601:624, площадью 8300 кв.м. установленной на основании отчета от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ИП Валитовой Г.З., а также несоразмерность предоставленного возмещения взамен изъятого земельного участка.

В подтверждение доводов искового заявления представлены отчеты оценки №-Н, <данные изъяты>Н от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные ООО «Аудит-Оценка», которыми рыночная стоимость земельного участка площадью 49426 кв.м. с кадастровым номером 02:47:060601:625 определена в размере 34195000 рублей, рыночная стоимость земельного участка площадью 8300 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 5932000 рублей.

В связи с возникновением вопросов, требующих наличия специальных знаний в области оценки, по делу назначалась оценочная экспертиза, порученная ООО «ТерраНова». В соответствии с заключением эксперта № ЗУ/12/10/17-ЗЭ от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка, кадастровый , площадь 49426 кв.м., составляет 33214000 рублей, земельного участка, кадастровый , площадь 8300 кв.м., составляет 5578000 рублей, земельного участка, кадастровый , площадь 57758 кв.м. составляет 38813000 рублей.

Таким образом, по результатам экспертизы стоимость изъятого у Абдуллиной Раисы Масгутовны, Ялаловой Лилии Шарифзяновны, Абдуллиной Зиляры Зинфиловны земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 57758 кв.м., превышает размер возмещения за изъятый земельный участок, образуемый из стоимости предоставленных земельного участка с кадастровым номером 02:47:060601:625 площадью 49426 кв.м., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 8300 кв.м., составляющих, на 21000 рублей, что сопоставляется с разницей, оговоренной в п. 13 соглашения, согласно которому образуемая разница оплате не подлежит.

При указанных обстоятельствах доводы о несоразмерности стоимости изъятого земельного участка стоимости, предоставленных взамен земельных участков, не соответствуют действительности, являются необоснованными.

При этом все существенные условия для соглашения об изъятии, предусмотренные ст. 56.9 Земельного кодекса РФ, сторонами согласованы при подписании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в надлежащей письменной форме, указанное соглашение в соответствии с п.1. ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» нотариально удостоверено и зарегистрировано в Управлении Росреестра по РБ.

По мнению истцов граждан соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит признаков недействительности, предусмотренных параграфом 2 гл.9 Гражданского кодекса РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении первоначального искового заявления.

В то же время, представленные доводы подтверждают законность возникновения прав общей долевой собственности Абдуллиной Раисы Масгутовны, Ялаловой Лилии Шарифзяновны, Абдуллиной Зиляры Зинфиловны на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 49426 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 8300 кв.м., которые оспариваются сельским поселением.

На основании изложенного истцы по встречному иску просили:

Первоначальное исковое заявление администрации сельского поселения Зубовский сельсовет МР <адрес> РБ оставить без удовлетворения.

Признать право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:060601:625, площадь 49426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадь 8300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, за Абдуллиной Раисой Масгутовной с размером доли 365/100000, за Ялаловой Лилией Шарифзяновной с размером доли 49832/100000, за Абдуллиной Зилярой Зинфиловной с размером доли 49803/100000.

Представитель администрации сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район РБ Лаптева Н.В. в судебном заседании исковые требования администрации просила удовлетворить, встречные исковые требования отклонить.

Абдуллина Р.М., Ялалова Л.Ш., Абдуллина З.З., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители Абдуллиной Р.М., Ялаловой Л.Ш., Абдуллиной З.З. - Шаймарданова Э.С. и Ханнанов М.Р. в судебном заседании первоначальный иск просили отклонить, встречные исковые требования удовлетворить полностью.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, на месте определил провести судебное заседание в отсутствии не явившихся лиц по делу.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела, материалы проверки по обращению Росреестра в ПрокуратуруРБ, приходит к следующему выводу.

