Судья Панова Н.А.
49RS0001-01-2023-005147-79
Дело № 2-189/2024
№ 33-444/2024
14 мая 2024 года
город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Исаенко О.А.,
судей Вилер А.А., Леонтьевой Е.А.,
при секретаре Засыпкиной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борико С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанностей включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию со дня возникновения права на ее назначение
по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Борико С.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (далее - ОСФР по Магаданской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанностей включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию со дня возникновения права на ее назначение.
В основание требований указал, что решением ответчика от 15 сентября 2022 года № 164/5 ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием достаточного количества стажа работы на соответствующих видах работ (по Списку № 1).
При отказе в назначении пенсии, ответчиком из его стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, исключены периоды работы в Колымской ГЭС АО «Колымаэнерго» Магаданской области с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года в связи с отсутствием документального подтверждения условий работы истца требованиям Списка № 1.
С данным решением не согласен, поскольку был принят на работу в военизированный горноспасательный взвод «Колымская ГЭС» АО «Колымаэнерго» на должность респираторщика с полным рабочим днем в подземном комплексе 3 мая 2001 года, где по состоянию на 26 сентября 2023 года продолжает работать в той же должности без изменений условий труда.
Настаивает, что его суммарный стаж работы в АО «Колымаэнерго», дающий право на досрочное назначение пенсии согласно Списку № 1, по состоянию на 18 июля 2022 года составлял 21 год 2 месяца 15 дней (с учетом необходимости исключения из данного периода дней отпусков без сохранения заработной платы), следовательно, у него имеется достаточно специального стажа (по Списку № 1) для досрочного назначения страховой пенсии с момента обращения за ней.
Просил суд признать незаконным решение ОПФР РФ в г. Магадане Магаданской области от 15 сентября 2022 года № 164/5 об отказе в установлении страховой пенсии; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 1, периоды его работы в Колымской ГЭС АО «Колымаэнерго» с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика; назначить ему страховую пенсию по Списку № 1 с момента возникновения права на назначении досрочной пенсии.
Определением судьи от 28 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено ПАО «Колымаэнерго».
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 27 февраля 2024 года требования Борико С.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ – ОПФ РФ по Магаданской области от 15 сентября 2022 года № 164/5 об отказе в установлении страховой пенсии Борико С.В. в части исключения из специального стажа периодов работы с 3 мая 2001 года по 8 октября 2019 года, с 11 октября 2019 года по 26 января 2022 года и с 15 февраля 2022 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика ПАО «Колымаэнерго».
На ОСФР по Магаданской области возложена обязанность включить в специальный стаж Борико С.В. периоды работы с 3 мая 2001 года по 8 октября 2019 года, с 11 октября 2019 года по 26 января 2022 года и с 15 февраля 2022 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика ПАО «Колымаэнерго».
На ОСФР по Магаданской области назначить Борико С.В страховую пенсию по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18 июля 2022 года.
В удовлетворении остальной части требований Борико С.В отказано.
С ОСФР по Магаданской области в пользу Борико С.В. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ОСФР по Магаданской области, ссы лаясь на нарушение судом норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов об отмене судебного решения, приводя положения статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих рпаво на льготное пенсионное обеспечение» ссылается на то, что ОАО «Колымская ГЭС» не является предприятием осуществляющим добычу полезных ископаемых, геологоразведочные работы, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений Горноспасательный взвод Колымской ГЭС не входит в состав какого-либо оперативного подразделения военизированной горноспасательной части, документов о занятости истца именно на подземных работах при строительстве подземных сооружений и об обслуживании горноспасательным взводом именно таких работ не имеется; строительство подземного здания ГЭС завершено до принятия её в промышленную эксплуатацию 3 декабря 2007 года, все остальные объекты расположены на поверхности. Должности, по которым истец осуществлял трудовую деятельность в спорные периоды, в разделе 1 Списка № 1 и разделе 13 Списка № 2 не поименованы, занятость на таких работах права на досрочную трудовую пенсию по старости не дает.
Колымская ГЭС не является государственной специализированной организацией, призванной осуществлять меры по спасению людей, и не обладает полномочиями по созданию профессиональных аварийно-спасательных формирований, в связи с чем работа истца в военизированном горноспасательном взводе, являющемся структурным подразделением Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго», не подлежит зачету в льготный стаж.
Отмечает, что АО «Колымаэнерго» сведения о работе истца за спорный период представлял без кода льготы, выданная работодателем справка подтверждает только работу истца в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 1) (для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 года).
В разделе I. Горные работы подразделе 5. Горноспасательные части (станции) указаны а) рабочие: респираторщики (код 1010600а-18029); б) руководители и специалисты (командный состав): командиры отделений, их заместители (помощники) (код 1010600б-23003).
Из материалов дела следует, что 18 июля 2022 года Борико С.В., 12 августа 1976 года рождения обратился в ОПФР по Магаданской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
С учетом приведенных законоположений для назначения досрочной страховой пенсии на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ ему требовалось подтвердить наличие страхового стажа – 20 лет, стажа по Списку № 1 – 10 лет, стажа в районах Крайнего Севера – 15 лет.
ОПФР по Магаданской области оценив представленные Борико С.В. приняло решение об отказе в установлении пенсии от 15 сентября 2022 года № 164/5 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, установив, что истцом документально подтвержден страховой стаж - 32 года 10 месяцев 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 24 года 8 месяцев 21 день, стаж на соответствующих видах работ (по Списку № 1) - 0 лет 0 месяцев 0 дней, отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В специальный стаж работы истца не включен период работы в ПАО «Колымаэнерго» с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика по причине не подтверждения занятости в условиях труда, предусмотренного Списком № 1.
В решении пенсионный орган указал, что аварийно-спасательное формирование горноспасательный взвод «Колымской ГЭС им Фриштера Ю.И.» не входит в состав военизированных горноспасательных частей, работникам которых предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подразделом 5 раздела I Списка № 1.
Из представленной копии трудовой книжки следует, что истец работал на Колымской ГЭС АО «Колымаэнерго»:
-3 мая 2001 года был принят на работу в военизированный горноспасательный взвод респираторщиком в Колымскую ГЭС АО «Колымаэнерго» с полным рабочим днем в подземный комплекс;
- 1 июля 2002 года военизированный горноспасательный взвод переименован в «Аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод»;
- с 7 октября 2010 года филиал Колымская ГЭС ОАО «Колымаэнерго» переименован в филиал Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И. ОАО «Колымаэнерго»;
- решением общего собрания ОАО «Колымаэнерго» с 24 июня 2015 года внесено изменение наименования в устав общества (протокол от 10 июня 2015 года № 3) на ПАО «Колымаэнерго»;
- 1 июня 2019 года наименование «Аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод» изменено на «Профессиональное аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод».
В копии трудовой книжки, сделанной по состоянию на 26 сентября 2023 года, имеется запись о том, что истец в данной должности продолжает работать по настоящее время.
Колымская ГЭС является основой энергосистемы Магаданской области, имеет самую высокую в России грунтовую плотину, а также является самой мощной в стране гидроэлектростанцией с подземным расположением машинного зала. В состав Колымского гидроузла входят следующие сооружения: водохранилище, плотина, подводящий канал, водосброс, водоприемник, станционный узел (турбинные водоводы, подземное здание ГЭС, отводящий канал, ПТК включающий в себя ЗРУ-220кВ, ГРУ, маслохозяйство, административные и другие производственные помещения, подземные выработки).
Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. Установлены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, среди которых: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях (ст. 8).
Согласно статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» эксплуатация предприятий подземных сооружений различного назначения допускается только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами.
В соответствии с пунктом 10.17 Правил безопасности при строительстве (реконструкции) и горнотехнической эксплуатации размещаемых в недрах объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых. РД 06-28-93, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 19 августа 1993 года № 29 (далее - Правила) (срок действия документа с 19 августа 1993 года по 19 февраля 2004 года), на период строительства объектов гидротехнического назначения, обслуживающие их военизированные горноспасательные части должны также обслуживать и уже введенные в эксплуатацию объекты этих гидроэлектростанций.
В районах Крайнего Севера по согласованию с местными органами госгортехнадзора на эксплуатируемых гидроэлектростанциях допускается организация горноспасательных частей в составе предприятия (примечание к п. 10.17 Правил).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, создавать на опасных производственных объектах I класса опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды.
Комплекс ГТС «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» согласно перечню потенциально опасных объектов, на которых создаются локальные системы оповещения, относится к гидродинамически опасным объектам I класса опасности (п. 7 приложения к постановлению администрации Магаданской области от 9 февраля 2006 года № 31-па «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»).
По решению Гостехнадзора России согласно письму от 23 ноября 1992 года № П-22/413 «О передаче Синегорского военизированного горноспасательного отряда в подчинение администрации Колымской ГЭС», и в соответствии с приказом директора Колымской ГЭС № 26/а от 15 февраля 1993 года создана Аварийно-спасательная служба - военизированный горноспасательный взвод (с 1 июля 2002 года - аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод). Профессионально аварийно-спасательное формирование горноспасательный взвод (ПАСФ) ПАО «Колымаэнерго» является аварийно- спасательным формированием, созданным в структуре ПАО «Колымаэнерго» и предназначено для проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации) (п. 2.2, 2.4, 2.5 раздела 2 Положения о ПАСФ ПАО «Колымаэнерго», утвержденного генеральным директором ПАО «Колымаэнерго» 30 апреля 2020 года).
Военизированный горноспасательный взвод (с 1 июля 2002 года - аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод, с 1 июня 2019 года - профессиональное аварийно-спасательное формирование-горноспасательный взвод) АО «Колымаэнерго» (с 24 июня 2015 года - ПАО «Колымаэнерго») Колымская ГЭС (с 7 октября 2010 года - ОАО «Колымаэнерго» филиал «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.») был создан для обеспечения безопасности на Колымской ГЭС, наделен полномочиями по проведению мероприятий по спасению и эвакуации людей при ликвидации аварий на подземных объектах, что соответствует определению аварийно-спасательного формирования и согласуется с положениями, указанными в Федеральном законе от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Согласно ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьй 1 Федерального закона № 151-ФЗ: аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования; аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования комплектуются на постоянной штатной основе в соответствии с утвержденным работодателем штатом (штатным расписанием). Ключевыми должностями для профессиональных аварийно-спасательных формирований являются должности спасателей или приравненные к ним должности. Участие в аварийно-спасательных работах - основная трудовая функция спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с Положением об аварийно-спасательном формировании - горноспасательном взводе Колымской ГЭС (АСФ-ГВС) П-12 (далее - Положение), утвержденным директором Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго» 29 декабря 2008 года, аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод является структурным подразделением Колымской ГЭС, профессиональным аварийно-спасательным формированием, обеспечивающим противопожарное и горноспасательное обслуживание Колымской ГЭС. В зону обслуживания АСФ-ГСВ входят сооружения, производственные и служебные помещения Колымской ГЭС, горные выработки подземного комплекса Колымской ГЭС (п. 1.2, 1.3 Положения).
Основной задачей АСФ-ГСВ является осуществление экстренных и неотложных мер по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, обрушений горных пород, а также выполнения других работ, требующих применения средств защиты органов дыхания и специального снаряжения (п. 2.1 Положения).
В соответствии с возложенными на него задачами АСФ-ГСВ осуществляет, в том числе:
- горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по спасению людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожарах, загазованиях, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных горных выработок, а также открытых горных работ) в подземных условиях;
- осуществление контроля по готовности Колымской ГЭС к спасению людей и ликвидации возможных аварий;
- обучение персонала Колымской ГЭС правилам пользования средствами защиты, правилам личного поведения и действиям в аварийных и других чрезвычайных ситуациях (п. 3.1 Положения).
Аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод Колымской ГЭС является подразделением способным самостоятельно или во взаимодействии с другими подразделениями Колымской ГЭС выполнять оперативные задачи по спасению людей, ликвидации аварий и тушению пожаров в подземном и поверхностном комплексе Колымской ГЭС (п. 5.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1» работники горноспасательной и газоспасательной служб, военизированной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны по ЕТКС не тарифицируются, а права и обязанности регламентируются уставами, специальными положениями.
Из пунктов 2.2-2.4, 2.6-2.10 должностной инструкции респираторщика 4 разряда профессионального аварийно-спасательного формирования - горноспасательного взвода филиала «Колымская ГЭС имени Фрипггера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго», утвержденной генеральным директором ПАО «Колымаэнерго» 18 апреля 2022 года, следует, что в обязанности респираторщика входит следующее:
- при заступлении на дежурство обязан проверить наличие и исправность закрепленного за ним снаряжения, в случае обнаружения неисправности доложить командиру отделения и принять меры к замене или ремонту;
- дополнительно обязан: содержать пожарные автомобили, установленное на них оборудование и пожарно-техническое вооружение в исправном состоянии и постоянной готовности к выезду; при заступлении на дежурство пробным пуском двигателя проверить исправность автомобилей и спецоборудования; проверить полноту заправки топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, при необходимости провести дозаправку; проверить наличие, исправность и комплектность оснащения пожарного автомобиля, в случае обнаружения неисправности немедленно доложить командиру отделения и принять меры к замене или ремонту данного оснащения;
- при дежурстве у средств связи обязан: не отвлекаться посторонними делами, безотлучно находиться возле средств связи; принимать все служебные распоряжения; получив вызов на аварию немедленно включить сигнал «Тревога», заполнить в трех экземплярах и вручить командирам дежурного и резервного отделения путевки на выезд на ликвидацию аварии;
- при выполнении работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварий обязан: быстро и четко применять горноспасательную технику, оперативно оказывать первую помощь пострадавшим; следить за ходом работ, действиями товарищей, за состоянием места работы, сообщать о замеченном командиру отделения, пользуясь установленными способами связи; включаться и выключаться из СИЗОД только по команде командира отделения; при обнаружении неисправности в СИЗОД, признаках плохого самочувствия немедленно сообщить командиру отделения; следить за давлением кислорода в баллоне респиратора; запрещается самовольно оставлять отделение, ведущее аварийные работы;
- по прибытии в подразделение обязан: перезарядить свой респиратор, проверить его, привести в порядок закрепленное оснащение и спецодежду и провести техническое обслуживание пожарного автомобиля; немедленно заполнить емкости пожарного автомобиля водой и пенообразователем, очистить автомобиль от грязи.
