Решение по делу № 33-125/2024 (33-4670/2023;) от 17.11.2023

Председательствующий по делусудья Епифанцева С.Ю. Дело № 33-125/2024 (33-4670/2023)    (дело в суде 1 инст. № 2-1034/2023)УИД75RS0001-02-2022-010345-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.

судей краевого суда Погореловой Е.А., Комковой С.В.

с участием прокурора П.А.Б.

при секретаре Тимакове Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 13 февраля 2024 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах К.М.И., К.Т.В., М.А.В., Б.Н.С., Ш.Н.И., П.С.Ю., Р.Н.В. к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов к месту прохождения медицинской процедуры и обратно

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Забайкальского края

на решение Центрального районного суда г. Читы от 4 мая 2023 г., которым постановлено:

        иск заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах К.М.И., К.Т.В., М.А.В., Б.Н.С., Ш.Н.И., П.С.Ю., Р.Н.В. к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов к месту прохождения медицинской процедуры и обратно - удовлетворить.

        Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края () обеспечить транспортировку автомобильным транспортом для прохождения медицинской процедуры гемодиализа К.М.И. (паспорт ), К.Т.В. (паспорт ), М.А.В. (паспорт ), Б.Н.С. (паспорт ), Ш.Н.И. (паспорт ), П.С.Ю. (паспорт ), Р.Н.В. (паспорт ) до места получения медицинской помощи и обратно, в соответствии с графиком лечения.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора Железнодорожного района г. Читы Хомутова Ю.В.

в порядке ст. 45 ГПК РФ обратилась в суд в интересах К.М.И., К.Т.В., К.А.В., М.А.В., Р.В.А., Б.Н.С., Ш.Н.И., П.С.Ю., Р.Н.В., мотивируя тем, что материальные истцы проживают на территории г. Читы, являются инвалидами, 3 раза в неделю проходят процедуру заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа (далее по тексту - процедура гемодиализа) в Забайкальском филиале ООО «Байкальская медицинская компания» в г. Чите. Проезд до места оказания медицинской помощи в виде гемодиализа и обратно, по мнению прокурора, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Однако в нарушение норм действующего законодательства бесплатная транспортировка материальных истцов от места их проживания до места получения медицинской помощи и обратно не осуществляется. Согласно разделу 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 328.12.2021 № 2505 за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно. В соответствии с пунктом 33 главы 3 территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2021 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2020 № 645, за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения, медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. В соответствии с п. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии главой 2 данного Закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Транспортировка такой категории пациентов в медицинские учреждения является составной частью мероприятия по оказанию медицинской услуги, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи. Кроме того, способ исполнения субъектом Российской Федерации возложенной на него обязанности путем выплаты денежной компенсации, применимой по общему правилу, не может быть использован в случае, когда в силу особенностей личности пациента (его состояния здоровья, возраста, физиологических особенностей), а также фактических обстоятельств, связанных с местом проживания и организацией движения транспортных средств к месту получения лечения, гражданин не имеет возможности самостоятельно добираться до места. Просил возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность по организации и обеспечению доставки автомобильным транспортом материальных истцов, для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места проживания пациентов и обратно в соответствии с графиком лечения.

Протокольными определениями суда от 7 февраля, 3 апреля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Забайкальский филиал ООО «Байкальская медицинская компания», ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, ТФОМС Забайкальского края.

Определением суда от 4 мая 2023 г. производство в части требований заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах К.А.В., Р.В.А. к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов к месту прохождения медицинской процедуры и обратно, прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.

    Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласилось Министерство здравоохранения Забайкальского края, представитель Нохрина В.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование ссылается на положения ст. 6.1. Закона Забайкальского края от 20 мая 2009 г. № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае», согласно которым инвалиды, страдающие заболеваниями почек и нуждающиеся в процедурах гемодиализа, проживающие в Забайкальском крае имеют право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте в междугородном сообщении (за исключением проезда в вагонах категории СВ и вагонах повышенной комфортности), автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, и личном автомобильном транспорте. Порядок выплаты указанной компенсации, в том числе ее размер, определяются постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года      № 178, в соответствии с пунктом 3 которого предоставление компенсации осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 9 июля 2019 года № 887 утвержден административный регламент предоставления указанной государственной услуги. Согласно Закону Забайкальского края от 22 декабря 2022 года              № 2134-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в 2023 году на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 5 474,0 тыс. руб. Данные бюджетные ассигнования предусмотрены ответственному исполнителю государственной программы Забайкальского края «Социальная поддержка граждан» - Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Министерством финансов Забайкальского края бюджетные ассигнования, предусмотренные на исполнение указанных расходных обязательств перечисляются в установленном порядке в рамках текущего финансирования в полном объеме согласно представленным заявкам. Пунктом 6 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2019 года № 11-7/И/2-12330 «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи. Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 января 2012 года № 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи. При этом вышеуказанный Порядок не предусматривает доставки пациентов до места проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно в качестве одного из мероприятий по ее оказанию. Кроме того, перевозка указанных пациентов, получающих медицинскую услугу гемодиализа в плановом порядке, до места оказания медицинской помощи и обратно осуществляется на неспециализированном автомобильном транспорте и не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, поскольку во время следования пациента к месту лечения и обратно медицинская помощь не оказывается. Сопровождение в данном случае не предусмотрено. Медицинская помощь методом заместительной почечной терапии в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территорий Забайкальского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, оказывается пациентам бесплатно, при этом транспортировка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно данной Территориальной программой не предусмотрена. Истцами К.М.И., К.Т.В., М.А.В. Б.Н.С., Ш.Н.И., П.С.Ю., Р.Н.В. не предоставлено доказательств обращений за получением выплат или отказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в реализации права на получение компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно. Таким образом, обязанность транспортировки пациентов к месту проведения гемодиализа и обратно действующим законодательством не предусмотрена, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении принципа доступности медицинской помощи, в силу которых такая обязанность могла бы быть возложена на Правительство Забайкальского края и Министерство здравоохранения Забайкальского края не представлено. Считает, что суд удовлетворяя требования прокурора, установил новые формы компенсации затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения процедуры гемодиализа, при этом фактически осуществляет нормативное правовое регулирование, в противоречие с нормами Федерального закона и Закона Забайкальского края от 29 мая 2009 года № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае».

        Истцы, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

            Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края П.М.А., поддержавшую доводы жалобы, процессуального истца прокурора П.А.Б. о законности постановленного судом решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К ним пунктами 1, 2, 4 части 1 названной статьи отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, материальные истцы получают заместительную почечную терапию трижды в неделю в ООО «БМК» по адресу: г. Чита, ул. Нагорная, д.81, нуждаются в регулярной транспортировке на процедуры гемодиализа в связи с тяжестью основного диагноза и его осложнений.

Материальные истцы добираются до места получения медицинской услуги и обратно самостоятельно.

В связи с отсутствием организации перевозки пациентов, нуждающихся в проведении процедуры гемодиализа, которая охватывается понятием специализированной медицинской помощи, и организация которой отнесена к полномочиям органов государственной власти Забайкальского края, прокурор обратился в интересах материальных истцов с иском в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой гемодиализа. Оказываемая медицинская помощь, в том числе специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, из-за отдаленности лечебного учреждения и отсутствия возможности самостоятельного прибытия для получения медицинской помощи и обратно материальные истцы лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно.

Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа возложена на Забайкальский край в лице его уполномоченных органов, каким является Министерство здравоохранения Забайкальского края. Финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края, соответственно Правительство Забайкальского края обязано профинансировать указанные мероприятия.

Судебная коллегия не может согласиться с принятым по делу решением и находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Забайкальского края по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Законом об основах охраны здоровья граждан предусмотрено (ч. 1 ст. 81), что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Положениями п. 6 ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан определен один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи в числе прочего обеспечиваются (ст. 10 Закона об основах охраны здоровья граждан): организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

При том, что нормативы приближенности и транспортной доступности Законом об основах охраны здоровья граждан не определены, они должны конкретизироваться иными законодательными либо подзаконными актами.

Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 81 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой.

Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (ст. 34 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Положением об организации деятельности отделения диализа, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002 г. N 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.

Проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения, финансирование данного вида специализированной помощи на территории Курганской области предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 29 декабря 2017 г. N 519 (далее - Территориальная программа).

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N 17н, не предусматривает доставку пациентов до места проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно в качестве одного из мероприятий по ее оказанию.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в письме     от 17 февраля 2016 г. N 1195/26/и обращает внимание на необходимость недопущения нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату проезда пациентов к месту получения сеансов гемодиализа. ФФОМС указывает, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации. Вместе с тем, не исключается медицинская эвакуация в экстренной и неотложной форме, в случаях, распространяющихся, в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.

В рассматриваемом случае отсутствуют основания транспортировки истца специализированным автомобильным транспортом в соответствии с положениями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Таким образом, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденный Постановлением Правительства Забайкальского края № 551 от 29.12.2021 года предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Статьей 6 (1) Закона Забайкальского края от 29.05.2009 № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае» инвалиды, страдающие заболеваниями почек и нуждающиеся в процедурах гемодиализа, проживающие в Забайкальском крае, имеют право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте в междугородном сообщении (за исключением проезда в вагонах категории СВ и вагонах повышенной комфортности), автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, и личном автомобильном транспорте. Порядок выплаты указанной компенсации, в том числе ее размер, определяются Правительством Забайкальского края. Финансирование расходов на выплату компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета края.

