Гражданское дело №
Р е ш е н и е
именем Российской Федерации
25 июня 2018 года <адрес>
Трусовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой О.В.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>», Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом, указав, что являлся собственником жилого дома ФИО9, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастром номером <данные изъяты>, площадью 713 кв.м., по адресу: <адрес>, находящемся у истца в пользовании по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (размещения индивидуального жилого дома), который заключен с администрацией МО «<адрес>» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истцом в целях улучшения жилищных условий был снесен ветхий жилой дом ФИО9, и на принадлежащем ему земельном участке произведено строительство жилого дома литер К без разрешения соответствующих служб и оформления проектно-сметной документации.
Указал, что строительство дома осуществлено своими силами, с соблюдением санитарных и противопожарных норм, имеется техническое заключение о соответствии реконструкции строительным нормам и правилам. Строение не нарушает права и интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, просит признать за ним право собственности на самовольно возведенный жилой дом литер К, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 125,5 кв.м, жилой площадью 65,9 кв.м.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков администрации муниципального образования «<адрес>», Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие указав, что возражают против исковых требований истца, поскольку на земельный участок накладываются ограничения, установленные в связи с нахождением в шумовой зоне от аэропорта Министерства обороны РФ «Приволжский» в которой объекты для проживания людей являются запрещенным видом использования недвижимости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие указав, что возражает против исковых требований истца, поскольку на земельный участок накладываются ограничения, установленные в связи с нахождением в шумовой зоне от аэропорта Министерства обороны РФ «Приволжский» в которой объекты для проживания людей являются запрещенным видом использования недвижимости.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО8, ФИО7, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что не имеют возражений против иска.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).
Право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пунктам 26, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 26).
Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (пункт 28).
Судом установлено, что ФИО2 являлся собственником жилого дома ФИО9, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 32,4 кв.м.
ФИО2 является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 713 кв.м., по адресу: <адрес>, находящемся у истца в пользовании по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (размещения индивидуального жилого дома), который заключен с администрацией МО «<адрес>» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта, выданного Астраханским отделением Южного филиала АО «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес> ул. <адрес> находится самовольно возведенный жилой дом литер К, жилой площадью 65,9 кв.м., общей площадью 125,5 кв.м. Разрешение на строительство не предъявлено. Жилой дом ФИО9 снесен.
Управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <адрес> сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, поскольку его строительство велось без разрешения.
Материалами дела установлено, что жилой дом литер К по вышеуказанному адресу возведен с соблюдением санитарных норм и правил, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту экспертизы по обеспечению пожарной безопасности жилого дома литер К расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № составленному ООО «ПКФ «Лама», размещение жилого дома по указанному адресу не противоречит требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
В соответствии с техническим заключением, исполненным ООО «Эксперт» основные строительные конструкции жилого дома (лит К) расположенного по <адрес> соответствует строительным нормам и правилам, находится в работоспособном состоянии, не угрожают жизни и здоровью граждан, не нарушают права и интересы третьих лиц, и позволяют использовать строение по целевому назначению.
Судом установлено, что строительство жилого дома не нарушило права и законные интересы третьих лиц.
Одним из критериев самовольности постройки в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства предусмотрена ст. 30.1 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая, что истец является арендатором земельного участка, на котором расположен жилой дом, земельный участок предоставлен ему администрацией МО «<адрес>» для эксплуатации жилого дома, никто из уполномоченных органов не обращался к нему с требованием о сносе самовольной постройки, в рамках настоящего дела встречный иск о сносе жилого дома также не заявлен, суд полагает, что истец действовал добросовестно, не нарушая при этом чьих-либо прав.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 6 статьи 23 Правил землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>", утвержденных ФИО1 муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 156 для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в зонах подлета аэродрома, устанавливаются виды запрещенного использования без согласования с собственником аэродрома или старшим авиационным начальником аэродрома - в соответствии с СНиП 32-03-96 "Аэродромы", Нормами технологического проектирования аэродромов гражданской авиации <данные изъяты> г., Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 138. Виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах зон подлета аэродрома: строительство, реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства, иных объектов;
Указанные ограничения действуют в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных непосредственно в зонах подлета аэродрома.
Согласно положениям статьи 47 Воздушного Кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается ФИО1 уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлено суду доказательств, что земельный участок, собственником которого является истец, и на котором расположен спорный жилой дом находится непосредственно в приаэродромной территории в пределах которой уровень беспокойства, причиняемого авиационным шумом, превышает норму.
Кроме того, земельный участок на котором расположен жилой дом, был предоставлен в аренду истцу администрацией МО «<адрес>» именно для эксплуатации жилого дома, и согласно заключению кадастрового инженера ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом находится в границах предоставленного истцу земельного участка.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также соблюдены установленные строительные, технические, пожарные, санитарно-гигиенические, и иные правила и нормативы при возведении самовольной постройки, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь, ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>», Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на жилой дом литер К общей площадью 125,5 кв.м., жилой площадью 65,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
ФИО1 вынесено и изготовлено в совещательной комнате.
ФИО1 может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Кривошеева О.В.