В силу ст.ст. 8, 35, 36, 40 Конституции Российской Федерации признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, право частной собственности охраняется законом, каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с частями 1, 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Частью 1, п.1 ч. 2 статьи 279 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Согласно частям 3, 6 указанной статьи решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). Статьей 281 Гражданского кодекса РФ установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. Пунктом 2 ч.1 ст. 49 Земельного кодекса РФ определены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется в исключительных случаях, связанных со строительством, реконструкцией объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, в т.ч. объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. В соответствии с ч.3 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения. В соответствии с п.п. 4, 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Согласно ч.3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Частью 2 ст.7 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О местном самоуправлении в <адрес>» вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона, а также вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона, за исключением предусмотренных пунктами 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона отнесены к вопросам местного значения сельских поселений. Согласно ч.ч.1, 3, 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса. Пунктами 1, 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются. Частью 7 указанной статьи установлены ограничения, когда решение об изъятии не может быть принято, в т.ч. 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом. Согласно ч. 13 указанной статьи решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. По смыслу части 1 ст.56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков государственной или муниципальной собственности, передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно частям 5, 7, 9 ст.56.8 Земельного кодекса РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество. В соответствии с ч.10 ст.56.8 Земельного кодекса РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Частью 1 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ определены существенные условия соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, к которым относятся 1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости; 2) кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства; 3) цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 4) реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 5) права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости; 6) срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости; 7) размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости; 8) указание на сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок; 9) указание на сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению. В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества. При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи. Согласно ч.4 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ при согласии лиц, у которых изымаются земельные участки, на предоставление им земельных участков взамен изымаемых земельных участков, в соглашении об изъятии помимо условий поименованных в ч.1 этой статьи должны быть указаны 1) кадастровые номера земельных участков, передаваемых или предоставляемых взамен изымаемых земельных участков; 2) рыночная стоимость земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых на праве собственности взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; 3) рыночная стоимость иных прав, на которых предоставляются земельные участки взамен изымаемых земельных участков; 4) срок передачи объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; 5) разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения уменьшается на величину, равную рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых в собственность взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, или рыночной стоимости иных прав, на которых предоставляются земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества. В соответствии с ч.7 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене. Частью 1 ст.56.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. В соответствии с ч. 13 указанной статьи возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд. В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами. При этом в подпункте 1 пункта 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе. В соответствии с ч.1 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. на праве общей долевой собственности принадлежал земельный участок, площадь 57758 кв.м., кадастровый , адрес: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: комплексное освоение в целях жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан издано постановление за , которым по итогам проведенных публичных слушаний утверждены проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно схеме, выполненной ООО «Координата», расположение линий водопровода, канализации, газопровода ЛЭП 0,4кВ предусматривается в границах земельного участка с кадастровым номером 02:47:060601:587.

В соответствии с постановлением главы сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, кадастровый номером <данные изъяты>, площадь 57758 кв.м., адрес: РБ, <данные изъяты> изымается для муниципальных нужд сельского поселения связанных со строительством дорог и инженерных сетей. Указанное постановление опубликовано в газете «Уфимские нивы» от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ между Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. и Администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан заключено соглашение, которое ДД.ММ.ГГГГ удостоверено нотариусом нотариального округа г.Уфа РБ Хилаевой Эльмирой Абдуллаевной, зарегистрировано в реестре .

Из пунктов 1, 2.1, 2.2, 2.3, 6, 7, 12, 14, 15, 22 соглашения следует, что во исполнение постановления Совета СП Зубовский сельсовет МР <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , в порядке возмещения стоимости изъятого у них земельного участка в размере 37 831 490 рублей Абдуллина Р.М., Абдуллина З.З., Ялалова Л.Ш. произвели обмен принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, площадь 57758 кв.м., кадастровый , адрес: РБ, р-н Уфимский, с/с Зубовский, <адрес>, кв-л Зубово Лайф2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: комплексное освоение в целях жилищного строительства, на 2 земельных участка, принадлежащих на праве собственности сельскому поселению Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в т.ч. на земельный участок площадью 49 426 кв.м., кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дом; земельный участок площадью 8 300 кв.м., кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дом.

Из содержания пункта 11 соглашения следует, что рыночная стоимость земельных участков определена согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ИП ФИО8, для земельного участка, площадь 57758 кв.м., кадастровый , адрес: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: комплексное освоение в целях жилищного строительства, составляет 37 831 490 рублей, для земельного участка площадью 49 426 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, Зубовский с/с, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома составляет 32 374 030 рублей, для земельного участка площадью 8 300 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, Зубовский с/с, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома составляет 5 436 500 рублей. Общая рыночная стоимость земельных участок, передаваемых ФИО4, ФИО5, ФИО1, составляет 37 810 530 рублей.