Согласно п. 3 Порядка выплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающихся в процедурах гемодиализа, и определения ее размеров, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 № 178, компенсация производится в виде ежемесячной денежной выплаты по заявлению гражданина в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 500 рублей за один проезд к месту лечения и обратно.

Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 502 установлено, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет выплату компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, и определяет ее размере (п. 12.13.25 Положения).

ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края осуществляет выплату компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа.

По сведениям ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, истцы М.А.В., К.М.И., К.Т.В., Б.Н.С., Ш.Н.И., П.С.Ю., Р.Н.В. за предоставлением компенсации расходов на оплату проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно не обращались (т.1 л.д.128-133).

Несмотря на наличие заболевания, требующего проведение процедуры гемодиализа, материальные истцы передвигаются самостоятельно, от места жительства до места проведения лечения транспортировку организует ООО «БМК» (т.1 л.д.135-147).

Доводы прокурора о том, что в силу состояния здоровья истцы лишены возможности передвигаться на общественном транспорте трижды в неделю, судебная коллегия отклоняет как не нашедший своего подтверждения.

Согласно Методическим рекомендация для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации № 46 от 1 февраля 2018 г. выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма, II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма, III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма, IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма.

Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалида, Б.Н.С. имеет степень ограничения к самообслуживанию и передвижению – 3 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3. Нуждается в социально-средовой реабилитации или абилитации, не нуждается в технических средствах реабилитации или абилитации (т.1 л.д.81-82).

К.М.И. имеет степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению – 1 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3. Нуждается в медицинской реабилитации и социально-психологической реабилитации или абилитации, в технических средствах реабилитации или абилитации не нуждается (т.1 л.д.83-84).

П.С.Ю. имеет степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению – 1 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3. Нуждается в медицинской, социально-средовой, социально-психологической, социокультурной реабилитации или абилитации, в технических средствах реабилитации или абилитации не нуждается (т.1 л.д.90-93).

К.Т.В. имеет степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению – 1 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3. Нуждается в медицинской, социально-средовой, социально-психологической, социокультурной реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации в технических средствах реабилитации или абилитации не нуждается (т.1 л.д.94-100).

Ш.Н.И. имеет степень ограничения способности к самообслуживанию -2 из 3, к передвижению – 1 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3, к контролю за своим поведением – 3 из 3. Нуждается в медицинской, социально-средовой реабилитации или абилитации, социально-бутовой адаптации, в технических средствах реабилитации или абилитации не нуждается (т.1 л.д.101-105).

Р.Н.В. имеет степень ограничения способности к самообслуживанию – 1 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3. Нуждается в медицинской, социально-средовой, социально-психологической реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации, в технических средствах реабилитации или абилитации не нуждается (т.1 л.д.107-113).

М.А.В. имеет степень ограничения способности к самообслуживанию – 3 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3. Нуждается в медицинской, социально-средовой реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации, в технических средствах реабилитации или абилитации не нуждается (т.1 л.д.121-127).

В ходе пояснений дочери материального истца Ш.Н.И.С.Е.В., данных ею в суде апелляционной инстанции установлено, что в результате случившегося в 2016 г. у Ш.Н.И. инсульта у неё имеются сложности в коммуникации, поскольку она плохо слышит и не до конца понимает речь, однако передвигается сама и на процедуры гемодиализа ездит на такси в сопровождении дочери С.Е.В.

Кроме того, прокурором была представлена выписка из медицинской карты диализного больного № 37 Б.Н.С., которая была приобщена к материалам дела в качестве нового доказательства, согласно которой у Б.Н.С. имеется диагноз: хронический диффузный гломерулонефрит с исходом в нефросклероз, однако из указанной выписки не следует, что Б.Н.С. не может самостоятельно добираться до места получения процедуры и обратно.

В данном случае правовое значение имеет физическая возможность самого пациента добираться до места получения лечения общественным, личным транспортом либо на такси без какой-либо посторонней помощи.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что материальные истцы в силу состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, исключительных обстоятельств не могут самостоятельно следовать к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно, материалы дела не содержат, их нуждаемость в перевозке специализированным транспортом имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждена.

Таким образом, постановленное судом решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Читы от 4 мая 2023 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах К.М.И., К.Т.В., М.А.В., Б.Н.С., Ш.Н.И., П.С.Ю., Р.Н.В. к Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов к месту прохождения медицинской процедуры и обратно, отказать.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Центральный районный суд г. Читы.

    Председательствующий

    Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 февраля 2024 г.

20.11.2023Передача дела судье
12.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Производство по делу возобновлено
13.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Передано в экспедицию
13.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее