Дело № 2а - 1033/2021
УИД: 21RS0016-01-2021-001135-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Бойправ В.Г.,
при секретаре судебного заседания Прокопьевой А.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Романова А.В.,
административного ответчика – осужденного Иванова А.Э., участвовавшего в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Иванову А.Э. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратился в суд с административным исковым заявлением к Иванову А.Э., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 3 года с административными ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что освобождаемый из мест лишения свободы Иванов А.Э. в период нахождения под административным надзором совершил преступления, за которые осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за административным ответчиком Ивановым А.Э. должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанных административных ограничений.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела без участия представителя, административное исковое заявление поддерживают в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание представителя административного истца в соответствии с ч. 4 ст. 272 КАС РФ, признав явку представителя административного истца необязательной.
Административный ответчик Иванов А.Э. в судебном заседании административное исковое заявление в части установления административного надзора признал, однако просил уменьшить количество административных ограничений.
Участвующий в деле прокурор в заключении по делу указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выслушав административного ответчика Иванова А.Э., изучив представленные материалы, личное дело на осужденного, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года за № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Как следует из материалов дела, решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 сентября 2017 года в отношении Иванова А.Э., подлежащего освобождению из мест лишения свободы и имеющего судимость по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2014 за совершение тяжкого преступления (ч.2 ст. 228 УК РФ), в действиях которого был установлен опасный рецидив преступлений и признанный в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов; явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 3 (три) раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом.
12 декабря 2017 года Иванов А.Э. освобожден по отбытии наказания.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 августа 2018 года Иванову А.Э. установлены дополнительные административные ограничения в виде увеличения числа обязательных явок в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации до 4 раз в месяц; запрета на пребывание в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
В период нахождения под административным надзором Иванов А.Э. осужден:
- 28 декабря 2018 года Калининским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по ч.1 ст. 158, ч.1 ст. 314.1 УК РФ с применением ч.2 ст. 69 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- 07 февраля 2019 года Московским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по ст.ст. 158.1, 158.1 УК РФ с применением ч.2 и ч.5 ст. 69 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- 08 февраля 2019 года Цивильским районным судом Чувашской Республики по ч.1 ст. 158, ст. 158.1 с применением ч.2 и ч.5 ст. 69 УК РФ к 1 году 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- 11 февраля 2019 года Ленинским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по ч.1 ст. 158 (4 эпизода), ст. 158.1 (5 эпизодов) УК РФ с применением ч.2 и ч.5 ст. 69 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- 11 февраля 2019 года Калининским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по ст. 158.1 (4 эпизода) УК РФ с применением ч.2 и ч.5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- 13 февраля 2019 года Калининским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по ст. 158.1 (3 эпизода) УК РФ с применением ч.2 и ч.5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- 15 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка № 5 гор. Новочебоксарск Чувашской Республики по ч.1 ст. 158 УК РФ с применением ч.5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Конец срока отбывания Ивановым А.Э. наказания истекает 11 августа 2021 года.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица Иванова А.Э. к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания послужило основанием для прекращения административного надзора, установленного в отношении последнего решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 20 сентября 2017 года.
Таким образом, Иванов А.Э. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступлений, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть относится к числу лиц, в отношении которых в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» должен быть установлен административный надзор.
Вместе с тем, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 постановления Пленума от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор.