В соответствии с п.13 соглашения стороны договорились, что разница в стоимости изымаемого земельного участка и передаваемых земельных участков в размере 20 960 рублей оплате не подлежит.

Из отметок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании указанного соглашения произведена государственная регистрация право собственности с номером регистрации 02:47:060601:587-02/101/2017-4 и права общей долевой собственности с номерами регистрации: 02<данные изъяты>

После заключения соглашения от 07.07.2017г. в адрес Администрации Зубовского сельсовета поступило представление Прокуратуры Уфимского района РБ об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ . По смыслу указанного представления при заключении соглашения от 07.07.2017г. допущено нарушение в части определения рыночной стоимости земельных участков не Администрацией Зубовского сельсовета, предписано устранить допущенные нарушения.

Во исполнение представления Прокуратуры Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Зубовского сельсовета выполнена повторная оценка рыночной стоимости земельного участка площадью 49 426 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, земельного участка площадью 8 300 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома.

В соответствии с отчетами оценки №-Н, 17-147/1-Н от ДД.ММ.ГГГГ, выполненными ООО «Аудит-Оценка», определена рыночная стоимость земельных участков, которая для участка площадью 49 426 кв.м., кадастровый , составила 34 195 000 рублей, для участка площадью 8 300 кв.м., кадастровый , составила 5 932 000 рублей, при этом общая рыночная стоимость земельных участков составила 40 127 000 рублей.

В связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний в области оценки, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначалась судебная экспертиза, которая поручена ООО «ТерраНова». На разрешение эксперта поставлен вопрос: определить рыночную стоимость земельного участка, площадь 57758 кв.м., кадастровый , адрес: РБ, р-н Уфимский, с/с Зубовский, <адрес>, <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: комплексное освоение в целях жилищного строительства, земельного участка площадью 49 426 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, земельного участка площадью 8 300 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>с, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта № ЗУ/12/10/17-ЗЭ, выполненное экспертом Захаровым И.А., в соответствии с которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка, площадь 57758 кв.м., кадастровый , адрес: РБ, р-н Уфимский, с/с Зубовский, <адрес>, кв-л <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: комплексное освоение в целях жилищного строительства составляет 38 813 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка площадью 49 426 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>с, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, составляет 33 214 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка площадью 8 300 кв.м., кадастровый , находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, составляет 5 578 000 рублей.

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Зубовского сельсовета подлежит изъятию у Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. земельный участок, кадастровый номером <данные изъяты>, площадь 57758 кв.м., адрес: РБ, <адрес>, с/с Зубовский, <адрес>, кв-л Зубово-Лайф 2. Целью изъятия поименованы муниципальные нужды сельского поселения, связанные со строительством дорог и инженерных сетей. Постановление в установленном законом порядке опубликовано в средствах массовой информации и вступило в силу. Указанное постановление издано органом местного самоуправления в отношении земельного участка, расположенного на территории сельского поселения, целью изъятия указаны муниципальные нужды, связанные со строительством дорог и инженерных сетей, что сопоставляется с вопросами изъятия и организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжением населения, водоотведения, отнесенных в соответствии с п.4, п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», отнесенными на территории Республики Башкортостан к компетенции сельских поселений.

Проект планировки территории и проект межевания территории, предусматривающий расположение линий водопровода, канализации, газопровода ЛЭП 0,4кВ в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, утвержденный постановлением Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ за , подтверждает наличие у сельского поселения муниципальных нужд, обусловленных необходимостью решения в границах поселения вопросов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, что соответствует условиям изъятия, предусмотренным ч.1 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, поскольку размещение указанных объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории предусматривается на земельном участке, кадастровый номером <данные изъяты>, площадь 57758 кв.м., адрес: <данные изъяты>

Земельный участок, кадастровый номером <данные изъяты> не является имуществом поименованном в ч.7 ст.56.6 Земельного кодекса РФ, что исключает ограничения для изъятия в отношении этого земельного участка.