Респираторщик участвует в тушении пожаров, спасении людей, ликвидации пожаров, аварий и стихийных бедствий, осуществляет первую медицинскую помощь пострадавшим, осуществляет транспортировку пострадавших с места аварии.
Рабочее место респираторщика расположено в пожарном депо ПАСФ-ГСВ филиала «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго» (п. 1.11 должностной инструкции).
Во время выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации аварий, осуществления профилактической работы ПАСФ-ГСВ, рабочим местом и зоной ответственности респираторщика является весь подземный комплекс и расположенный на поверхности комплекс зданий и сооружений с прилегающими к нему строительными и технологическими площадками филиала «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго» (пункт 1.12 должностной инструкции).
За респираторщиком закрепляются: вся моторизованная пожарная техника (пожарные автомобили, мотопомпы, гидравлический аварийно- спасательный инструмент и т.д.), СИЗОД, аварийно-спасательное оборудование и оснащение, пожарно-техническое вооружение, используемое им при проведении аварийно-спасательных работ, профилактических работ, во время тренировок (пункт 1.13 должностной инструкции).
При выполнении этих задач персоналом применяются сложные системы защиты органов дыхания и специальное снаряжение. В соответствии с поставленными задачами формирования аварийно-спасательных служб выполняют идентичные функции. Работы, выполняемые руководителями и специалистами аварийно-спасательных формирований Колымской ГЭС, осуществляются в подземном комплексе полный рабочий день, и характер этой работы не зависит от стадии строительства или эксплуатации (реконструкции, модернизации). Условия труда характеризуются как опасные, связанные с высокой напряженностью труда, в том числе, риском для собственной жизни и ответственностью за безопасность других лиц, а также высокой степенью ответственности за результат собственной деятельности, которая несет высокую значимость ошибки, влекущую за собой возможность возникновения техногенной катастрофы.
Справкой ПАО «Колымаэнерго» от 5 августа 2022 года, подтверждается, что Борико С.В. работает полный рабочий день в филиале «Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго» респираторщиком с 3 мая 2001 года по настоящее время. В спорный период у истца имелись периоды работы, в которые ему предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы с 9 октября 2019 года по 10 октября 2019 года и с 27 января 2022 года по 14 февраля 2022 года.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 28 декабря 2023 года назначена экспертиза условий труда, проведение которой поручено специалистам Министерства труда и социальной политики Магаданской области.
Согласно заключению от 1 февраля 2024 года работы, выполняемые Борико С.В. в АО «Колымаэнерго» (с 24 июня 2015 года - ПАО «Колымаэнерго») Колымская ГЭС (с 7 октября 2010 года - ОАО «Колымаэнерго» филиал «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.») с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года по профессии респираторщик в военизированном горноспасательном взводе с полным рабочим днем в подземном комплексе (с 1 июля 2002 года - аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод, с 1 июня 2019 года - профессиональное аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод) по условиям труда соответствуют характеристике работ, выполняемых по профессии «респираторщики», в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел I. Горные работы, подраздел 5. Горноспасательные части (станции), шифр 1010600а-18029.
Разрешая заявленные требования, суд оценив представленные письменные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 3 мая 2001 года по 8 октября 2019 года, с 11 октября 2019 года по 26 января 2022 года и с 15 февраля 2022 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика ПАО «Колымаэнерго», незаконности решения пенсионного органа в части исключения таких периодов из специального стажа истца и наличия оснований для назначения пенсии, при этом исходил из доказанности факта осуществления истцом работы в условиях труда, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда ввиду следующего.
Доводы апелляционной жалобы о неначислении и неуплате работодателем страховых взносов по специальным тарифам, установленным статьей 428 налогового Кодекса Российской Федерации, не влекут отмену решения суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В статье 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (пункт 3 постановления от 16 июля 2014 года № 665).
Данными Правилами предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям части 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения с судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», внимание судов обращено на то, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 16-КГ19-6).
Судом первой инстанции обоснованно учтены все представленные доказательства в совокупности, в том числе подтверждающие должность, которую занимал истец в спорные периоды, выводы государственной экспертизы условий труда о выполнении им работы, которая по условиям труда соответствуют характеристике работ, выполняемых по профессии «респираторщики», в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел I. Горные работы, подраздел 5. Горноспасательные части (станции), шифр 1010600а-18029.
Кроме того, впервые дополнительные тарифы страховых взносов введены с 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по подпунктам 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (статья 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Работа в тяжелых условиях труда, как установил суд, у истца протекала как до, так и после вступления в силу указанных изменений, полная занятость на работах с тяжелыми условиями труда во все спорные периоды подтверждена в ходе рассмотрения дела, в том числе экспертизой условий труда, в связи с чем доводы о том, что работодатель не уплатил дополнительные страховые взносы за работника, не могут являться основанием для отмены судебных постановлений.
В этой связи, с учетом возраста истца, необходимого страхового стажа и стажа работы в Районах Крайнего Севера, а также специального стажа более 10 лет, оснований для отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии у пенсионного органа не имелось.
Таким образом, обоснованно удовлетворены исковые требования о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении страховой пенсии и возложении на него обязанности устранить нарушение пенсионных прав истца путем назначения Борико С.В. пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО «Колымаэнерго» Колымская ГЭС не является государственной специализированной организацией, призванной осуществлять меры по спасению людей, и не обладает полномочиями по созданию профессиональных аварийно-спасательных формирований, в связи с чем работа истца в военизированном горноспасательном взводе, являющемся структурным подразделением Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго», не подлежит зачету в льготный стаж, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательное формирование представляет собой самостоятельную или входящую в состав аварийно-спасательной службы структуру, предназначенную для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Статьей 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ установлено, что профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к обязанностям собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации отнесены предупреждение аварий гидротехнического сооружения и взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, незамедлительное информирование об угрозе аварии гидротехнического сооружения, финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Постановлением администрации Магаданской области от 9 февраля 2006 года № 31-па «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (вместе с «Перечнем потенциально опасных объектов, на которых создаются локальные системы оповещения») (с дальнейшими изменениями), комплекс ГТС «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» отнесен к I классу опасности (гидродинамические опасные объекты).
В соответствии с разделом 1, пунктами 2.1, 2.2, 2.4 и 2.5 Положением о профессиональном аварийно-спасательном формировании - горноспасательном взводе ПАО «Колымаэнерго», утвержденного генеральным директором ПАО «Колымаэнерго» в 2020 году, аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют формирования спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, инструментами и материалами.
Профессиональные аварийно-спасательный формирования (ПАСФ) – самостоятельные структуры, созданные на штатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Такое формирование создано в соответствие с Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, предназначено для проведения различного рода аварийно-спасательных работ. По решению Госгортехнадзора России согласно письма от 23 ноября 1992 года № II-22/413 создана Аварийно-спасательная служба – военизированный горноспасательный взвод приказом Директора Колымской ГЭС № 26/а от 15 февраля 1993 года, Приказом директора Колымской ГЭС № 97п от 10 июля 2002 года Аварийно-спасательная служба – военизированный горноспасательный взвод (ВГСВ) переименован в Аварийно-спасательное формирование – горноспасательный взвод.
Основной целью деятельности ПАСФ является проведение работ по локализации и ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации). ПАСФ является аварийно-спасательным формирование, созданным в структуре ПАО «Колымаэнерго».
Таким образом, военизированный горноспасательный взвод (с 1 июля 2002 года аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод) Колымской ГЭС, в котором работал истец, полностью соответствует определению аварийно-спасательного формирования, данному в статье 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», которое также как и часть 2 статьи 7 того же Федерального закона, не содержит указания на организационно-правовую форму организации, в которой создано аварийно-спасательное формирование.
Не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что занятость на работах по обслуживанию горных выработок уже действующих, то есть построенных, подземных сооружений, не дает права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с разделом I «Горные работы» Списка № 1.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что горноспасательный взвод Колымской ГЭС обеспечивал безопасность строительства подземных сооружений, продолжавшегося до 3 декабря 2007 года, то выполняемая истцом в должности респираторщика (с 1 июля 2002 года - аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод, с 1 июня 2019 года - профессиональное аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод) свидетельствует о её тождественности работе по должности «респираторщики», указанной в позиции 1010600а-18029, работа на которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы являются неубедительными и не влекут отмену или изменение решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 мая 2024 года