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Согласно п. 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания являются основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч. 2 и ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Как следует из материалов дела, после отбытия наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 5 гор. Новочебоксарск Чувашской Республики от 15 апреля 2019 года у Иванова А.Э. сохраняется неснятая и непогашенная судимость по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2014 года за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ, которым в действиях Иванова А.Э. был установлен опасный рецидив преступлений. Наличие данной судимости также является основанием для установления в отношении Иванова А.Э., административного надзора в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.2 ст. 228 УК РФ (по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2014 г.) относится к категории тяжких, судимость по которой погашается в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ по истечении восьми лет после отбытия наказания; преступление, предусмотренное ч.1 ст. 158 УК РФ (по приговору мирового судьи судебного участка № 5 гор. Новочебоксарск Чувашской Республики от 15 апреля 2019 г.) – к категории небольшой тяжести, судимость по которой погашается в соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, в отношении Иванова А.Э. имеются два основания для установления административного надзора, при этом срок административного надзора в связи с наличием судимости по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2014 года более длительный, чем по приговору мирового судьи судебного участка № 5 гор. Новочебоксарск Чувашской Республики от 15 апреля 2019 года, поскольку судимость по первому приговору погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, то есть 12 декабря 2025 года.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом изложенных выше положений Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Иванова А.Э., имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, на срок восемь лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору, в связи с совершением которого назначается административный надзор.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 273 КАС Российской Федерации суд принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает административные ограничения.
Решая вопрос об установлении Иванову А.Э. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным (п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Из представленных материалов, личного дела осуждённого усматривается, что осужденный Иванов А.Э. отбывает срок уголовного наказания в ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии с 10 июня 2019 года. После прохождения карантинных мероприятий был распределен в отряд № 7, в настоящее время содержится в отряде № 8. Был трудоустроен швеей 2 разряда в цехе № 3 ЦТАО. Уволен в связи с водворением в ШИЗО. Поощрений не имеет. Имеет 106 взысканий, которые не сняты в качестве поощрения и не погашены по истечению срока давности. Постановлением начальника ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии от 29 апреля 2021 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания. Состоит на профилактическом учете № как <данные изъяты>. По характеру хитрый, лживый, наглый. В коллективе осужденных уживчив, конфликтных ситуаций в отряде не допускает. Мероприятия воспитательного характера, общие собрания осужденных, посещает под контролем сотрудников администрации, из проведенных индивидуально-профилактических бесед должных выводов для себя не делает. Общается с осужденными, характеризующимися только с отрицательной стороны. С представителями администрации учреждения ведет себя не всегда вежливо и тактично. Правила личной гигиены соблюдает не всегда, допускает нарушения формы одежды. К мероприятиям по благоустройству территории относится лояльно, инициативу не проявляет. Связь с родными и близкими поддерживает, получает передачи. Иска нет. В совершенном преступлении в зале судебного заседания вину признал.
Администрацией ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Иванов А.Э. характеризуется отрицательно.
Согласно выводу <данные изъяты> характеристики осужденный Иванов А.Э. нуждается в <данные изъяты>.
Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», принимая во внимание обстоятельства, характер и тяжесть совершенного Ивановым А.Э. преступления, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведения, как до совершения преступлений, так и в период отбывания наказания, а именно отрицательно характеризующегося администрацией исправительного учреждения по месту отбывания наказания, суд считает необходимым установить в отношении Иванова А.Э., административный надзор на срок 8 лет с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц для регистрации; запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требования об установлении административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, кроме работы в ночное время, поскольку необходимости в установлении данного административного ограничения из представленных суду материалов не усматривается.
Выбранные административные ограничения направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения. Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, медицинскую помощь. Статьей 12 Федерального закона предусмотрен механизм исполнения избранных Иванову А.Э. ограничений, в том числе, при решении вопросов о его трудоустройстве. Так, ч.3 ст.12 Федерального закона предусматривает возможность получения поднадзорным лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд в связи с исключительными личными обстоятельствами, к числу которых относятся заключение трудового договора или заключение гражданско-правового договора о выполнении работ или оказании услуг.
Указанные административные ограничения согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
При этом суд разъясняет, что установленные административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Иванов А.Э., вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Иванову А.Э., освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Иванова А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 марта 2014 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить Иванову А.Э. административные ограничения в виде:
обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 1 (один) раз в месяц для регистрации;
запрета выезда за пределы территориального муниципального образования по месту регистрации без согласия государственного органа, осуществляющего надзор.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, кроме работы в ночное время, отказать.
Разъяснить Иванову А.Э., что несоблюдение административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Предупредить Иванова А.Э., в случае неприбытия без уважительных причин при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2021 года.
Председательствующий: судья В.Г. Бойправ