Таким образом, решение об изъятии земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ издано полномочным органом местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 56.2 Земельного кодекса РФ правомочно принимать решение об изъятии земельных участков для удовлетворения муниципальных нужд, предусмотренных п.2 ч.1 ст. 49 Земельного кодекса РФ. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

По смыслу ст.281 Гражданского кодекса РФ безвозмездное изъятие земельных участков не допускается, при этом порядок возмещения и его размер может определяться по соглашению сторон после определения рыночной стоимости изымаемых и предоставляемых взамен земельных участков. При согласии правообладателей изымаемых земельных участков им взамен могут предоставляться иные земельные участки на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка.

Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее изъятие земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, заключено между правообладателями этого земельного участка Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. в лице их надлежащим образом уполномоченного представителя и Администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, которая осуществляет полномочия по распоряжению казной сельского поселения включающей земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, и принявшим решение об изъятии земельного участка, что соответствует ч.1 ст.56.10 Земельного кодекса РФ.

Указанные обстоятельства исключают пороки сделки относительно правоспособности лиц, совершивших оспариваемую сделку, в связи с чем суд приходит к выводу, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено между лицами, которые вправе были совершать эту сделку.

Условия соглашения от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют частями 1 и 4 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ, все предусмотренные указанными нормами существенные условия сторонами сделки согласованы надлежащим образом и, в установленной законом письменной форме согласно ч.1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, удостоверено нотариально, что исключает незаключенность этого соглашения.

Согласно ч.1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

По общему смыслу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В приведенной норме права соглашение об изъятии земельного участка, как основание предоставления земельного участка не поименовано.

Из анализа приведенных норм права суд приходит к выводу, что возмещение стоимости изымаемого у правообладателя земельного участка путем передачи ему иных равноценных земельных участков не является предоставлением земельных участков, в том смысле, который предусмотрен ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, подлежит регулированию исключительно обоюдным соглашением сторон либо принудительно в соответствии с решением суда. Указанное в свою очередь исключает необходимость проведения торгов, предусмотренных для предоставления земельных участков по иным поименованным в законе основаниям.

Статей 178 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.

При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:

1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;

2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;

3) сторона заблуждается в отношении природы сделки;

4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;

5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.

Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.

Сделка не может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, если другая сторона выразит согласие на сохранение силы сделки на тех условиях, из представления о которых исходила сторона, действовавшая под влиянием заблуждения. В таком случае суд, отказывая в признании сделки недействительной, указывает в своем решении эти условия сделки.

Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон.

Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, к ней применяются правила, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса.

Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне причиненный ей вследствие этого реальный ущерб, за исключением случаев, когда другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения, в том числе если заблуждение возникло вследствие зависящих от нее обстоятельств.

Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненных ей убытков, если докажет, что заблуждение возникло вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона.

Оценивая доводы истца по первоначальному иску о наличии существенного заблуждения и о несоразмерности стоимости предоставленного возмещения взамен изъятого земельного участка исходит из того, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, должен выступать заказчиком работ по оценке не только недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имуществ, но и изымаемых земельных участков.

В нарушение приведенной нормы права Администрация Зубовского сельсовета, исполняя представление Прокуратуры Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ , и определяя согласно отчетам оценки №-Н, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Аудит-Оценка», рыночную стоимость земельного участка площадью 49 426 кв.м., кадастровый , и земельного участка площадью 8 300 кв.м., кадастровый , повторную переоценку земельного участка, площадь 57758 кв.м., кадастровый , не произвела.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.

Учитывая изложенное суд оценивает расхождения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, определенной в соответствии с отчетами оценки №-Н, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выполненными ООО «Аудит-Оценка», отчетом об определении рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ИП Валитовой Г.З., от установленной в отношении этих же земельных участков рыночной стоимости согласно заключению судебной экспертизы № <данные изъяты>, различиями в стоимости аналогов, применённых разными специалистами, при определении рыночной стоимости с применением сравнительного подхода.

Указанное, в том числе, подтверждается разницей в стоимости изымаемого земельного участка и передаваемых земельных участков, которая при расчете согласно отчету об определении рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ИП Валитовой Г.З., составляет 20 960 рублей и сопоставляется с разницей в размере 21000 рублей, рассчитываемой согласно заключению судебной экспертизы № <данные изъяты>. Кроме тогоразница в стоимости изымаемого земельного участка и передаваемых земельных участков составляется с разницей в размере 24 815 рублей, установленной по их кадастровой стоимости.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

При указанных обстоятельствах доводы администрации СП Зубовский сельсовет о несоразмерности рыночной стоимости предоставленных земельных участков стоимости изъятых земельных участков не являются обоснованными.

Суд отклоняет доводы представителя истца по первоначальному иску о том, что заключением судебной экспертизы № ЗУ/12/10/17-ЗЭ при установлении рыночной стоимости не учитывалась конфигурация изъятого земельного участка, как несоответствующие материалам дела.

Экспертом ФИО12 при расчетах применены корректирующие коэффициенты на условия продажи, условия финансирования, условия рынка, размер площади, наличие улучшений, обременений, инженерных коммуникаций, наличия подъездных путей, местоположению участков, разрешенным видам использования, не применение затратного и доходного подходов надлежащим образом мотивировано.

Суд оценивает заключение экспертизы № <данные изъяты>, выполненное экспертом Захаровым И.А., как допустимое и относимое доказательство по делу, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, а также имеет достаточные квалификацию и опыт работы.

Указанное заключение судебной экспертизы стороны не оспаривали, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной экспертизы стороны не заявляли.

Учитывая изложенное суд не находит оснований для признания соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Зубовского сельсовета и Абдуллиной Р.М., Ялаловой Л.Ш., Абдуллиной З.З. недействительным, в том числе по основанию ее совершения под влиянием заблуждения.

Вместе с тем отсутствуют основания для удовлетворения встречного искового заявления Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. признании права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадь 49426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадь 8300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, Абдуллиной Р.М. с размером доли 365/100000, Ялаловой Л.Ш. с размером доли 49832/100000, Абдуллиной З.З. с размером доли 49803/100000.

Из материалов дела видно, что право общей долевой собственности Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, о чем 13.07.2017г. сделаны соответствующие записи государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Размер долей, указанный Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. во встречном исковом заявлении соответствует зарегистрированным в Едином государственном реестре недвижимости размерам долей.

Согласно ч.ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, которая осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Между тем, Абдуллина Р.М., Абдуллина З.З., Ялалова Л.Ш. доказательств того, что их право общей долевой собственности, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, кем-либо нарушаются или оспорены, в дело не представили. Сами по себе действия Администрации Зубовского сельсовета по обращению в суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной не свидетельствуют о нарушении прав собственности, поскольку при разрешении спора оценивает все представленные сторонами доводы и возражения на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах, суд считает, что иск администрации СП Зубовский сельсовет к Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш., а также встречный иск Абдуллиной Р.М., Абдуллиной З.З., Ялаловой Л.Ш. к администрации СП Зубовский сельсовет не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне о признании соглашения от 7 июля 2017 года, заключенного между Администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Абдуллиной Раисе Масгутовне, Ялаловой Лилие Шарифзяновне, Абдуллиной Зиляре Зинфиловне, удостоверенное <данные изъяты> года нотариусом нотариального округа город Уфа Республики Башкортостан Хилаевой Э.А., № в реестре №<данные изъяты>, зарегистрированное <данные изъяты> в Управлении Росреестра по РБ - отказать.

В удовлетворении встречного искового заявления Абдуллиной Раисы Масгутовны, Ялаловой Лилии Шарифзяновны, Абдуллиной Зиляры Зинфиловны к администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадь 49426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадь 8300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные малоэтажные жилые дома, Абдуллиной Раисы Масгутовны с размером доли 365/100000, Ялаловой Лилии Шарифзяновны с размером доли 49832/100000, Абдуллиной Зиляры Зинфиловны с размером доли 49803/100000, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Верховный суд РБ в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме, через Уфимский районный суд РБ.

Судья                                                                                        А.В. Кузнецов

2-3092/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Ответчики
Ялалова Л.Ш.
Абдуллина З.З.
Абдуллина Р.М.
Другие
Прокурор Уфимского района РБ
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
02.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2017Передача материалов судье
05.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2017Предварительное судебное заседание
03.11.2017Предварительное судебное заседание
29.11.2017Предварительное судебное заседание
08.12.2017Судебное заседание
21.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее